I.Организационно - мотивационный этап | Приветствие. Настроить детей на урок и на изучение новой темы. Проверить готовность учащихся к уроку | Словесный: беседа, использование художественного слова | ф | Здравствуйте ребята, сегодня урок музыку проведу я, зовут меня Елизавета Витальевна. В добрый день и в добрый час, Очень рада видеть вас! Все мы знаем, был звонок, Начинаем наш урок! -Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Я предлагаю всем улыбнуться, как улыбается вам солнышко. А теперь улыбнитесь друг другу. -Ребята, для того чтобы сегодня на уроке получить новые знания, нам необходимы какие качества как внимание, терпение трудолюбие. | Приветствуют учителя. | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог с учителем. Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
2.Ориенти ровочный 1) Создание проблемно й ситуации. 2)Определе ние темы урока. 3)Определ ить цели и задачи урока. | Подготовка к восприятию темы. Постановка целей и задач урока. Заинтересовать детей для изучения новой темы... | | | Ребята, давайте вспомним славянские народы. Кто скажет какие это славянские народы? Хорошо, давайте проверим, посмотрите на слайд. Молодцы, правильно. Далёкие предки русских, украинцев и белорусов относились к племенам восточных славян, которые населяли восточную Европу, жили по-соседству, одновременно приняли православную христианскую веру и на протяжении многих веков имели общую государственность С музыкой каких народов вы познакомились на предыдущих уроках? Хорошо, как вы думаете к музыке какого народа мы сегодня обратимся? Хорошо, как вы думаете какая сегодня у нас тема? Молодцы! Какие задачи мы поставим на урок? Замечательно! | украинцы, русские и белоруссы С украинской и русской. К музыке белорусского народа Музыка белорусского народа Познакомитьс с особенностями белорусской музыки,изучить песню и т.д | Личностные УУД: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Регулятивные УУД: Формулировать тему и задачи урока с помощью учителя;; |
3. Поиского- исследовательский | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | Словесный: беседа, рассказ; Наглядный: демонстрационный материал: Практический: прослушивание музыкального произведения, разбор музыкального произведения. | Ф И | На протяжении многих веков создавал свои песни белорусский народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, также как и у русских, и украинцев. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками — это музыка древних восточных славян. Большинство белорусских народных песен и танцев исполняется в сопровождении народных инструментов. Среди народных белорусских инструментов наибольшее распространение получили дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка и цимбалы. Давайте сейчас мы познакомимся с этими инструментами. Ребята, посмотрите на слайд, как называется этот муз. инструмент? Колёсная лира — народный струнный музыкальный инструмент с крупным удлинённым корпусом. У белоруссов иначе называемая – «лёра». Колесную лиру можно назвать исконно белорусским инструментом. Музыканты под аккомпанемент лиры исполнял свои духовные стихи. Давайте послушаем какой звук издаёт лира. Как вы думаете, как называется этот инструмент? Правильно! Это белорусская жалейка. В разных источниках её называют русским, белорусским, украинским и даже литовским инструментом. Правильнее её было бы назвать инструментом восточных славян. Вырезают жалейку из ивы или бузины. В верхний конец вставляется язычок из камыша или гусиного пера, а на нижний – раструб из бересты или коровьего рога. На самом стволе делается 3 -7 отверстий. От количества отверстий зависит диапазон звукового ряда. Тембр получается пронзительным и гнусавым, печальным и жалостливым. Наверное от этого и происходит название «жалейка» . Как вы думаете как называется следующий инструмент? Правильно! Флексатон - самозвучащий язычковый инструмент. Вибратором в нём служит язычок - стальная тонкая изогнутая продолговатая пластинка, широкий конец которой зажимается деревянной колодкой в основании проволочной рамы с рукояткой. К её узкому концу прикреплены с каждой стороны по 2 гибких пружинящих стерженька с шариками на концах, которые ударяются при встряхивании. Регулируя пальцами степень нажима на конец язычка, изменяют его напряжённость и тем самым высоту звука. Звук тремолирующего характера (напоминает завывание ветра). Ребята, посмотрите на доску(слайд). Как вы думаете как называется этот музыкальный инструмент? Правильно, это дуда. Дудой в Белоруссии называют волынку. Это народный духовой язычковый инструмент. Музыкантов — волынщиков можно встретить и в Белоруссии, и на Украине. Давайте послушаем какие «звуки издает» дуда.( аудиозапись) Сейчас мы познакомимся еще с одним инструментом, через одной песни. Ребята, кто знает, что такое вариация? Правильно, вариация– это такая музыкальная форма, при которой главная мелодия (тема) повторяется в каждой части с небольшими изменениями, как бы в разных вариантах. Посмотрите на доску(слайд). На доске мы видим схему вариаций: а - а1 – а2 –а3… Сейчас внимательно давайте послушаем вариации на белорусскую народную песню «Перепёлочка» и вы мне скажете какой музыкальный инструмент в нем присутствует .(аудиозапись- вариация перепёлочки) Как меняется, развивается её звучание? Как звучит инструмент? На какой походит звучание? Давайте обратимся к иллюстрациям. Ребята, музыкальный инструмент, звук которого мы прослушали в вариациях это - цимбалы старинный белорусский музыкальный инструмент. Это струнный музыкальный инструмент. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах о струны. Ребята, белорусская музыка вошла в мировую культуру как яркое и самобытное явление. Корнями белорусская народная музыка уходит в древность, к истокам культуры восточных славян. Это дает понимание общности традиций в музыке среди близких народов. Белорусская музыка, как и музыка других ее братских народов, имеет самобытные, яркие и удивительные народные традиции. Удивительные мелодии необычных белорусских инструментов могут влюбить в себя с первого звука, а заводные мотивы и простота исполнения заставляют навсегда полюбить музыку этой страны. Впрочем, тексты песен также отличаются своей двусмысленностью. Порой в самых простых куплетах кроется глубокий смысл, который передает определенную информацию, незаметную для посторонних. Ежегодно в этой стране открывается огромное количество песенных фестивалей, на которых можно не только посмотреть красочное шоу, но и заслушаться национальной музыкой!(слайды с картинками) Найти отличительные черты музыки белорусов можно в обрядовых песнях: колядных, масленичных, жатвенных, свадебных и разных других, приуроченных к важным событиям. Национальная музыка проявилась в народных танцах и плясках. Ними можно любоваться на всевозможных праздниках во всех местах Белоруссии. Ребята, с какой музыкой близка белорусская музыка? Как вы думаете в какую группу можно объединить украинскую, белорусскую и российскую народную музыку? Почему? Да, правильно. В начале урока мы говорили, что далёкие предки русских, украинцев и белорусов относились к племенам восточных славян, которые населяли восточную Европу, жили по-соседству, одновременно приняли православную христианскую веру и на протяжении многих веков имели общую государственность. Вот поэтому наша музыка схожа. Народные белорусские танцы являются неотъемлемой частью белорусской культуры. Каждое значительное событие в жизни сопровождалось танцами, ни один праздник не мог без них обойтись. В танце, в художественном образе проявляется чувство красоты жизни, воодушевленность, темперамент, характер и основные черты народа. Вы знаете какой самый популярный танец в Белоруссии? Да, правильно, давайте, сейчас рассмотрим самый популярный белорусский народный танец. Белорусский народный танец «Лявониха». Можно сказать, что этот танец очень популярен и любим в Беларуси. Этот танец танцуют парами под музыку одноименной песни. Возник танец на основе шутливого диалога песни Лявона и Лявонихи, вокруг которых и вели танец. Это быстрый стремительный танец, в котором может участвовать любое количество пар. Движения быстрые, но не сложные. (слайды, где дем-ся одежда) Одежда - домотканые сандараки и свитки. Сейчас на сцене используют облегченный костюм, но сохранены все элементы традиционной одежды. Сейчас мы познакомимся с этим популярным белорусским народным танцем. Смотрите внимательно, я буду задавать вопросы.( видеозапись) Что вы заметили? Правильно, в некоторых местностях этот танец называют еще «Крутуха», из-за того что пары часто кружатся. Давайте сейчас отдохнём и проведём физкультминутку. Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Лера Жалейка Флексатон. Дуда Вариации – это такая музыкальная форма, при которой главная мелодия (тема) повторяется в каждой части с небольшими изменениями, как бы в разных вариантах. Главная мелодия (тема) повторяется в каждой части с небольшими изменениями, как бы в разных вариантах. Сначала музыка медленная, а потом убыстряется и это повторяется несколько раз. Звонко Похоже на гусли или балалайку С русской и украинской. Славянская. Потому что они похожи, тк раньше жили вместе, одними племенами. Лявониха и т.д. Пары часто кружатся. | |
4.Практич еский этап | Установить правильность и осознанность изученного материала. | Словесный: беседа, объяснение. Практический:ребусы | Ф п | Давайте вспомним, какую песню вы начали изучать на прошлом уроке? Ребята, что такое бульба? Правильно, а почему белорусы картошке посвятили песню? Вы не выучили ещё второй куплет, сейчас мы доучим эту песню полностью. Но прежде всего мы вспомним правила исполнителей. Сидим на краешке стула, ножки вместе на полу, спинки ровные, плечи не поднимаем, голову держим прямо, подбородок слегка опустить, руки на парте или на коленях. Вспомним, как мы берем дыхание. Представьте, что у вас в руках красивый цветок. Поднесите его к носику и с наслаждением вдыхаете аромат так, чтобы пояску стало тесно, плечи не поднимать. И помним, что дыхание берем перед каждой фразой! Итак, для начала вспомним первый куплет. ( куплет поет учитель) Из мешка бери картошку И питайся понемножку. Можешь есть её варёной Иль в мундире запеченной. Трам, там, там, та-ра... рам, Без картошки худо нам! Теперь давайте пропоём вместе. Из мешка бери картошку И питайся понемножку. Можешь есть её варёной Иль в мундире запеченной. Трам, там, там, та-ра... рам, Без картошки худо нам! - Ребята, теперь мы с вами разучим 2ой куплет этой песни. Будем разучивать по фразам. Слушаем.(Поёт учитель) Из картошки сварим кашу, Всю родню накормим нашу. Теперь споём вместе. Три, четыре.. Слушаем дальше. (Поёт учитель) Кому каша надоест, Пусть картошку в супе ест. Теперь споём вместе. Три, четыре.. Слушаем дальше. (Поёт учитель) Трам, там, там, та-ра... рам, Без картошки худо нам! Теперь споём вместе. Три, четыре.. Слушайте, как поётся второй куплет. (Поёт учитель) Из картошки сварим кашу, Всю родню накормим нашу. Кому каша надоест, Пусть картошку в супе ест. Трам, там, там, та-ра... рам, Без картошки худо нам! Поём вместе. Три, четыре.. (Поют учитель и учащиеся совместно) Сейчас споём 1ый куплет и 2ой куплет вместе Из мешка бери картошку И питайся понемножку. Можешь есть её варёной Иль в мундире запеченной. Трам, там, там, та-ра... рам, Без картошки худо нам! Из картошки сварим кашу, Всю родню накормим нашу. Кому каша надоест, Пусть картошку в супе ест. Трам, там, там, та-ра... рам, Без картошки худо нам! Ребята, какой характер песни? Почему? Какое настроение? В каком темпе звучала песня? Кто исполняет эту песню? | Бульба. Бульба – это картошка. Потому что сельском хозяйстве белорусов картофель традиционно играет большую роль Танцевальная Потому что музыка ритмичная и оживлённая. Веселое, радостное. В среднем темпе. Белорусский народ | Р: умение запоминать информацию и применять её в работе; овладение логическими действиями; |
5. Рефлексив но – оценочны й этап | Установление обратной связи. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельность, достижение поставленной цели. Оценка своих достижений. | Словесный: беседа, устный опрос; Наглядный: демонстрационный материал: карточка с недоконченными фразами; Рефлексия. | Ф И | Итак, ребята, наш урок подходит к концу, какая тема урока у нас была сегодня? С какими музыкальными инструментами мы познакомились? С каким танцем мы познакомились? Как называется песня, которую мы сегодня разучили? Что означает название этой песни «Бульба?» Ребята, в какую группу мы объединили русскую, белорусскую и украинскую музыку? Почему? Какие цели мы ставили перед собой? Мы достигли этих целей? Очень хорошо, молодцы. Сейчас я предлагаю вам закончить данные предложения: Урок для меня показался … Самым полезным и интересным для меня было … Я встретился(лась) с трудностью при … У меня хорошо получилось … Я понял(а), что … Урок окончен, всем спасибо за работу. Все встали, можете идти на перемену. До свидания! | Музыка белорусского народа. Цимбалы, дудка, лера, жалейка и т.д Лявониха Бульба Картошка Славянскую. Потому что они похожи, тк раньше жили вместе, одними племенами. Познакомится поближе с музыкой белорусии, изучить песни ит.д. да | К: умение выражать свою мысль. Р: адекватно самостоятельно оценивать свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке. Л: формирование познавательной потребности. |