Учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, «Математика»
Учитель: Морозова Елена Викторовна, учитель математики ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики
ТЕМА РАЗДЕЛА: «Десятичные дроби» (41 час) |
Тема урока: «Степень числа» (128/1) Тип урока: урок формирования первоначальных предметных знаний и УУД |
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы) | Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать) |
Предметные результаты Знать: - понятие степени; - основание степени, показатель степени; Уметь: - читать и записывать выражения со степенями; - находить значение степени в примерах; -создавать творческие работы, презентации на заданную тему ; -оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы. Понимать: - в математике существует множество различных действий, знакомство с которыми будет происходить на протяжении всех лет обучения; - важно научиться отличать умножение от степени и не путать их; - многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам. Использовать (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для: - вычисления площади, объема при покупке обоев, плитки, краски и других строительных материалов. | Цель: формировать представление степени. Задачи Образовательные: - сформировать понятие степени; - сформировать умение чтения и записи выражений со степенями; - тренировать вычислительные навыки; - отработать навыки нахождения значения степени на примерах; - подготовить к понятию «геометрическая прогрессия». Развивающие: - развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать; -развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством коллективной формы работы на уроке; - обеспечить достижение указанной цели урока и создать на уроке условия для развития мыслительных способностей учащихся. Воспитывающие: - воспитывать интерес к предмету; - воспитывать упорство в достижении цели, побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности -вызывать потребность в обосновании своих высказываний. Познавательные: -знать, какую операцию в математике называют степенью; - познакомить с историей записи степени и с историей шахмат. |
Опорные понятия, термины | Новые понятия, термины |
Произведение чисел. Умножение числа самого на себя. | Степень. Основание степени, показатель степени. |
Общеучебные компетенции: - учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля); - учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать); - учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы); - учебно- информационные (навык поиска информации с помощью ТСО). |
Методы обучения: 1.По источникам знаний: словесный, наглядный, практический. 2.По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа. 3.В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление, обобщение нового материала. 4.По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный. 5.По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный. 6.Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия. |
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная |
Оборудование и оснащение урока Учебно - наглядные (информационные) пособия: 1.Учебник «Математика» для 5 класса, И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович 2.Ноутбук. 3.Сообщение о зверобое 4.Презентации обучающихся «Легенда о шахматной доске», «История возникновения записи степени». 5.Презентация к уроку для обучающихся «Степень» 6.Иллюстрации Технические средства информации: 1.Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point Атрибуты: 1.Разрезные карточки 2.Тесты 3.Карточки для работы в парах. 4.Карточки для рефлексии |
Ожидаемые результаты: - умение вычислять степень; - повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний; - развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала; - формирование нравственных качеств; - формирование общеучебных компентенций. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) | Дидактическое обеспечение |
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Здравствуйте, дорогие ребята! Как вы видите, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними и поделитесь своим хорошим настроением. Итак, продолжаем свое путешествие по царству математики, и сегодня наш урок, как всегда, полон тайн и загадок. Да, путь познания не гладок, Но знайте вы со школьных лет. Загадок больше, чем разгадок, И поискам предела нет. | Готовность к уроку | Личностные: - самоопределение Коммуникативные: - планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками | Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 1. |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой) | К нам за помощью обратился герой мультфильма Вовка из «Страны не выученных уроков». Он опять попал в какое-то царство, но вот в какое, не знает, а чтобы вернуться домой, ему надо попасть к королеве этого царства. Ребята, поможем ему! Вернемся в прошлое. Как только вы начали изучать математику, вы познакомились с первыми арифметическими действиями «+» и «-». К какому выводу вы пришли, решая примеры типа 2+2+2+2+2+2=2· 6 Точно, вспомнил Вовка-это мы сегодня на уроке повторяли! Итак, вы стали использовать еще одно действие «· », но это только первые шаги в царство математики, а это царство огромно и многофункционально, и, чтобы попасть к его королеве, нужно пройти много испытаний, вот первое: Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? Какие свойства квадрата вы знаете? Найдите площадь квадрата со стороной 5см Запишите выражение и найдите его значение. Следующее задание: Что интересного в данном ряду выражений? 5; 5· 5: 5· 5· 5: 5· 5· 5· 5; 5· 5· 5· 5· 5 Какое выражение лишнее? Сколько множителей содержит выражение стоящее на 5-ом месте? На 10-ом? На 45-ом? На 100-ом? Запишите выражение, которое стоит в данном ряду на 1000-ом месте. Почему вы не смогли выполнить задание? Какова цель нашего урока? Как можно сформулировать тему нашего урока? | Ответы детей 2+2+2+2+2+2 можно заменить умножением: 2· 6 Квадрат. У квадрата все стороны равны. S= 5· 5=25см2 Все выражения составлены из одинаковых цифр. В каждом следующем на один множитель больше. Первое, т.к. в выражении нет множителей - 5 - 10 - 45 -100 -В таком произведении будет 1000 множителей, которые не поместятся в тетради -Придумать новый способ записи произведения одинаковых множителей. Новый способ записи произведения одинаковых множителей. | Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества Познавательные: -умение устанавливать аналогии; -умение действовать по алгоритму. Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока | Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 2. Интерактивная доска Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 3-4. Интерактивная доска Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 5. Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 6. Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 7. |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный, наглядный. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: исследовательский. В зависимости от конкретных дидактических задач: активизация. |
III. Построение проекта выхода из затруднения. | Какие есть идеи? Традиционную математическую запись придумать сложно, в математике принято записывать: 5· 5= 52 Как записать второе произведение? Третье? И т. д. Что означает цифра 5 в каждой записи? Что означают числа 2, 3, 4, 5? Записанные выражения в математике называются степенью числа. 52: вторая степень числа 5, 5 во второй степени. Прочитайте записанные степени: 53 ; 54 Кто догадался, в какое царство мы попали? У нас записаны разные степени. Что показывает число 5? Это число называется основанием степени. Что показывают числа 2,3,4? Эти числа называются показателями степени. Как записать число на 1000-ом месте в этом ряду? Что означает аn? Как называется an? Как называются а и n? Историческая справка (презентация обучающегося - опережающее задание) Приложение 1. | Рассматриваются идеи Ответы детей Множитель. Количество множителей. Постановка учебной задачи детьми. В Царство « Ее величества степени». Какой множитель в произведении. Сколько множителей в произведении. 51000 а· а· а· ...· а n раз. Степень числа а. а- основание степени, n- показатель степени. | Регулятивные: - целеполагание. Личностные: -самоопределение-мотивация учения. Познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -умение структурировать знания, логическое выдвижение. Коммуникативные: -умение слушать и понимать речь других; -умение устанавливать аналогии; -умение классифицировать и систематизировать. Учебно — информационные: - умение искать дополнительную информацию в интернете | Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 8. Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 9. Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 10. Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 11. Интерактивная доска Компьютер Презентация обучающегося Microsoft Office-Power Point «История возникновения степени» Слайд 12-13. |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный, наглядный. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично-поисковый. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный. |
IV. Первичное закрепление | Наши герои утомились, и их мучила жажда, но воду в этом царстве можно получить, если найти ошибки. 7 · 7 · 7 · 7 · 7=7 3 0,2· 0,2· 0,2=0,2 5 64· 64· 64· 64=64 8 1· 1· 1·1·1· 1· 1· 1=1 6 3· 3· 3· 3· 3· 3 4 Физминутка. Приложение 2. Недаром степень величают ее величество степень, с ней связана легенда о шахматной доске. (презентация обучающегося - опережающее задание) Итак, о каком подсчете идет речь в этой легенде? Как мы запишем 2·2 - это количество зерен, находящихся на 3 клетке. Сколько зерен находится на 4 клетке? На 5 клетке? На 64 клетке? Сегодня дома, как и придворные математики, вы попробуете подсчитать зерна, а о результате мы поговорим на следующем уроке. Домашнее задание: Посчитать количеств о зерен « Легенда о шахматной доске» , выполнить I уровень № 771, 782; II уровень № 772, 775. | | Регулятивные: - контроль, оценка Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Учебно — информационные: - умение искать дополнительную информацию в интернете | Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 14. Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 15. Интерактивная доска Компьютер Презентация обучающегося Microsoft Office-Power Point «История возникновения шахмат» Слайд 16-19. Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 20. |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный, наглядный. В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:частично-поисковый. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой | А наши герои продолжают свое путешествие, но чтобы выбрать верный путь им нужно узнать название лекарственного растения, занесенного в Красную книгу ХМАО- ЮГРЫ. Для этого нужно выполнить задание, напечатанное на желтых карточках. Задание выполняете по парам. Приложение 3. Сообщение обучающегося о зверобое. Приложение 4. | Работа в парах | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные: - уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 21. Карточки Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 22. Сообщение обучающегося о зверобое |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: практический. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, самостоятельная работа. В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично-поисковый. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самопроверка, рефлексия. |
VI. Включение знаний в систему | И вот, наконец, наши герои добрались до ворот дворца, но чтобы попасть во дворец нужно выполнить следующие задания. Тест Приложение 5. | Организация деятельности: Самостоятельная работа | Регулятивные: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - слушать и понимать речь других. Познавательные: -умение классифицировать и систематизировать; -умение действовать по алгоритму. Личностные: - готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. | Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 23. Программа MyTestX Карточки с заданиями. |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: практический. По степени взаимодействия учителя и учащегося: самостоятельная работа, творческая деятельность. В зависимости от конкретных дидактических задач: программированный контроль. По характеру движения мысли от незнания к знанию: частично-поисковый. |
VII. Контроль и оценка (рефлексия) | Что нового вы сегодня узнали? Как называется такая запись? Как называется а? Как называется число n? Поднимите одну из карточек: зеленую, если вы поняли, что такое степень и у вас все получилось на уроке; желтую, если вы поняли, что такое степень, но на уроке допускали ошибки; красную, если не до конца понял, что такое степень числа. | Как можно короче записать произведение одинаковых множителей. Степенью числа. Основанием степени. Показателем степени. Повторение учебной задачи детьми Рефлексия | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: - самостоятельное выделение познавательной цели. Личностные: - Смыслообразование; - проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности. | Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Степень» Слайд 24. Разрезные карточки Карточки для рефлексии |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный, наглядный. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия. |
VIII. Итог урока | | | Умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. | |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия. |