СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по математике "Умножение на 4".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действия при изучении темы "Таблица умножения на 4".

В уроке присутствует южетная линия, которую Вы можете менять под свой класс, интересы учеников, тогда урок для них станет не только полезным, но и интересным.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике "Умножение на 4".»

Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Медведцина А.П.

  2. Предмет: математика.

  3. Класс: 3.

  4. Тема урока: «Таблица умножения 4».

  5. Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действия при изучении темы «Таблица умножения 4».

  6. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Задачи:

Планируемые результаты:

1. Дидактические: формировать представление о таблице умножения 4;

- формировать умение пользоваться таблицей умножения 4;

- формировать умение вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия;

- формировать умение решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления, сложения и вычитания;

- формировать умение выполнять табличное деление чисел на 4.

Предметные:

- выполнять табличное умножение на 4 (Б.);

- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 действия (Б.);

- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления, сложения и вычитания (Б.);

- выполнять табличное деление чисел на 4 (П.).

2. Развивающие: формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать собственную деятельность, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, использовать знаково-символические средства, осуществлять обобщение, строить логические рассуждения, аргументировать свою позицию, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.











Регулятивные:

- волевой саморегуляции (Б.);

- принимать и сохранять учебную задачу (Б.);

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Б.);

- научатся оценке деятельности (П.).

Познавательные:

- осуществлять сравнение (Б.);

- осуществлять анализ (Б.);

- использовать знаково-символические средства, в том числе и модели при решении задач (Б.);

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- осуществлять обобщение (Б.);

- устанавливать причинно-следственные связи (П.);

- строить логическое рассуждение (П.).

Коммуникативные:

- использовать речь для решения учебной задачи (Б.);

- воспринимать речь других (Б.);

- выражению своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (П.);

- аргументировать свою позицию (П.).


3. Воспитательные: воспитывать интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; формировать привычку самооценки своей деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи (Б.);

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (П.).



  1. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

  2. Дидактические средства: учебник по математике для 3 класса (Часть 1): М.И.Моро, раздаточный материал (дополнительные задания + лист самооценки), презентация.

  3. Интерактивные средства: проектор, интерактивная доска.



Характеристика этапов урока:

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности



Словесный (приветствие, настраивание на урок, проверка готовности).


Частично-поисковый (загадка).






Словесный (постановка вопросов по загадке).

Приветствие.


Проверка готовности к уроку.

Проверьте свою готовность к уроку.


Загадка, постановка вопросов.

Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать все целый час.

Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодиться.
И недаром названа
УМНОжением она!


- Скажите, о чем было стихотворение?


- Зачем нам нужно знать таблицу умножения?


Приветствие.


Саморегуляция.

Проверяют готовность к уроку.


Слушают загадку. Отвечают на вопросы.










- О таблице умножения.


- Чтобы было удобнее вычислять в том случае, если перед нами стоить задача - сложить одинаковые слагаемые.






- Волевая саморегуляция (Р.)










- Высказывать свое мнение с достаточной полнотой и точностью (К.)




- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи (Л.)

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Словесный (объяснение задания)



Наглядный (включение игрового момента в урок, презентация)




Практический (выполнение упражнения учащимися)



Словесный (рассказ о мудрости Совы, установка на урок)



Словесный (постановка вопросов для актуализации опорных знаний)












Наглядный (включение персонажа в урок, необходимые иллюстрации для выполнения упражнения обучающимися)


Практический (выполнение упражнения обучающимися)


Словесный (постановка вопросов для формулирования цели урока)

Объяснение задания. При правильном выполнении – отгадают имя гостя.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам в гости пришел персонаж.

Чтобы узнать, какой, вам нужно: 1) вычислить выражения, которые вы видите на доске; 2) найти букву, которая соответствует значению произведений; 3) составить имя героя.

2*2 – 2 = 2*1 = 2

2*1 + 2 = 2*2 = 4

2*2 + 2 = 2*3 = 6

2*3 + 2 = 2*4 = 8

2*6 – 2 = 2*5 = 10

2*7 – 2 = 2*6 = 12

2*6 + 2 = 2*7 = 14

2*9 – 2 = 2*8 = 16

2*8 + 2 = 2*9 = 18

Рассказ о мудрости Совы. Установка на урок.

Сова – символ Афины, богини мудрости. Из-за того, что совы видят в темноте их стали наделять особой прозорли́востью. Желаю вам сегодня быть мудрыми, прозорли́выми, очень наблюдательными.

Постановка системы вопросов для актуализации опорных знаний.

- Что напоминают вам эти выражения?

- Как называются числа при умножении?



- Что обозначают числа при умножении?




- Какая закономерность у множителей?


Включение сюжета в урок.

- Итак. Скажите, кто же пришел к нам на урок?

- Верно, это Совунья!

- Ребята, с Совуньей случилась беда. Она заблудилась по дороге домой. Поможем ей дойти?

(на слайде дорожка из заданий)

- Посмотрите, какая необычная дорожка! Как вы думаете, как нам добраться до домика Совуньи?


- Давайте выполним это задание?

2*6 = 2*2 =

2*… = 7 *…

… *3 = 2 *…

2*8 = 4*3 =

4*8 = 4*5 =

Постановка вопросов для формулирования цели урока.


- Ребята, как вы думаете, почему Совунья споткнулась о камень?


- Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на нашем уроке?


- Верно. Давайте вместе с нашей гостьей составим таблицу и поможем ей добраться до своего домика.

Выполняют задание.












2 – С

6 – О

8 – В

10 – У

12 – Н

16 – Ь

18 – Я











Отвечают на вопросы.



- Таблицу умножения на 2.


- Первый множитель, второй множитель, произведение.



- Первый множитель – это число, которое складывают, а второй множитель – то, сколько раз повторяется слагаемое.


- Первый множитель не изменяется, а второй увеличивается на 1.



















Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.


- Она не знает таблицу умножения 4.



- Составить таблицу умножения 4.



Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия.
















- Принимать и сохранять учебную задачу (Р.)







- Воспринимать речь других (К.)









- Проводить сравнение (П.)


- Проводить обобщение (П.)







- Проводить сравнение (П.)






















- Строить рассуждения (П.)



- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (Р.)




- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи (Л.)

3. Проблемное объяснение нового материала


Словесный (объяснение задания)







Словесный (объяснение задания)







Наглядный (показ образца)




Практический (выполнение упражнения обучающимися)





Проблемный (постановка небольшой проблемы перед учащимися)






Практический (выполнение упражнения обучающимися)

Учитель предлагает сравнить выражения. Высказать свое мнение о значениях их произведений.

- Посмотрите на выражения:

2*3 3*2

- Значения произведения будут разными?

- Почему?


Учитель предлагает аналогичное задание, но уже относящееся к изучению новой темы.

- Посмотрите на следующее выражение:

3*4=12

- Какой можно сделать вывод? Чему будет равняться значение произведения у выражения: 4*3?



Показывает образец.

- Глядя на равенство:

2*4 = 2*3 + 2 = 8


Предлагает по аналогии выполнить задание.

Попробуйте расписать выражение:

4*4

Предлагает сравнить значения произведения выражений.

Сравните значение произведения:

4*3 = 12

4*4 = 16

Ставит проблему перед учащимися.

Тогда как нам вычислить значения произведения следующих выражений? Что достаточно сделать при вычислении?

4*5

4*6

4*7

4*8

4*9

Предлагает вычислить значения выражений.

- Теперь помогите Совунье добраться до домика, правильно вычислив значения выражений.

Сравнивают выражения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свой ответ.





- Нет, потому что от перестановки множителей значение произведения не меняется.


Сравнивают выражения, делают выводы, опираясь на изученные правила.



Если 4 умножить на 3, получится 12, т.к. от перестановки множителей значение произведения не меняется.






Выполняют задание по аналогии.


4*4 = 4*3 + 4 = 12 + 4 = 16

Сравнивают значения произведения выражений.


Значение произведения второго выражения увеличилось на 4.

Предлагают свои варианты. Решают проблему.





4*5 = 16+4 = 20

4*6 = 20+4 = 24

4*7 = 24+4 = 28

4*8 = 28+4 = 32

4*9 = 32+4 = 36






































Выполнять табличное умножение на 4.
















- Строить логические рассуждения (П.)

- Аргументировать свою позицию (К.)





- Устанавливать причинно-следственные связи (П.)























- Устанавливать аналогии (П.)


4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Словесный (объяснение задания)





Практический (обучающиеся проводят сравнение своей работы с эталоном)



Словесный (инструкция по выполнению задания, демонстрация образца рассуждения)



Практический (рассуждения учащихся по образцу)





Практический (выполнение упражнения учащимися)









Словесный (постановка вопросов при анализе задачи)



Словесный (постановка вопросов для построение краткой записи задачи)



Практический (выполнение упражнения учащимися)

Предлагает провести проверку с помощью учебника.

Работа с таблицей умножения 4.

Пока Совунья отдыхает в своем домике, мы откроем учебники на странице 34.

- Посмотрите, здесь есть таблица умножения на 4.

Посмотри на свои записи в тетрадях и на таблицу. Проверьте, правильно ли мы составили таблицу умножения на 4?

- Зная умножение, можно легко найти значение выражения при делении.

Учитель показывает образец рассуждений.

- 4*5=20. Значит, 5*4=20, т.к. от перестановки множителей значение произведений не меняется. Если 20:4=5, то 20:5=4.

- Теперь по цепочке проговариваем следующие строчки.

Хорошо.

- Теперь посмотрите на № 1. Что нужно сделать?

- Верно. Работаем по цепочке у доски, остальные – в тетрадях. При выполнении задания можно пользоваться таблицей умножения.

- С этим заданием справились. Теперь переходим к следующему номеру.

Предлагает учащимся решить задачу.

Проводит анализ задачи.

2.

Прочитайте задачу. Кто прочитает вслух?

Остальные – следите по тексту.

- О чем говорится в задаче?

- Какие величины характеризуют этот процесс?

- Какие ключевые слова возьмем для краткой записи?

- Как будем оформлять краткую запись к этой задаче?

- Кто выйдет к доске?

Постановка вопросов для построения краткой записи задачи.

- Что сказано о цене ручек?

- Что показывает число 32?

- Какой главный вопрос задачи?

- Что для этого нужно знать?



- Нам это известно?

- Зная стоимость и цену одной ручки, как найти количество ручек? (Каким действием будем узнавать?)

- Какое выражение у вас получилось?
- Сколько ручек продали?
Запишите ответ.
- Какие знания вам потребовались при решении этой задачи?

С помощью учебника проверяют правильность составления таблицы умножения 4.






Проверяют.







По аналогии строят логические рассуждения.




Работа по таблице умножения на 4.



Вычислить значение произведения.



Работа в тетрадях + работа у доски.






Проводят анализ задачи.



Читают задание.


- О продаже ручек.

- Цена, количество, стоимость.


- Цена, количество, стоимость.


- Таблицей.


- Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

Выполняют краткую запись задачи.

- Они стоят 4 рубля.

- Стоимость покупки.

- Сколько ручек продали?

- Общую стоимость и цену одной ручки.

- Да.



- Делением.

Решают задачу.

- 36:4.


- 9.

Записывают ответ.


- Знания таблицы умножения на 4.























Вычислять значение числового выражения, содержащего 2 действия.
































Выполнять табличное деление чисел на 4.









- Оценивать правильность выполнения действия (Р.)



- Использовать речь для решения учебной задачи (К.)

- Устанавливать причинно-следственные связи (П.)

- Устанавливать аналогии (П.)


- Принимать и сохранять учебную задачу (Р.)


- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р.)


- Осуществлять анализ (П.)








- Использовать знаково-символические средства, в том числе и модели для решения задач (П.)












5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Словесный (инструкция по выполнению задания)


Практический (выполнение упражнения учащимися)


Словесный (совместная устная проверка)











Инструкция по выполнению задания.

- Хорошо. Теперь переходим к №3.

Что нужно сделать?

- Самостоятельно в тетрадях выполните эту работу.


Предлагает провести взаимопроверку. Фронтальная работа.

- Давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- Что неизвестно в первом уравнении?

- Как найти? Чему равен 1ый множитель?

- Что неизвестно во втором уравнении?

- Как найти? Чему равен делитель?

- Что неизвестно в третьем уравнении?

- Как найти? Чему равно уменьшаемое?

- Что неизвестно в 4м уравнении?

- Как найти? Чему равно вычитаемое?

- Что неизвестно в 5м уравнении?

- Как найти? Чему равное 1ое слагаемое?

- Что неизвестно в 6м уравнении?

- Как найти? Чему равно 2ое слагаемое?



- Решить уравнения.

Выполняют самостоятельную работу.



Выполняют взаимопроверку. Отвечают на вопросы учителя.




х*3=21 (неизвестен 1-ый множитель)



15:х=5 (неизвестен делитель)



х-17=46 (неизвестно уменьшаемое)



48-х=29 (неизвестно вычитаемое)



х+24=56 (неизвестно 1ое слагаемое)


37+х=70 (неизвестно 2ое слагаемое)



- Решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления, сложения и вычитания.



- Принимать и сохранять учебную задачу (Р.)




- Использовать знаково-символические средства, в том числе и модели (П.)




- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль (Р.)


6. Включение знаний в систему знаний

Словесный (инструкция по выполнению задания)


Практический (выполнение упражнения учащимися)

Инструкция по выполнению задания.

Теперь давайте выполним задание, которое находится на стр.34 под чертой.

Что нужно сделать?

Работаем в тетрадях и по цепочке у доски.

Выполняют задание.


- Вычислить значение выражений.

Выполнять табличное умножение на 4.


Выполнять табличное деление чисел на 4.



- Принимать и сохранять учебную задачу (Р.)


7. Рефлексия учебной деятельности


Словесный (постановка вопросов для проведения рефлексии)



Наглядный + словесный (показ листа самооценки с проговариванием критериев самооценки)



Практический (учащиеся анализируют свою деятельность на уроке).

Постановка вопросов для проведения рефлексии учебной деятельности.

- Какую цель мы сегодня ставили на уроке?

- Достигли мы этой цели?

Предлагает заполнить лист самооценки. Инструкция по выполнению задания.

- А теперь заполните лист самооценки.

Поставьте галочку в той графе, которая соответствует вашему уровню закрепления материала: остались вопросы, все понятно, материал не усвоил(а).

- Теперь посмотрите на слайд. Продолжите фразы:

- Я научился…

- Мне было интересно…

- Я узнал…

- Я отработал…

- Было трудно…

- Остались вопросы…

- Мне не совсем понятно…

Кто хочет высказаться?

Прощается.

Отвечают на вопросы. Подводят итог урока.


- Составить таблицу умножения 4.


- Да.

Оценивают собственную деятельность на уроке. Заполняют лист самооценки.



- Заполняют лист самооценки, подводят итог своей работы.







Выбирают фразу и дополняют ее.







Прощаются.





- Проводить обобщение (П.)







- Оценивать свою деятельность (Р.)





- Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К.)








Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деят-ти (Л.)