| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный этап | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | фронтальная | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели. Ну, теперь проверь дружок, ты готов начать урок? Все ль на месте, все в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Музыкальный файл из м/ф «38 попугаев» Песня «Ужасно интересно всё то, что неизвестно…» | Проверяют самостоятельно готовность к уроку Слушаю отрывок из мультфильма. | Мотивация к познанию нового. Эмоциональный настрой. | Наблюдения учителя. |
2 | Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Фронтальная Работают в парах. | - Из какого мультфильма прозвучала песня в начале урока? - Назовите героев этого мультфильма. -Они пришли к нам на урок и приготовили для вас задания. - Посмотрите на геометрические фигуры Мартышки и скажите, что изменилось. - Каких чисел нет в этом ряду? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны посмотреть, по какому правилу составлен ряд чисел. - В каком порядке записаны эти числа? -В каком порядке разложены ваши числа? Проверим, как вы умеете работать с числами. -Какое число следует за числом 6,8? -Как называются эти числа? -Какое число стоит перед числом 3,7? -Как эти числа называются? -Помогите Мартышке решить примеры. Что получится? Результат покажите при помощи карточки. -Ребята, герои мультфильма приготовили для вас задание. У вас на столе полоски. Сравните их длины. Как вы будите это делать? - Покажите самую длинную полоску и самую короткую - Почему вы показали две полоски? - Каким способом вы сравнивали полоски? - А теперь возьмите карточку. Посмотрите, что на ней изображено? - Какой отрезок длиннее: зелёный или синий? - Какой отрезок короче: красный или синий? - Как вы это определили? - Какой отрезок длиннее: зелёный или красный? - Можно ли определить на глаз? - Ни один из знакомых способов сравнения длин отрезков не подходит. Что вы можете предложить? - Как вы думаете, чему мы сегодня на уроке должны научиться? - Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки новой меркой. – На партах найдите полоски – мерки. А что такое мерка? – Вместе с соседом измерьте длину самой длинной красной полоски, которая у вас лежит на парте. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине полоски. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать. Откуда начнете измерение? – Сколько раз мерка поместилась в полоске у 1 ряда – 6 раз? У 2 ряда– 3 раза? 3 ряда– 2 раза? – Получилась разная длина. – Ребята, что же это такое? Разве у нас полоски разные? – Почему же так получилось? – Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый ответ? | Отвечают на вопросы учителя. - «38 попугаев». - Слон, обезьяна, удав и попугай. 1. Форма. 2. Цвет и форма. 3. Размер, цвет и форма. 4. Форма и цвет. - Каждое следующее число увеличивается на 2. -В порядке убывания. -В порядке возрастания. -7,9. -Следующие. -2, 6. -Предыдущие. Показывают карточку с нужным числом. - Накладывать полоски друг на друга, совмещая начало полосок. Показывают две полоски. -Они одинаковой длины. Отвечают на вопросы учителя - Наложением. - Два отрезка зеленый и синий. - Это видно на глаз. Ответы детей. -Нет. - Отрезки нужно измерить меркой. Ответы детей. То, чем измеряют. Считаю, измеряют. Делают выводы. Измеряли разными мерками. Нужно отрезок измерять с помощью одной и той же мерки. Высказывают мнение, формулируют выводы о необходимости введения единой мерки для измерения длины | Способствовать развитию интереса к математике уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; отличать новое от уже известного с помощью учителя; | Наблюдения учителя |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Обсуждение затруднений | | Видео - Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма. - Что делали зверята? - Как они его измеряли? - Почему получались разные результаты? - Ребята, а кто из вас знает, какими мерками длины люди пользовались раньше? Историческая справка. Единицы измерения длины. Оказывается, в старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека. Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца. Фут- длина стопы. Дюйм – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца. Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук. Вершок - расстояние указательного пальца. Это всё мерки. - Какой выход можете предложить? -Мерка, с помощью которой измеряют длины отрезков называется единичным отрезком или единицей измерения. Чтобы измерения были правильными, точными, во всех странах мира используют одинаковые единицы измерения. С одной универсальной меркой мы познакомимся сегодня. Это - сантиметр. Слово сантиметр после числа пишут кратко: см и точку не ставят. - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? - Перед вами мерка зеленого цвета, она равна 1 см. Измерьте длину ручки в сантиметрах. Как вы будите это делать? -Сколько сантиметров составляет длина ручки? - Легко ли было измерять? - Неудобно измерять, мерка маленькая, нужно запомнить, где закончилась мерка, чтобы отложить следующую. - Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку. Загадка: Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? - … - Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. | Смотрят отрывок из мультфильма Отвечают на вопросы учителя Мерка должны быть одинаковой. - Единица измерения длины – сантиметр. - Накладывать мерку на ручку и считать сколько раз она уложится в ручке. Отвечают на вопросы учителя. -Неудобно. Линейка | способствовать развитию интереса к математике формированию мотивационной основы учебной деятельности | Сформулированы и зафиксированы цели урока. |
4 | Первичное усвоение новых знаний | | Фронтальная работа. Работа с учебником. | - А вот Мартышка и Слон измерили длину одинакового отрезка. - Почему одинаковые полоски получились у Мартышки и Слоненка разной длины? -Длина отрезка у Слона 5см, а у Мартышки -4см. -Кто из них правильно измерил? -Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: совместите начало отрезка с отметкой “ 0 “ на линейке. На каком числе заканчивается отрезок – это и есть длина отрезка. Измерьте при помощи линейки длину своего карандаша. Сколько сантиметров составляет длина карандаша? -Мартышка приготовил для вас задание – определить длину отрезков. - Откройте учебник на стр. 66. Прочитайте, чему мы должны сегодня научиться. - На рисунке показан единичный отрезок, равный 1 сантиметру. Сколько клеток он занимает? - Определите длину отрезков. Посмотрите на отрезки, приведенные ниже. Как определить их длину? - Чему равна длина розового отрезка? - Чему равна длина зеленого отрезка? -Ребята, а удобно измерять длины отрезков таким способом? Как удобней найти длину отрезков. -Определите длину синего отрезка. -Определите длину карандаша. | Ответы детей. Не правильно использовали линейку Ответы детей. Определяют длину отрезков. Определяют длину карандаша. Измерять и чертить отрезки. -2 клетки. -Нужно посчитать, сколько мерок длиной 1 см содержится в отрезках. -Розовый -4см, зеленый – 3см, синий – 2см, оранжевыйм-3см. -Нет. Легко ошибиться при подсчете отрезков. -Измерить линейкой. Измеряют предметы. 8см. 9см. | находить ответы на вопросы, используя учебник, | Ответы на вопросы |
5 | Первичная проверка понимания | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | Индивидуальная | Напоминает обучающимся, как работать с линейкой. а) Упражнения в черчении отрезков, длинной 4см, 6 см. б) Выполнение задания в рабочей тетради №3 на с.24 | Самостоятельно выполняют задание. Делают выводы. | Умение самостоятельно выполнять задания, сравнивать по образцу, исправлять ошибки, если они есть | Проверка по образцу. |
7 | Рефлексия (подведение итогов) | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и своего класса | Фронтальная | -Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? -Что мы не умели, а теперь научились? - Что больше всего понравилось? Почему? -Покажите свое настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора». | -анализируют, делают выводы; -отвечают на вопросы, выражают свое мнение; - самооценка (показ кружков определенного цвета) | Умение на основе анализа объектов делать выводы. Умение осуществлять действие контроля и оценки. | Самооценка при помощи знаков. |