СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению. Рассказ М. Зощенко "Ёлка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке уроке приводятся разнообразные формы и методы работы над данным произведением.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению. Рассказ М. Зощенко "Ёлка"»

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 класс

Тема урока

М. Зощенко «Ёлка»

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

    Познакомить учащихся с новым произведением.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

учить работать над содержанием рассказа, используя различные виды чтения; учить полно и точно выражать свои мысли в устной форме; давать характеристику героям, их поступкам. Определять главную мысль произведения.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

    Умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Готовность слушать учителя и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Навыки сотрудничества с учителем. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; наличие мотивации к работе на результат.

Коррекция нарушений развития ребенка

Развивать мыслительную деятельность, внимание, память, выразительную речь учащегося

Основные понятия и термины

Непонятные слова в произведении

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Презентация, учебник «Литературное чтение», пословицы, кроссворд, карточки с планом

Методы обучения

словесные, наглядные, практические.

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

Орг. момент

Приветствует учащихся, настраивает их на рабочий лад

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на рабочий лад

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Актуализация опорных знаний

- Какой рассказ вы читали дома?

- Назовите героев рассказа?

-Куда отец отправил Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

- Куда любила ходить Дагни в городе?

- Что делала Дагни, когда возвращалась со спектакля?

- Что произошло на концерте, куда Дагни отправилась с родственниками?

- Что хотелось Дагни сделать?


- Чему учит этот рассказ?

Корзина с еловыми шишками.

Дагни, Григ, Магда и Нильс

Отец отправил её погостить к тете в другой город

в театр

она плакала, потому что считала, то, что показывают на сцене — правда.

Ведущий объявил, что сейчас будет играть музыка, посвященная Дагни

Дагни хотелось обнять Грига и сказать ему спасибо

нужно дарить людям радость

Умение восстанавливать события с помощью вопросов, определять знание/незнание текста.

Самоопределение к деятельности

    ЛКЁА

- Из набора букв составьте слово, которое поможет вам узнать тему урока

- Какое слово у вас получилось?

- Что вы знаете о ёлке?



- Прочитайте тему урока

- Глядя на иллюстрацию, предположите, о чем пойдет речь в этом произведении?

- События рассказа, над которым мы сегодня будем работать, происходят как раз под Новый год.

- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Из набора букв собирают слово



ёлка

ёлка — это хвойное дерево, растет в лесу. На новый год ёлку приносят домой и наряжают

М. Зощенко «Ёлка»

…...





…....

Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.















Умение слушать учителя, формулировать свое речевое высказывание

Знакомство с биографией автора

Михаил Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии он поступает в университет, но через год уходит на фронт. Участвует в боях, в которых проявил свою храбрость. Трижды был ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Награжден пятью орденами и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Там он встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет он умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Словарная работа

    Золотушный ребенок – больной ребенок

    Длинновязая – высокая

    Пастилкакондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

    Церемониться – проявлять мягкость, стеснение

Пытаются объяснить значения незнакомых слов, находят их значение в словарике или в интернете

Познавательные УУД: уметь находить значение слов и выражений в словаре учебника и сносках к тексту

Первичное восприятие текста

https://www.youtube.com/watch?v=6h880x_F8zk

- Я предлагаю вам посмотреть мультфильм по этому произведению и после просмотра я задам вам вопросы.

– Понравился мультфильм?

– Назовите главных героев

– Чем наряжали елку в то время?

- Что сделали Леля и Минька?

- Как мама наказали ребят за это?


- Чем закончился праздник?

- Хорошо вели себя Лелька и Минька?

Смотрят мультфильм




понравился

мама, папа, Леля и Минька, гости

Бусами, флагами, фонариками, золотыми орехами, пастилками, яблочками

Они съели пастилки и надкусили яблоки

Лелю поставила в угол, а Минькин подарок отдала другому мальчику

Гости ушли обиженные

плохо себя вели, они испортили подарки и выгнали гостей

Коммуникативные УУД: уметь внимательно смотреть мультфильм и формулировать ответы на вопросы по содержанию просмотренного мультфильма, участвовать в диалоге

Физминутка

- А сейчас давай немного отдохнем.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Выполняют движения совместно с учителем

Умение выполнять движения по инструкции

Знакомство и анализ произведения

- А сейчас откройте учебник на стр.59 и начинайте читать текст по цепочке. По ходу чтения я буду задавать вам вопросы.

- От чьего имени написан рассказ?

- Что вы узнали про Лелю?


- Что узнали про Миньку?


- Что Леля предложила Миньке?


- Когда дети подошли к ёлке, что Леля сделала?

- Как поступил Минька?

- Как вы оцените поступок ребят?


- Что еще произошло около ёлки?


- Как обнаружилось их преступление?


- Как мама наказала детей?


- Почему гости обиделись?


- Как поступил папа?


- Что папа сказал детям?

Читают произведение



от имени автора

Леле было 7 лет, она была высокая, долговязая, бойкая

Миньке было 5 лет, невысокого роста, тихий, скромный

Она предложила пойти в гостиную и посмотреть ёлку

Леля взяла пастилку и съела её.

Минька откусил яблоко.

Они поступили плохо, эти угощения были предназначены для гостей

стул упал на куклу и у нее откололась рука

когда мама стала раздавать гостям сладости, тогда и обнаружилось это

она Лелю поставила в угол, а Минькин подарок подарила другому мальчику

потому что подарки были испорчены и Леля с Минькой стали прогонять гостей

Папа погасил свечи на ёлке и отправил детей спать

он не хочет, чтобы они выросли злыми и жадными, потому что им от этого будет трудно жить

Формирование умения анализировать произведение; характеризовать и оценивать поступки героев; устанавливать причинно – следственные связи. Формирование умения слушать и понимать речь учителя, находить нужную информацию в тексте учебника.


Характеристика героев

Составление кластера

- Вам нужно с помощью опорных слов составить характеристику Лели и Миньки



Леля

Минька

Возраст

7 лет

5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Маленького роста

Характер

бойкая

тихий

Что могли достать на ёлке?

Может высоко достать

Ничего не может достать


Составляют характеристику героев (в табличку вклеивают полоски с описанием героя)

Формирование умение удерживать задачу; характеризовать и оценивать поступки героев;

Работа с иллюстрациями, с текстом

- Я буду показывать вам иллюстрации, которые соответствуют этому произведению. Ваша задача — рассказать, какой фрагмент на ней изображен и найти описание в тексте.

Находят в тексте описание к рисункам

Формирование умения удерживать задачу урока, выполнять учебные действия с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.













Личностные УУД: нравственно-этическая оценка, умение строить речевое высказывание







Формирование адекватной самооценки, осознанности учения; адекватное реагирование на трудности

Анализ действия папы

(карточка)

- Как вы считаете, помогли ли родители понять детям, что они поступили неправильно

- Как поступил папа? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните следующее задание:

Вставьте в текст недостающие слова.

«— Такое воспитание (губит) моих детей. Я не хочу, чтобы они (дрались), (ссорились) и выгоняли (гостей). Им будет (трудно) жить на свете, и они (умрут) в одиночестве»


Помогли





выполняют задание

Работа с пословицами

- Какие из предложенных пословиц подходят к рассказу «Ёлка»?

1) Тайное становится явным.

2) Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

3) Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

4) Не прячь свои ошибки от родителей.

Выбирают подходящие пословицы и объясняют их смысл



все пословицы подходят к этому рассказу

Итог урока. Рефлексия.

- С каким рассказом вы познакомились сегодня на уроке?

- М. Зощенко своей историей хотел донести до нас какую – то важную мысль. Я вам предлагаю несколько отрывков из рассказа. Ваша задача — выяснить, в каких словах отражен главный смысл этого произведения?

«В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!»

«И мама каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады»

«И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный».

- Как понимаете эти слова?


- Оцените свою работу на уроке

С рассказом М.Зощенко «Ёлка»





главный смысл произведения:

«И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный».











Нельзя брать чужое. За свои поступки нужно уметь отвечать

оценивают свою работу