Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике в 5 классе»
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
«Разработка технологической карты урока по математике в 5 классе «Угол. Измерение углов.»»
Выполнил: Урядников В. В. Учитель математики. 1 квалификационная категория
Место работы: МБОУ «Кошки-Теняковская средняя общеобразовательная школа
Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Слушатель курсов повышения квалификации учителей математики по проблеме
«Технология реализации системно-деятельностного подхода
в преподавании математики»
Руководитель проектной работы
Ахметшина Гульсия Хабриевна
г. Казань - «20» июня 2013г.
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Тема: «Угол. Измерение углов.»
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: электронная доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, карточки с нарисованными углами, задания для домашней работы. «Математика 5 класс» авторы Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд., мультимедиа проектор.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
• познавательными УУД:
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
• личностные УУД:
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие угла, измерение углов | 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
умение решать основные типы задач на определение и измерение углов | 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
Регулятивные | самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном | 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними |
Познавательные | закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач измерение углов; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Угол. Измерение углов». | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
Коммуникативные | умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные | формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач на измерение углов, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами. | 20 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 3 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 | |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
2. Актуализация знаний | Устный счет: 0,13 1,09 0,8 0,45 0,006 43% 18% 40% 77% 112% Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. Давайте вспомним основные задачи на проценты. (записаны на доске) а) как найти процент от числа; Найдите: 48% от 250 Решение: 48% = 0,48 250 0,48 =120 б) как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 8% которого равны 12. Решение: 8% = 0,08 12 : 0,08 =150. в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 150 от 600? Решение: 150 : 600 100% = 25%. | Учащиеся устно выполняют предложенные задания. |
3. Этап изучение нового материала. | Разгадав кроссворд, по вертикали вы сможете прочитать тему урока. 4.м | и | н | у | т | а | | | | 3.г | р | а | м | м | | 2.п | р | о | ц | е | н | т | | | 1.л | и | н | е | й | к | а | Инструмент для измерения длины отрезков. (Линейка) Сотая часть числа. (Процент.) Единица массы. (Грамм.) Единица времени. (Минута Тема нашего урока: Угол. Изучение статьи учебника. Стр. 243-245. Какая фигура называется углом? Как обозначается угол? Какие точки лежат внутри угла? Какие точки лежат вне угла? Какие точки лежат на сторонах угла? Какой угол называется развернутым? Какой угол называется прямым? Какие углы называется равными? Назовите примеры углов в окружающих нас предметах. | Учащиеся предлагают свои решения. Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. Ответы дублируются на экране по слайдам. Слайд2 Слайд3 Учащиеся в парах записывают предметы. |
Этап первичное осмысление и закрепление знаний | Стр. 245. №1613. Прочитайте задание. Что нужно помнить при чтении и записи углов? Сначала ученики прочитывают, а потом записывают углы: ےABC ےEFK ےPTS ےXVZ ےLDH ےMON Подчеркните название вершины в записи каждого угла. Где находится эта буква? Есть ли среди данных углов прямые? Запишите их на второй строчке. ےPTS ےMON Есть ли среди данных развернутые? Стр. 246. №1614. А В  О С Д Сколько разных углов вы видите? Запишите названия этих углов. АОВ ВОС СОД АОС ВОД АОД На сколько частей эти лучи делят плоскость? № 1615 устно. Слайд 4 Какой инструмент вы видите на экране? Для чего он нужен? Самостоятельно найдите ответ на этот вопрос на стр 249-251. Прочитайте статью и приготовтесь ответить на вопросы: Для чего служит транспортир? Какие деления есть на транспортире? Объясните. Найдите на транспортире черточку, которая показывает центр полуокружности. Эта черточка очень важная. При построении и измерении углов она должна совпадать с вершиной угла (началом луча). Чему равна градусная мера развернутого угла? Чему равна градусная мера прямого угла? Как измерить угол? Практический показ на доске и экрана. Слайд 5 | По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче: ےABC ےEFK ےPTS ےXVZ ےLDH ےMON ےPTS ےMON Ответ к задаче: Слайд 4 Учащиеся отвечают на вопросы. Слайд 5 Учащиеся практически измеряют углы на карточках. |
Физпауза | 5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
Этап закрепление изученного материала | Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
Этап подведение итогов. Домашнее задание. | Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. Домашнее задание: задание: придумайте задачу на углы, которая может встретиться в жизни. №1638   | Учащиеся сдают карточки самооценивания. Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. |
Карточка самооценивания.
Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
№ задания | Задание | Оценка |
1 | Устный счет | |
2 | Задачи на проценты. | |
3 | Кроссворд | |
4 | Свойства углов. | |
5 | Измерение углов. | |
| Итого: ваша оценка за урок | |
Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;
4- 3,5 «+» - «4»;
3- 2,5 «+» - «3».
Литература:
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г. №03 – 1263).
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
В помощь школьному учителю. Л. П. Попова Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина. М.: «ВАКО» 2008.
Сборник тестовых задач для тематического и итогового контроля. Математика 5. М.: «Интеллект-Центр», 2009.
4. А.С. Чесноков, К. И. Нешков Дидактические материалы по математике для 5 класса. М.: «Классикс-Стиль», 2009
Универсальные учебные действия (УУД) как деятельностная основа личностных и метапредметных образовательных результатов ФГОС ООО. Лекция из курсов «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики».
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Лекция из курсов «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики».
Демонстрационный материал «Угол. Прямой и развернутый угол. Транспортир.»