1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНА |
ФИО разработчика | Романов Владимир Владимирович |
Место работы | Республика Бурятия, Хоринский район, МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» |
Дата | 23.06.2024 |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ |
Предмет | Основы безопасности и защиты Родины |
Класс | 10 |
Номер урока | Модуль 2. Урок № 13 |
Тема урока | Оружие массового поражения (радиационная, хемическая, биологическая защита) |
Уровень изучения | Базовый |
Тип урока | Урок освоения новых знаний и умений |
Адаптация для детей с ОВЗ | нет |
Планируемые результаты: | |
Личностные | |
Ты узнаешь | О видах оружия массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита), о его назначении и о способах защиты от него. |
Ты научишься | анализировать и обобщать знания о поражающих свойствах ОМП; самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности путем использования знаний при подготовке к проектной работы; развивать навыки по пользованию средствами индивидуальной защиты; использовать полученные знания в повседневной жизни. |
Метапредметные | Ты научишься: оценивать правильность выполнения учебной задачи; овладеешь основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; искать нужную информацию из разных источников и новых информационных технологий; развивать умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. |
Предметные | Давать определение термину «Оружие массового поражения», называть виды оружия массового поражения и давать их характеристики, определять основные поражающие факторы оружия массового поражения; формулировать основные способы защиты от оружия массового поражения; пользоваться индивидуальными средствами защиты. |
Ключевые слова | Оружие массового поражения |
Базовые понятия, единые для школьного образования | Ядерное оружие, эпицентр ядерного взрыва, ударная волна, световое излучение, ионизирующее излучение, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс, дезактива́ция химическое оружие, бактериологическое (биологическое) оружие, карантин, обсервация, |
Краткое описание | В ходе урока у учащихся будут формироваться представления о видах ОМП, их боевых свойствах и поражающем действии, а также способах защиты от него. При этом будут использоваться элементы технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающая технология. Работа будет организована через фронтальную, индивидуальную , коллективную работу На уроке формируются все виды компетентностей (коммуникативные, личностные, метапредметные и предметные). Урок структурирован, каждый момент имеет целевые установки. Рефлексия в конце урока логично завершает работу учащихся, подводя к обобщению сделанного. |
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА |
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Рекомендации для учителя | Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя учащихся |
Рекомендации ученика | Готовность рабочего места. Готовность к восприятию материала. |
Модуль 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
1.1.1 Рекомендации для учителя | Всю историю человечества сопровождают вооруженные конфликты. Применение отравляющих веществ (ОВ) в Первой мировой войне стало в развитии военного искусства событием, не меньшим по своему значению, чем появление огнестрельного оружия в Средние века. Это высокотехнологичное оружие оказалось предвестником появления в ХХ в. средств ведения войны, известных нам сегодня как … ??? Чтобы ответить на эти три вопроса, я предлагаю вам посмотреть 3 видеосюжета. |
Рекомендации ученика | Учащиеся смотрят видеосюжеты. |
Модуль 1.2. Актуализация опорных знаний |
1.2.1 Рекомендации для учителя | Итак, вы просмотрели 3 видеосюжета. О чём идёт речь на каждом из них? |
Рекомендации ученика | О видах оружия: на 1-ом о ядерном, 2-ом химическом, 3 – ем бактериологическом |
1.2.2 Рекомендации для учителя | Верно. А как можно в совокупности назвать эти виды оружия? |
Рекомендации ученика | Оружие массового поражения (Далее – ОМП) |
1.2.3 Рекомендации для учителя | Почему это оружие называется ОМП? |
Рекомендации ученика | Предлагают разные варианты ответов |
1.2.4 Рекомендации для учителя | Ответы записываются на доске, совместно с учениками обобщаются. |
Рекомендации ученика | Дают определение ОМП |
1.2.5 Рекомендации для учителя | Необходимо ли знать, как защищать себя и тех кто находится с тобой рядом от этого оружия? |
Рекомендации ученика | Да |
1.2.6 Рекомендации для учителя | Предлагаю сформулировать тему урока |
Рекомендации ученика | Называют тему урока |
1.2.7 Рекомендации для учителя | Откройте тетради, запишите дату, классная работа и тему урока. |
Рекомендации ученика | Выполняют просьбу учителя. |
1.2.8 Рекомендации для учителя | Внимание на слайд. Запишите в тетрадь определение ОМП |
Рекомендации ученика | Выполняют просьбу учителя |
Модуль 1.3 Целеполагание |
1.3.1 Рекомендации для учителя | Как вы думаете: «Какие вопросы по данной теме необходимо решить сегодня на уроке? |
Рекомендации ученика | Предлагают варианты. |
1.3.2 Рекомендации для учителя | Записывает на доске. |
Рекомендации ученика | Составляют список вопросов касающихся темы урока. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Модуль 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
2.1.1 Рекомендации для учителя | Предлагаю разбиться на 3 группы по рядам и пройти к своим местам. |
Рекомендации ученика | Разбиваются по рядам, образуя группы |
2.1.2 Рекомендации для учителя | Внимание. Обратите свои взгляды на конверты, лежащие у вас на столе. В каждом конверте лежит текст. Задание 1: прочтите текст и определите о каком виде оружия идёт речь. Назовите его. |
Рекомендации ученика | Достают текст, читают вслух для всех присутствующих, определяют вид оружия. Озвучивают. (Приложение 1) |
2.1.3 Рекомендации для учителя | Итак. У нас образовалось три команды: ЯО, ХО, БО. Осталось узнать, что представляет каждый вид оружия, какими факторами обладает и как от него защититься. Задание 2. Подготовить презентацию по своему виду оружия и её презентовать всей командой (не более 5 слайдов). Важное заносите в тетрадь |
Рекомендации ученика | Работают на гаджитах: ищут информацию, делают презентацию и защищают всей командой. Важное заносят в тетрадь, отвечают на вопросы одноклассников, учителя. |
Модуль 2.2. Проверка первичного усвоения |
2.2.1 Рекомендации для учителя | Выполним проверку полученных знаний через тестовую самостоятельную работу. |
Рекомендации ученика | Приступают к выполнению теста (Приложение 2) |
2.2.2 Рекомендации для учителя | Внимание на слайд. Сделайте сверку с ответами и оцените свою работу по данным критериям (индивидуальная работа) |
Рекомендации ученика | Выполняют сверку своих ответов, оценивают свою работу по предложенному критерию |
2.2.3 Рекомендации для учителя | На столах у вас лежат жетоны: синий, жёлтый, красный. «5» - 14 – 13 баллов; (поднимите синий жетон) «4» - 12 – 10 баллов; (поднимите жёлтый жетон) «3» - 5 – 9 баллов (поднимите красный жетон) Результат занесите в оценочный лист. |
Рекомендации ученика | Оценивают свою работу. Результат заносят в оценочный лист. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Модуль 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
3.1.1 Рекомендации для учителя | Внимание Всем! Газы! (практическая отработка по надеванию противогаза) |
Рекомендации ученика | Надевают противогазы |
3.1.2 Рекомендации для учителя | Проверяет правильность надетых противогазов. Подаёт команду «Отбой». Спрашивает; «Что нужно делать по такой команде? |
Рекомендации ученика | По такой команде нужно задержать дыхание, не вдыхая воздух достать противогаз из противогазной сумки, приложить нижнюю часть шлем-маски на подбородок, резко натянуть противогаз на голову снизу вверх и только после этого выдохнуть! |
3.1.3 Рекомендации для учителя | Нужны ли нам эти знания и умения? |
Рекомендации ученика | Да, нужны. Знания дают понятие об оружии массового поражения, способах защиты от них, формируют начальные навыки по использованию средств индивидуальной защиты! |
Модуль 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
3.2.1 Рекомендации для учителя | Ребята, а теперь представьте, что вы находитесь одни дома поздно вечером. Прозвучал сигнал гражданской обороны «Внимание всем!» По радио было передано сообщение о возможном применении противником оружия массового поражения. Ваша задача: за 2 мин. выполнить задание по выбору аптечки, а затем обосновать свой выбор, исключить один лишний предмет из аптечки. Время пошло. |
Рекомендации ученика | Команды работают с аптечками (Взаимопроверка аптечек друг у друга. Поиск лишних предметов с обоснованием) |
3.2.2 Рекомендации для учителя | Время прошло, прошу огласить результаты вашего выбора. |
Рекомендации ученика | Оглашают свой выбор, показывают лишний предмет, обосновывая почему он лищний. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
4.1 Рекомендации для учителя | - Что сегодня на уроке вы узнали нового? - Какие виды оружия массового поражения существуют? - Каким образом необходимо защищаться от поражающих факторов оружия массового поражения? |
Рекомендации ученика | Ответы учащихся |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Модуль 5.1. Самооценивание, рефлексия |
5.1.1 Рекомендации для учителя | Оцените урок, свою деятельность, деятельность своих товарищей, работу групп, используя жетоны разного цвета (все доступно и понятно, вопросов нет - синий жетон, понял частично - жёлтый жетон, у меня осталось много вопросов - красный жетон Назовите самых активных учеников. |
Рекомендации ученика | Ученики оценивают работу своих товарищей, работу свою, работу группы, называют самых активных учеников (самооцека, взаимооценка) |
5.2.1 Рекомендации для учителя | Найдите среднее арифметическое своих набранных баллов по оценочному листу. Поднимите у кого «5» - синий жетон, «4» - жёлтый жетон, «3» - зелёный жетон, «2» - красный жетон. Полученные отметки выставляю в журнал. |
Рекомендации ученика | Находят среднее арифметическое набранных баллов. Поднимают жетоны |
Модуль 5.2. Домашнее задание |
5.2 Рекомендации для учителя | Предлагаю в качестве домашнего задания оформить буклет на тему «Оружие массового поражения. Защита от оружия массового поражения» |
Рекомендации ученика | Распространить буклет среди учащихся и работников школы. |
|
На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу.
Деление ядра урана было впервые произведено немецкими учеными в 1939г. Однако, в силу ряда причин, им пришлось покинуть Германию. Во время Второй мировой войны они уже работали в США. И уже в 1945г. Штаты обладали первой в истории атомной бомбой. Впервые же это оружие было применено в августе 1945г. над японскими городами Хиросима и Нагасаки. Мир увидел чудовищную разрушительную силу нового оружия.
По имеющимся официальным данным этим оружием в настоящее время обладают следующие страны: США (c 1945), Россия (изначально Советский Союз, 1949), Великобритания (1952), Франция (1960), Китай (1964), Индия (1974), Пакистан (1998) и КНДР (2012). Также имеющим это оружие считается Израиль. О КАКОМ ОРУЖИИ ИДЁТ РЕЧЬ? НАЗОВИТЕ ЕГО.
22 апреля 1915г. (Первая мировая война) в боях у Ипра германские войска применили это оружие, используя хлор. Это была первая в мире газовая атака. В 30-е годы XX века фашистская Италия применила это оружие во время колониальной войны против Эфиопии (1936г.). В годы Второй мировой войны немецко-фашистские части применили это оружие против партизан на советско-германском фронте (Керченские каменоломни). После войны полиции некоторых стран стали широко применять это оружие раздражающего действия (слезоточивый газ) при разгоне массовых демонстраций, прекращения беспорядков и в антитеррористических операциях.
О КАКОМ ОРУЖИИ ИДЁТ РЕЧЬ? НАЗОВИТЕ ЕГО.
Оружие, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств боевых биологических средств. Его эффективность определяется малой инфицирующей дозой, возможностью скрытного применения на значительной территории, трудностью обнаружения и избирательностью действия только на человека, животных и других живых существ, а также сильным психологическим воздействием на противника и трудностью защиты войск, населения и ликвидации последствий. Это оружие запрещено Женевским протоколом 1925 г. Однако в Первую мировую войну его пыталась применить Германия путем заражения лошадей возбудителем сапа, а во Второй мировой войне - Япония. Разработка этого оружия велась и в США. Его применение является преступлением против человечества. По инициативе СССР и др. стран в 1972 г. ООН приняла Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов этого оружия и токсинов и их уничтожении, которая вступила в силу в 1975 г.
О КАКОМ ОРУЖИИ ИДЁТ РЕЧЬ? НАЗОВИТЕ ЕГО.
1. Проникающая радиация это: | 1. ударная волна 2. поток света и жара, поражающий открытую кожу 3. поток гамма-лучей и нейтронов 4. кратковременные электрические поля |
2.Какой ядерный взрыв наносит максимальный урон гражданским людям, окружающей среде и войскам? | 1. Воздушный 2.Космический 3 Наземный |
3. Какого поражающего фактора нет у ядерного взрыва? | 1.Ударная волна 2. Световое излучение 3. Проникающая радиация 4. Поражение осколками боеприпаса 5. Радиоактивное заражение |
4. В каких единицах измеряется уровень проникающей радиации ? | 1. Вольтах 2. Рентгенах 3. Омах 4. Радах |
5. Какая зона поражения относится к химическому оружию: | 1. Г 2. третичная 3. А 4. вторичная |
6. С какого уровня облучения начинается лучевая болезнь 1 степени? | 1. 100 рентген 2. 200 бэр 3. 50 рентген 4. 100 рад |
7. Каков главный смысл уничтожения растений бактериологическими средствами? | 1. Чтобы заразить людей 2. Чтобы вызвать нехватку продовольствия 3. Расчистить площади для посадки новых культур |
8. Иприт относится к классу: | 1. Нервно- паралитического действия 2. Кожно-нарывного действия 3. Общеядовитого действия |
9. Признаки применения бактериологического оружия: | 1. глухие взрывы, крупные осколки, аэрозольное облако, скопление насекомых 2. стелющееся облако желтовато-зеленого цвета 3. удушье, рвота, увеличивающиеся язвы на теле |
10. В случае нахождения в облаке отравляющих веществ высокой концентрации противогаз эффективно защищает в течении: | 1. 10 минут 2. 20 минут 3. 1 часа 4. все время, если надет правильно |
11. Бактериологическое оружие наносит поражение: | отравляющими газами и жидкостями убийственными вирусами, микробами и бактериями электромагнитным импульсом опасным излучением |
12. Какая зона заражения самая опасная при ядерном взрыве? | 1. А 2. Б 3. Х 4. Г |
13 Покидать зону заражения я буду: | 1. быстро и в любую сторону 2. двигаясь по ветру 3. перпендикулярно направлению ветра |
14. Что не помогает при применении ядерного оружия и ликвидации последствий его применения? | 1. Укрытие в убежищах и подвалах 2.Принятие йодных препаратов и небольших доз спиртного 3.Массовые прививки 4.Выход из зон заражения и смыв с себя радиоактивной пыли 5.Использование ям, канав, траншей для укрытия от светового излучения 6.Укрепление иммунитета с помощью витамина С, использование противоядий, сеток на окнах |