СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Мена»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник «Литературное чтение» 2 класс (3 часть), автор: О.В. Кубасова,

презентация по теме урока,  толковые словари

карточки со словами

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Мена»»»

Технологическая карта урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Мена»»



Автор: Белова Наталья Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

ОУ: МБОУ НОШ - ДС р.п. Чаадаевка

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки со словами


Тема

Русская народная сказка "Мена"

Цель


Создать условия для осознанного определения обучающимися главной мысли сказки - не в деньгах счастье - через анализ произведения, и научиться читать сказку выразительно по ролям, овладения умением давать характеристику героям сказки

Задачи

Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.
Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.
Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.
Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания и доброты.

Планируемый результат

Личностные УУД: формирование интереса к чтению, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


Регулятивные УУД: определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.


Познавательные УУД: прочитать текст и понять его фактическое содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении.


Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.

Основные понятия

Сказка, авторская, барышник, купец, овчар,

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык

Ресурсы урока:



Учебник «Литературное чтение» 2 класс (3 часть), автор: О.В. Кубасова,

презентация по теме урока, толковые словари

карточки со словами

Этап урока

Учитель

Ученики

УУД

Организационный момент

Приветствует детей, настраивает на работу на уроке

Проверяют свою готовность к уроку


Проверка домашнего задания

Ребята, дома вы читали произведение Эммы Эфимовны Мошковской «Жадина».



Познавательные УУД 

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Формулирование познавательной цели.Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности(контролю,оценке)как первого шага к самообразованию и самовоспитанию-МУУД;


Подготовка к восприятию

Ребята, а какое качество высмеивает автор в своём стихотворении?

-Встречались ли в жизни с такими ситуациями?

-Как вы себя при этом чувствовали?

-А как вы думаете жалко ли вам расставаться с какой любимой вещью?


Как можно поступить, чтобы и своё не потерять, и не оказаться жадиной?

-В чём суть обмена?

Давай поменяемся: я тебе ручку, а ты мне - телефон? Согласна?

-Т.е. главное условие обмена -…?


- Подберите родственные слова к слову мена. Выделите корень





Жадность







Можно поменять что-то



Должен быть равнозначным


Обмен, менять, обменивать, меняла, разменивать, меняльщик, заменить, выменять, обменщик, променять, заменять

Формирование интереса к изучаемому материалу-ЛУУД

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу














На доске

Работа со словарём

У вас на столах лежат словари, пожалуйста, найдите определение слову «мена».


Мена значит обмен, менять – это отдавать что-то своё и получать вместо него что-то другое, обычно равноценное.

Познавательные УУД осуществлять поиск и выделять необходимую информацию


Подготовка к чтению

Сегодня мы будем знакомиться с произведением и узнаем, как происходил здесь обмен.


Откроем страницу 18.


Прежде чем начать читать сказку, давайте выясним значение слов, которые могут быть незнакомы. Слайд 2-9

Купцы — люди, занятые в сфере торговли, купли-продажи.

Мужичок-серячок – обычный, ничем не примечательный человек.

Барышник – торговец лошадьми.

Табун – стадо или сообщество лошадей, как диких, так и домашних.

Волы – особый вид быков, использующийся, как мясное и рабочее животное. 

Овчар – овечий пастух.

Коробейник - мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею (булавки, пуговицы, ленты, перчатки), ткани, книги и т. п.

Плетень - плетёный забор из прутьев и веток.




















Познавательные УУД 

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Формулирование познавательной цели.

Знакомство с текстом










Физминутка

1. Первичное чтение учителем.

(До момента, когда мужик нашел кусок золота)


-Предположите, что будет дальше?

-Что бы сделали вы, если бы у вас оказался кусок золота размером с конскую голову?


2. Чтение подготовленными уч-ся.

Читают диалоги сказки.






Высказывают предположения




Познавательные УУД

Умение работать с книгой



Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.






Понравилась ли вам сказка?

Кто главные герои сказки?

Что вы можете сказать о старике и его старухе?

Старик глуповатый, но добрый, приветливый, нежадный, старуха тоже к нему добра.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности.-ЛУУД


Познавательные УУД

Умение работать с книгой, давать четкие определения понятиям; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Почему старушка не расстроилась, увидев мужа с пустыми руками?

Найдите в тексте слова и прочитайте.

«Ну хорошо, голубчик, что ты хоть сам вернулся!»

Подтвердите, что старик и старуха добрые?


Да, он поступил как герой, бросился на помощь утопающему.

Старик бросился на помощь утопающему человеку, а старуха не ругала мужа за то, что он пришёл домой с пустыми руками.

Верите ли вы тому, что старичок со старушкой счастливы? Почему?

Они добрые, не жадные, хорошо относятся друг к другу, потому и живут в покое, согласии.

Подумайте, а мог ли обмен идти в обратном порядке? Почему?



Ребята, почему сказка называется «Мена»?

Как бы вы назвали эту сказку?

Нет, потому что, те люди, которые менялись со стариком, они жадные и хитрые.

Работа в парах

И так: со сказкой вы познакомились. А теперь представьте, что вы мультипликаторы. Вам нужно снять мультфильм по этой сказке.

Я вам хочу предложить выполнить одно задание.

У вас на столе карточки с эпизодами текста, пожалуйста, поработайте в паре и расположите их в правильном порядке.











Молодцы ребята, это называется планом. на следующем уроке он нам будет необходим.



  1. Помощь купцу. Получение награды.

  2. Встреча с барышником.

  3. Обмен с пастухом.

  4. Обмен вола на барана.

  5. Мена барана на поросёнка.

  6. Старик и коробейник.

  7. Возвращение домой.

Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.- КУУД

Овладение приёмами,

поискового(просмотрового), чтения-УУД

Познавательные УУД

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Итог урока

Слайд Ребята, какая пословица яснее выражает главную мысль сказок?

Как нажито, так и прожито.

На чужом горе своего счастья не построить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не нужен клад, коли в семье лад.


О чем заставила задуматься сказка?


Как нажито, так и прожито.

Не нужен клад, коли в семье лад.

Познавательные УУД формировать умение употреблять пословицы в обычной речи;

выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Развитие ценностно-смысловой сферы личности -ЛУУД;

Коммуникативные УУД

умение выражать свои мысли


Рефлексия

Оцените урок. здесь лежат смайлики (грустные, равнодушные и веселые). по одному подойдите и возьмите смайлик тот, как вы оцениваете этот урок. Будьте так добры, покажите мне, а теперь гостям. Этот смайлик останется вам в подарок.


Ребята, а может быть поменяетесь смайликами с соседом по парте?

Выбирают смайлик

Личностные УУД

Оценивать собственную и коллективную деятельность.

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


Д/З

Стр. 18-22 (выразительное чтение по ролям) или найти эту сказку только авторскую К.Д. Ушинского и прочитать ее