Учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль.
Учиться планировать работу.
Воспитывать любовь к матери, родине, сформировать понятие «малая родина».
приложения с толкованием слов, презентации Microsoft Office PowerPoint, памятка.
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | -Сейчас у нас урок литературного чтения. -Давай настроимся на работу, улыбнемся друг другу. Садись правильно, спинка прямая. | Приветствие учителя, подготовка рабочего места. | Ребенок выполняют действия, предложенные учителем. | Психологический настрой на учебную деятельность. Установление отношений сотрудничества между учителем и учеником. |
2.Проверка домашнего задания. | -Перед проверкой домашнего задания потренируемся в произношении, прочитаем чистоговорку. -Первый раз читаем медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно. (слайд № 1) Букву «Р» мы учим дружно, Букву «Р» знать очень нужно Чтобы правильно, на пять Имя Родины сказать: РОССИЯ. -Как называется наша с тобой Родина ? - Прочитай еще раз чистоговорку в среднем темпе, выразительно и добавь название нашей Родины. (слайд № 2) - У каждого человека есть своя малая родина, то место, где он родился. Как называется наша с тобой малая родина? - Как связана эта чистоговорка с домашним заданием? -Сейчас посмотрим, как ты поработала? -Как ты сама ответишь на заданные тобой вопросы? | Формулирует задание. Демонстрирует чистоговорку.
Оценивает выполнение работы. | Ребенок читает чистоговорку. Задает вопросы. Отвечает на вопросы. | |
4. Постановка цели урока | - Вспомни, какое определение слова «Родина» ты узнала на прошлом уроке из толкового словаря? (Родина- это отечество, родная сторона, место рождения.) - Какой синоним к словам Родина и Отечество можно еще подобрать? -Посмотри внимательно на экран и скажи, узнаешь ли ты чей это портрет? (слайд № 3-4) (Если не узнаешь, обратись в «Художественную галерею») - А с какими произведениями этого писателя мы уже знакомились в этом году? -Каким предстал в этих произведениях перед нами М.М.Пришвин? | Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Демонстрация портрета М.М.Пришвина. | Отвечают на вопросы учителя.
Подбирает синоним.
Отвечает на вопросы учителя. | |
6. Открытие нового знания | - А сейчас открой учебник на странице 14 и прочитай название произведения, с которым познакомишься сегодня. - Какие цели поставишь перед собой? (слайд № 5) Познакомиться …..(с новым произведение ) Буду учиться….( делать выводы) Узнать…..( новое из биографии писателя) Высказывать….(свое мнение о прочитанном) -Молодец, цели поставлены, а сейчас немного отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд № 6) - В этом произведении встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать в тексте потренируется. -Как будем читать трудные слова? (слайд № 7) СО-КРО-ВИ-ЩА ПОК-РЫ-ВА-ЛОСЬ КИ-ПЯ-ТИ-ЛОСЬ ВСТА-ВА-НИ-Ю КЛА-ДО-ВАЯ(СОЛНЦА) -Попробуй объяснить смысл слов СОКРОВИЩА КЛАДОВАЯ - Где мы можем посмотреть лексическое значение этих слов? - Обратись к толковому словарю и сравни со своим ответом? - Насколько близка ты была в своем ответе? - А, сейчас прочитаем произведение. ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. - К какому жанру литературы относится это произведение? - Рассказ такого вида называется «ОЧЕРК» - Найди в словаре значение слова «Очерк», зачитай. - Внеси его в наш словарик терминов. (слайд № 8) (Очерк- небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных ситуаций.) - От чьего лица ведется повествование в тексте? (отвечает) - Какое самое яркое воспоминание детства осталось в памяти автора? (зачитывает) - Какое значение имеет это событие в жизни М. М. ? (зачитывает) - Какая привычка сформировалась у Пришвина вследствие этого события? (зачитывает.) - Сохранилась ли эта привычка у автора во взрослой жизни? (зачитывает) - В чем Пришвин видит залог здоровья, радости, жизни и счастья людей? (зачитывает) - Какое любимое занятие было у М. М. ? (своими словами) - В чем особенность охоты Пришвина? (зачитывает) - О чем это говорит? (отвечает) - К кому обращается автор с призывом? (отвечает) - Прочитай призыв Пришвина к детям? (зачитывает) - Что значит «кладовая солнца» ? (отвечает) - Что М. М. называет сокровищами жизни? (отвечает.) - Как нужно к ним относиться, по мнению Пришвина? (зачитывает) - К чему призывает нас автор в этом тексте? (отвечает.) - Что значит, для автора охранять природу? (зачитывает) - Обобщение: какой же смысл вкладывает в слово Родина М. М. Пришвин? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Формулирует задание
Организует беседу по уточнению первичных знаний. | Ставит перед собой цели урока.
Выполняет словарную работу.
Высказывают свое мнение. Поиск информации. Сравнивает. Читают текст Высказывает свои предположения. Поиск информации. Озвучивает понятие. Отвечают на вопросы учителя. | |
6.Закрепление нового | - Давай прочитаем синквейн на тему «Родина», который ты составила на прошлом уроке после знакомства с произведение Ю. Яковлева « О нашей Родине». -А теперь составь синквейн на эту же тему, но с опорой на произведение М. М.Пришвина. ( слайд № 9) -Прочитай. - Сравним, что изменилось в синквейне после знакомства с очерком М.М.Пришвина? | Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Читает синквейн. Самостоятельная работа. Сравнивает | |
7. Контролирующее задание | - А сейчас проверим, насколько внимательно ты читала произведение.. Вставь пропущенные слова. https://docs.google.com/document/d/1zLjky7x1AwfkRf1HuoG2VjhtdbTJo5LZ8duHeCQl8vQ/edit?usp=sharing 1. Я однажды встал тоже.... (до солнца) 2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался.... (прекрасным) 3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать.... (восход Солнца) 4. Моя охота была и тогда и теперь -.... (в находках) 5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо... (открывать) и.... (показывать) 6. И охранять природу — значит.... (охранять Родину) - Открой учебник и посмотри, насколько внимательно ты прочитала произведение? | Осуществляет: индивидуальный контроль | Самостоятельная работа. Учащаяся осуществляет самоконтроль. | |
8. Подведение итогов и рефлексия | - Какие задачи мы поставили в начале урока? - Добились их выполнения? Вернись к поставленным задачам и проговори -Я узнала о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу. - Я поняла, что охранять природу, значит беречь Родину. -Я узнала, что Пришвин М.М.называл свои произведения очерками. - Я высказывала свое мнение, как нужно относиться к природе. За что ты похвалила бы себя? - Что тебе захотелось сделать после этого урока? | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Учащаяся дает оценку деятельности по ее результатам. Проводится рефлексия. | |
9. Информация о домашнее задании | -Внимательно прочитай домашнее задание и выбери то, которое тебя больше заинтересовало. ( слайд № 10) | Обеспечить понимание учащимися содержания и выполнения домашнего задания. | Учащаяся выбирает задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. | |