Изучение нового материала | Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Деление с остатком». Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Для этого вспомним правила работы в парах. Хорошо. Посмотрите, у вас на столах лежать конверты. Достаньте их содержимое. Что есть перед вами? Это непростые корзины и ягоды. Послушайте историю. В один прекрасный день две подруги пошли в лес собирать ягоды. Они пели, веселились, но внезапно начался сильный ветер. Девочки с такой силой держали свои корзинки, но ветер был настолько сильный, что вырвал их из рук и унес далеко-далеко. Девочки расстроились, и пошли искать свои корзинки с ягодами. Они их нашли, но ягоды были рассыпаны, а корзины пусты. Подруги решили разделить рассыпанные ягоды пополам, но у них не получалось это сделать, поэтому они обратились за помощью к нам. Итак, ребята, кто готов помочь подругам, поднимите руку. Отлично. Послушайте внимательно. Девочки собрали 9 крупных ягод. Они решили разделить их на 2 корзины поровну. Сколько ягод окажется в каждой корзине? Попробуйте в паре разделить все ягоды по двум корзинам поровну. Спрашиваю определенного ученика: смогли ли в паре разделить 9 ягод на 2 корзины? А давайте посмотрим, сколько раз по 2 содержится в 9? Посчитайте. А сколько лишних ягод останется? В ерно, ребята, такую задачу можно записать следующим примером, который можно решить в столбик следующим образом. Посмотрите на доску. Записываю: Чем будет являться 1 в данном примере? Верно, обведем его в кружок. Запишите решение данного примера к себе в тетради. Получившийся пример Можно записать еще и таким образом. Записываю: 9:2=4 (ост. 1). Запишите его к себе в тетради. Кто записал, покажите знак готовности. Молодцы. Ребята, вспомните компоненты деления. Ответы по поднятой руке. Верно, послушайте. Такой пример нужно читать следующим образом: 9 разделить на 2 равно 4 и 1 в остатке. Или делимое 9, делитель 2, частное 4, остаток 1. (Вывожу алгоритм прочтения на слайд). Спрашиваю определенного ученика: прочитай по примеру записанное равенство. Молодец. Так, сколько ягод окажется в каждой корзине? Запишем этот ответ под нашим получившимся решением. Спрашиваю нескольких учеников: какой ответ ты записал? Хорошо, молодцы. Ребята, так какой же выход можно найти девочкам? Что им можно сделать с лишней ягодой? Хорошо, ребята, вот мы и помогли подругам разделить ягоды. Они очень рады и благодарят вас. Ребята, а как вы думаете, можно ли выполнить деление с остатком, не используя рисунок? Отвечаем по поднятой руке. Я согласна, конечно, можно выполнить деление с остатком без рисунка. Но для этого нужно знать определенный алгоритм, который мы с вами сейчас составим. А что же такое алгоритм? Верно. Запишем алгоритм в тетради. Отступите от предыдущей записи 1 строку и по середине запишите: алгоритм деления с остатком. Кто записал, покажите знак готовности. Итак, первым делом мы подбираем ближайшее к делимому число, которое можно разделить без остатка. Запишите с начала новой строки 1. И запишите: подбираем ближайшее к делимому число, которое можно разделить без остатка. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? Верно, запишите это с новой строки. Запишите 2. находим частное. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? Верно. Запишите это с новой строки под цифрой 3. Обведите этот алгоритм в рамку. Спрашиваю определенного ученика: прочитай получившийся алгоритм. Спасибо, а теперь прочитайте этот алгоритм еще раз про себя, и попробуйте рассказать его соседу по парте вполголоса. Спрашиваю определенных учеников: попробуй рассказать этот алгоритм самостоятельно. Молодцы. Откройте теперь учебник на 26 странице. Выполним 2 номер. Что нам необходимо сделать? Хорошо. Отступите от предыдущей записи одну строку и запишите номер 2. Попробуем один пример решить все вместе. Прошу ученика прочитать первый пример. Спасибо, запишите его. Выполним небольшой рисунок. Нарисуем 7 кругов. Сколько раз по 3 содержится числе 7? Покажем это на рисунке, объединив по три круга. Сколько лишних кругов останется? Верно. Подчеркнем его. Чем он будет у нас являться? Правильно. Решим это выражение в столбик. Я записываю у доски, остальные записывают в тетради. Вспоминаем алгоритм. Что мы должны сделать первым действием? Верно, какое это будет число? Правильно. Что мы записываем дальше? В ерно. Обведем его в круг. Запишем пример: 7:3=2 (ост.1). Как его можно прочитать? Молодец. А теперь к доске выйдет определенный ученик и выполнит решение 2 следующих примеров по такому же принципу. (10:4; 10:6). (Оценивание). Вызываю еще одного ученика для решения следующих двух примеров: 11:4; 12:3. (Оценивание). Ребята, обратите внимание на остатки и делитель во всех примерах. Какой вывод можно сделать? Верно, запишите это правило к себе в тетради. Обведите его в рамку. Прочитайте это правило про себя. Попробуйте рассказать его соседу по парте. Прошу нескольких учеников рассказать это правило мне. Молодцы, а теперь немного разомнемся. Вставайте из-за парт и повторяйте за мной: Тихо все ребята встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели ровно ли, Опустили разом вниз, Тихо-тихо все садись. Молодцы, присаживайтесь на места. Решим задачу. Обратите внимание на слайд. Прочитайте задачу про себя. Прочитайте вслух. О чем эта задача? Решим эту задачу с помощью схемы. Начертим один большой общий отрезок, и обозначим на нем один альбом. Что нам сказано об одном альбоме? Как мы это обозначим? Хорошо, запишите это. Прочитайте вопрос задачи. Как мы это покажем в схеме? Хорошо, выйди и запиши это. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему? Верно, какая это задача: простая или составная? Почему? Верно. Выйди и запиши решение задачи у доски, остальные запишут в тетради. Хорошо, прочитай получившийся пример. Верно. Прочитай вопрос задачи. Что мы запишем в ответе? Верно, запиши ответ у доски, остальные в тетрадях. (Оценивание). Молодцы, ребята. Сегодня мы узнали, как нужно выполнять деление с остатком. | Фронтальная Фронтальная Коллективная Парная Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная Коллективная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Нужно слушать друг друга, не перебивать. Корзинки и ягоды. Поднимают руку. Пробуют разделить 9 ягод в две корзины поровну. Нет, не смогли. 4 раза по два. Одна. 1 будет остатком. Записывают. Записывают. Показывают знак готовности. Делимое, делитель, частное. Читает. 4 ягоды окажется в каждой корзине, 1 будет лишняя. Записывают ответ. 4 ягоды окажется в каждой корзине, 1 будет лишняя. Лишнюю ягоду они могут съесть, по половине каждая. Можно выполнить деление с остатком без рисунка. Это последовательность действий. Показывают знак готовности. Записывают: Подбираем ближайшее к делимому число, которое можно разделить без остатка. Мы найдем частное. Записывают. Мы найдем остаток. Записывают. Обводят в рамку. Подбираем ближайшее к делимому число, которое можно разделить без остатка. Находим частное. Находим остаток. Читают и рассказывают. Рассказывают алгоритм. Выполнить деление с остатком, сделав рисунки. 7:3 Рисуют 7 кругов. 2 раза. Рисуют у себя в тетрадях. 1 лишний. Подчеркивают, остатком. Мы должны подобрать ближайшее к делимому число, которое делится без остатка. Это будет число 2. Так, как 3 * 2 равно 6, то записываем 6 под семеркой в столбике. И у нас получается 1. Это будет остаток. Делимое 7, делитель 3, частное 2, остаток 1. Выполняет вычисления с объяснением и рисунком. Выполняет вычисления с объяснением и рисунком. Можно сделать вывод, что остаток всегда будет меньше делителя. Записывают, обводят. Читают, рассказывают соседу. Рассказывают правило. Повторяют за учителем. Альбом для рисования стоит 8 рублей. Сколько таких альбомов можно купить на 70 рублей? Об альбомах. Что он стоит 8 рублей. Мы нарисуем маленькую дугу и сверху напишем 1 ал., 8р. Записывают это в схеме. Сколько таких альбомов можно купить на 70 рублей? Мы нарисуем одну большую дугу снизу и напишем ?ал., 70 р. Знак вопроса подчеркнем. Записывает. Да. Делением. Потому что нам нужно найти количество альбомов из общей суммы. Простая. Потому что решается в одно действие. Записывают решение у доски и в тетрадях. 70:8=8 (ост.6) Делимое 70, делитель 8, частное 8, остаток 6. Сколько таких альбомов можно купить на 70 рублей? 8 альбомов можно купить на 70 рублей, 6 рублей останется. 70:8=8 (ост. 6) (ал.) Ответ: 8 альбомов можно купить на 70 рублей, 6 рублей останется | П3 П3 П1 П3 П1 П3 П1 П3 П1 П3 П1 П3 П3 П1 П3 П1 П2 П3 П2 П1 П1 П3 П2 | Л1 Л2 Л3 Л1 Л2 Л3 Л1 Л2 Л3 Л1 Л2 Л3 Л1 Л2 Л3 Л1 Л2 Л3 Л1 Л2 Л3 Л1 Л2 Л3 Л1 Л2 Л3 Л1 Л2 Л3 Л2 | К1 Р1 К2 К3 К1 Р1 К2 Р2 К3 Р1 К1 Р2 К2 К3 Р1 Р2 К1 К2 К3 Р1 К1 К2 К3 Р1 Р2 К1 К2 К3 К1 Р1 К2 Р2 К3 Р1 К1 Р2 К2 К3 К1 Р1 К2 К3 Р1 К1 К2 К3 К1 Р2 К3 |