СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказ В.Осеевой «Хорошее», 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта составлена на основе программы УМК "Школа России" по учебнику "Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др."

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказ В.Осеевой «Хорошее», 2 класс»

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе

по теме: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказ В.Осеевой «Хорошее»

(УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности.

Планируемые предметные результаты: учащиеся должны уметь читать выразительно по ролям,

передавая настроение, отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте, работать в паре и группе, соотносить основную мысль рассказа с пословицей, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать авторское отношение к героям.

Личностные УУД:

-ценить и уважать базовые ценности: «добро», «семья», «настоящий друг»;

-оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности и план выполнения заданий под руководством учителя;

- контролировать свои действия и действия другого;

-оценка своего задания и самоконтроль.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- выполнять различные роли в группе;

- работать в паре.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами;

- умение анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.




Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов

I.Организацион-

ный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель:

- выработка внутренней готовности к учебной деятельности


Доброе утро! Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Садитесь!

- Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку?


- Поднимите руку, кто считает себя настоящим другом, готовым прийти на выручку.

Самоконтроль готовности.






Реакция на учителя, внимание.

Регулятивные: самоконтроль.




Личностные: правильно идентифицируют себя с позиции друга, товарища

II. Актуализация знаний

Цель:

- речевая разминка;

- общая установка на урок;

- создание ситуации успеха

- Прочитайте пословицы:

1) Не мил и свет, когда друга нет.
2) Вежливости все двери открыты.


- К какому разделу учебника можно отнести данные пословицы?


Зачитывают пословицы.




- Я и мои друзья.

Предметные: развивать выразительное чтение;





III. Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности

Цель: создание проблемной ситуации

- Мы уже познакомились с несколькими рассказами из данного раздела. Где можно найти названия этих рассказов?

- Перечислите их.




- На какие качества человека обращают внимание авторы в своих произведениях?


- Какими качествами должен обладать настоящий друг? Ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока.

Прочитайте еще одну пословицу:

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением, которое поможет лучше понять смысл этой пословицы автора и название которого вы назовете сами.


-Прочитайте фамилию автора.

YNВАLЛRЕНJТWИНFА ОNСUЕJRЕSВZА

- В содержании.




- «Анна, не грусти!»

- «Два пирожных»

- «Волшебное слово»


- Доброта, вежливость

- Умение прийти на помощь

- Умение сопереживать






Читают.



Высказывают свои предположения.








Убирая буквы английского алфавита, дети читают ВАЛЕНТИНА ОСЕЕВА

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.




Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.




Регулятивные:

Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.







Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.


IV. Решение учебной задачи.

Цель:

- знакомство с произведением,

- анализ содержания;

-формулирование выводов на основе прочитанного.

- С каким произведением Валентины Осеевой вы уже знакомы?

- Какого качества не доставало главному герою?


- Валентина Осеева написала много замечательных рассказов, главными героями которых являются ваши сверстники. Что еще вы знаете об этой писательнице?


- Тогда давайте расширим свой кругозор и найдём нужную информацию на листочках, которые лежат у вас на столах (работа в группах). Но сделать это не так-то просто. Среди нескольких предложений, которые вы сейчас прочитаете, лишь одно содержит нужную информацию. Прочитайте и выберите его, чтобы всем рассказать (Приложение 1).


-Название рассказа вы узнаете, если переставите слоги в этой записи местами ЕРОШЕХО

- Как выдумаете, о чем может идти речь в рассказе с таким названием?

Первичное чтение рассказа.

- Что же хорошего в рассказе?



- А что было не очень хорошим в рассказе?


- Найдите в тексте и зачитайте, о чем именно мечтал Юра?

- А как на самом деле поступал Юра?

- Надо ли ждать беду, чтоб совершить хороший поступок?


- Волшебное слово.



- Вежливости




Ребята делятся своими знаниями.






Работаю в группах, читают предложенный текст, выделяют предложение, относящееся к теме, зачитывают его.







Делят на слоги Е-РО-ШЕ-ХО

и читают название «Хорошее»

Высказывают свои предположения.


Читают, следят за чтением.


- Хорошие мысли, хорошие желания.


- Поступки героя.



Выборочное чтение.


- Оказывался помогать.



Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.











Коммуникативные: понимать письменную речь других, общаться и работать в группе









Регулятивные:

Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.



Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других. Высказывать свою точку зрения.


Познавательные: Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.




V. Динамическая пауза

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и восстановление физических сил ученика.

Отдохнуть пришла пора!

Поднимайся, детвора!!!

Быстро встанем по порядку –

Дружно сделаем зарядку!

Все готовы? Не зевай!

Упражненья начинай!

Выполняют комплекс упражнений.

Личностные:

Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.


VI. Закрепление знаний, применение их на практике.

Цель: - выразительное чтение по ролям;

- анализ произведения с точки зрения нравственности.

- Сейчас мы будем с вами читать этот рассказ по ролям.


- Сколько действующих лиц в этом рассказе?

- Кто должен читать слова, после авторских: «Юра думает...»?


- Есть ли слова у Трезорки?



- Как нужно читать мысли Юры?

- А слова, обращенные к сестре, няне и собаке?




- Как выдумаете, почему Валентина Осеева назвала рассказ «Хорошее».

- Можно ли пословицу «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить» записать в названии рассказа? Почему?

- Можно ли Юру назвать настоящим другом? Почему?

- В начале урока был задан вопрос: какими качествами должен обладать настоящий друг?

У вас на партах лежат карточки, в которых перечислены различные качества человека. Вам нужно внимательно прочитать их и подчеркнуть качества настоящего друга зеленым цветом. (Приложение 3).

Подготовка к чтению по ролям.


- 5 действующих лиц, автор


- Юра



- Да, то, что он думает, как будто хочет сказать.


- Мечтательно.


- Грубо, резко.


Повторное чтение текста по ролям.


Высказывают свою точку зрения.







- Нет.



Выполняют задание в парах, зачитывают вслух и сравнивают результат.

Познавательные: читать по ролям произведение.

Регулятивные:

Контролировать свои действия и действия другого.

















Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.



Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других. Высказывать свою точку зрения. Работать в паре.



VII. Домашнее задание

Цель:

- организация выполнения домашней работы

Стр.93-95 выразительное чтение, иллюстрация к любому рассказу из раздела, кроссворд по прочитанным произведениям.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организация рефлексии собственной учебной деятельности.

Организация рефлексии учебной деятельности.

Перед вами три высказывания.

1. Я уважителен и доброжелателен к людям.

2. Я не всегда бываю уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь исправиться.

3. Мне трудно быть уважительным и вежливым.

Какое из предложенных высказываний вы отнесете к себе?


Каждый из вас готов всегда
Делать добрые дела?
Услышав правильный поступок говорите четко — да!

Будем старших уважать?

Будем дерево сажать?
Будем маме помогать?
А братишку одевать?
Позаботимся о кошке?
Птицам мы насыплем крошки?

Позаботимся о друге?
И цветы польем на клумбе?

Будем добрыми всегда?

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.



Анализируют и оценивают свое поведение и поступки.












- Да!



-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

-Да!

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.


Личностные:

Способность к самооценке на основе нравственных норм.





Приложение 1.

Задания для групповой работы:

  1. Как быстро пролетело лето. Валентина Александровна Хмелёва родилась 15 апреля 1902 года в городе Киеве. На столе лежат книги, пенал, много тетрадей, краски.

  2. Очень ярко светит весеннее солнышко. Сергей Михалков написал много стихов для детей. В юные годы она мечтала стать актрисой.

  3. Жёлтый листочек упал с берёзки. Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения. Работала с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями.

  4. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Художник рисует осенние листья. Иван Шишкин – великий русский художник.

  5. Где цветок, там и медок. Не одежда красит человека, а добрые дела. Любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

  6. Награждена государственной премией за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи». Москва – столица нашей Родины. Предложение состоит из слов.


Приложение 2.

Задание для работы в паре:

Добрый, резкий, грубый, отзывчивый, верный, эгоистичный, сочувствующий, угрюмый, смелый, честный, дерзкий, вежливый, преданный, милосердный, равнодушный, заботливый.



Приложение 3.

Материал для учителя:

Валентина Александровна Осеева (1902-1969) - детская писательница. Родилась в Киеве. Отец работал инспектором на элеваторе, мать — корректором в газете.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института имени Н.В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

В 21 год В. Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей Она отдала 16 лет этому делу, работая воспитательницей в детских учреждениях для беспризорников и малолетних правонарушителей. На досуге В. Осеева сочиняла для ребят сказки, писала пьесы, и сама ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937г. В. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».

Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», увлекательные истории которого повествуют о человеческих отношениях. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.



В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».



Рассказ В.А. Осеевой «Просто Старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, - ответил мальчик.

— Мама? - удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тетя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка!