2. Класс: 4 А Дата: 04.05.23 Предмет: окружающий мир
6. Задачи | 7. Планируемые результаты (ПР) |
ДЗ | Расширить знания о Сибири ее месторасположении, ее флоре и фауне и историю освоения. | Пр1 | Умеют определять месторасположение Сибири на физической каре. |
Пр2 | Знают флору и фауну Сибири. |
Пр3 | Знают историю освоения Сибири. |
| |
РЗ | Развивать умение оформлять свою речь в устной форме, действовать по указание учителя, планировать и принимать и сохранять учебно-познавательную задачу, развивать навыки контроля и самоконтроля. | П1 | Анализируют учебно-познавательную задачу слушая учителя или одноклассников; |
К1 | Строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; |
К2 | Отвечают на вопросы учителя или товарищей; |
Р1 | Принимают и сохраняют учебно-познавательную задачу до окончательного ее решения; |
Р2 | Оценивают свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления. |
ВЗ | Воспитывать интерес к предмету «окружающий мир», доброжелательное отношение и внутреннюю позицию школьника. | Л1 | Выражают внутреннюю позицию; |
Л2 | Проявляют познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению окружающего мира, активность и самостоятельность в его познании. |
Л3 | проявляют доброжелательное отношение к учителю и сверстникам. |
Структура урока Дидактические средства (ДС) | Задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФОУД | ПР |
Оргмомент. | Проверить готовность к уроку (психологический настрой). | - Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. | Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу | Ф | Л3 |
Актуализация знаний. | Мотивационный этап. | Показать необходимость/значимость изучения материала. | - Зачем мы изучаем разные территории России? - Верно, мы узнаем много нового о мире, о животных, о народах и обо всем, что нас окружает. | Варианты ответов. | Ф | Л2 |
Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке. ДС: Презентация, Тетрадь. | Повторить материал, необходимый для «ОНЗ». | Проблемная ситуация Обучающимся была предложена цепочка слов: буряты, тайга, холод, кремль, Новосибирск, большая территория, Уфа, башкиры, Архангельск, Сабантуй. 1. Можно ли эти слова объединить в две группы? 2. Если можно, то по какому принципу? 3. Одни слова относятся к Сибири, а другие относятся к другим территориям России. Почему? 4. Предположите, какова будет тема нашего урока? Далее обучающимся предлагались вопросы: - Что такое Сибирь? - Какие народы проживают на территории Сибири, и какой образ жизни они ведут? - Кто является первооткрывателем Сибири? - Какие растения и животные есть на территории Сибири? - Было очень мало рук. Как вы думаете почему? - Как же выйти из этой ситуации? Обучающемуся с ЗПР была предложена карточка «Знаю ли я?», где ему сущая вопросы учителя, нужно было поставить соответствующие обозначения: «+» - знаю, «-» - не знаю. После основывая на своих ответах, обучающемуся нужно выбрать способ получения информации по предложенной проблеме. Знаю ли я? 1. Что такое Сибирь? 2.Какие народы проживают на территории Сибири? 3. Кто является первооткрывателем Сибири? 4.Какие растения и животные есть на территории Сибири? 5. Сделать вывод, почему на юге Сибири проживает больше народов, чем на севере? Изучить учебник Посмотреть в интернете Не изучать Спросить у взрослых | | -Мы не знаем ответы на эти вопросы. Мы такого не помним. Мы такого еще не изучали. -Воспользуемся текстом учебника и ответим на эти вопросы. | Ф | П1 К2 |
Открытие новых знаний. | Постановка учебной задачи. | Сформулировать тему урока, поставить цель, (спланировать деятельность). | - Скажите, как люди узнают, что было раньше? - Если бы люди не могли заниматься изучением древних руин, исследовать какие-то объекты, что бы было? - Вот и мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Но перед тем как отправится, давайте скорректируем наш маршрут. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - А какую цель мы перед собою поставим? - Давайте попробуем составить план нашего урока. -Какие задачи мы можем поставить перед собой? - Совершенно верно. На сегодняшнем уроке мы будем работать по следующему плану: | Варианты ответов. Варианты ответов. - Освоение Сибири. - Ознакомление с историей освоения Сибири. 1) Узнать о месте расположения Сибири 2) Узнать об освоение Сибири 3) Узнать о флоре и фауне Сибири | Ф | П1 Р1 |
Учебное действие. ДС: компьютер, видео, карточка для работы в парах. | Познакомить новым материалом. | - Итак для того чтобы определить куда мы отправимся я предлагаю вам посмотреть на карту. - Посмотрите на физическую карту России. Сибирь - огромная территория, занимающая большую часть Азии от Урала на западе до Тихого океана на востоке; от берегов Северного Ледовитого океана на севере до холмистых степей на юге. - Давайте используем наши волшебные часы, и переместившись в прошлое посмотрим какую территорию занимала Сибирь в 16 веке. - Чтобы узнать об этом, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. Обратите внимание, у каждого на парте лежит карточка с заданием. Данное задание выполняем в паре. Ваша задача внимательно просмотреть видеоролик и вписать в предложения пропущенные слова. - Но прежде чем начать выполнять задание, давайте повторим правила работы в парах. Кто может их перечислить? -Молодец всё верно. - Итак кто готов прочитать полностью первое предложение? - Верно. Кто выполнил второе предложение? - Правильно. Кто может прочитать третье предложение? - Отлично. Кто может прочитать четвёртое предложение? - Молодцы. Кто хочет прочитать последнее предложение. - Замечательно! Вы отлично справились с заданием. Кажется, у нас сломались наши часики. Но не переживайте, я знаю одного отличного мастера, который отлично справится с этой работой. А пока он занимается делом, я предлагаю вам отдохнуть | Слушают рассказ учителя. Слушают. Повторяют правила работы в паре. - В 1552 г. Иван Грозный взял город Казань, а в 1556 г. Взял город -Астрахань. - В 1555 г. Сибирский хан Едигир обратился к царю с просьбой прибрать Сибирь к рукам, при этом обещая платить ежегодную дань в 30 000 соболиных шкурок, по одной с каждого темноволосого мужчины. - В 1558 г. Царь Иван IV пожаловал купцам Строгановым земли по рекам Кама и Чусовая. - В 1563 г. Власть в бывшем Сибирском ханстве захватил сын бухарского мурзы хан Кучум. - Сибирь влекла людей русских людей своим богатством. Среди них были: серебро, соль, шкурки соболей и лисиц | Ф П Ф | Пр1 К1 Л3 К2 Р2 Пр3 |
Физминутка | | | Станем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарил и | Выполняют упражнение. | Ф | |
Применение знаний. | Действия контроля. ДС: карточка. | Выявить уровень первичного усвоения учебного материала. Форма контроля: фронтальная, письменная. | - Какой этап урока прошли? - Для войны с Кучумом Строгановы наняли казачий отряд в 750 человек под предводительством атамана Василия Тимофеевича Аленина, прозванного Ермаком. Успешно прошли первые столкновения с татарскими отрядами. Сибирские татары почти не знали огнестрельного оружия и боялись его. Кучум выслал навстречу непрошеным гостям своего храброго племянника Маметкула с войском. У реки Тобол казаков атаковало до 10 тысяч татар, но казаки опять вышли победителями. Решающая битва произошла недалеко от ханской столицы Кашлыка. В сече полегло 107 казаков и много больше татарских воинов. Кучум с остатком верных ему людей бежал. Сибирское ханство прекратило свое существование. - В это ханство входило, помимо татар, много народов и племен. Притесняемые татарами и заинтересованные в торговле с Россией, они обязались платить ясак (дань) пушниной Ермаку, а не Кучуму. - Предлагаю сыграть в интеллектуальную игру «Противопоставление». Вам нужно противопоставить предложенные народы и рассказать чем они отличаются друг от друга. Для выполнения этого задания обучающемуся с ЗПР была предложена опорная карточка с вспомогательным материалом, если обучающийся затруднялся рассказать о народе он мог воспользоваться данной карточкой. Ненцы Кочевым народом были ненцы. Они кочевали по тундре. Их основным занятием было оленеводство. По обоим сторонам Оби и Иртыша жили ханты и манси. Основным их занятием были охота и рыболовство. Эвены и эвенки По территории тайги расселились эвены и эвенки. Около Лены жили якуты, эвены и эвенки. Основным занятием было разведение мохнатых лошадок и коров. Расселяясь, якуты осваивали рыбную ловлю, оленеводство, охоту. Чукчи и коряки Чукчи и коряки расположились на территории побережья охотского моря. Они занимались разведением оленей. Одними из важных занятий у них была охота. Они охотились на моржей, тюленей и китов. Буряты Самым многочисленным народом за Уралом были буряты. Русские называли их «братскими людьми». Они селились около озера Байкал, к югу и к западу от него. Буряты были тогда скотоводами и земледельцами. Они выплавляли железо и хорошо умели его обрабатывать. | | Варианты ответов. Слушают учителя, смотрят на карту. Играют. | Ф | Пр1 Пр3 Л2 Л3 К1 |
Действие самоконтроля. ДС: тест, ручка. | Развивать способности к оценочным действиям. Форма самоконтроля: письменная. | - Чтобы проверить, как вы выполнили материал, проведем самостоятельную работу на оценку. Перед вами лежат листочки с тестом. Подпишите их. Можете приступать к решению задания. Тест 1. Какие народы являются коренными народами Сибири. Обведите номера верных ответов. А) Мордва В) Манси Д) Якуты Ё) Татары Б) Ханты Г) Буряты Е) Башкиры Ж) Украинцы 2. Перечисли 3 старинных занятия населения Дальнего Востока. 3. Какие реки есть в Сибири. Обведите номера верных ответов. А) Иртыш В) Уй Д) Лена Ё) Амур Б) Волга Г) Обь Е) Белая Ж) Москва 4. Название ханской столицы, около которой произошла решающая битва казаков и татарской орды. А) Кашлык В) Троицк Д) Москва Б) Барсык Г) Чингек Е) Санкт-Петербург 5. Как звали атамана казаков, который сражался с татарской ордой. Запишите прозвище. - Я вижу, вы уже закончили. Обменяйтесь, пожалуйста листочками с соседом по парте. Посмотрите внимательно на экран и сверьте ответы на листочке. 1. Если верно 5 – 2 б., 3 – 1 б., меньше – 0 б. 2. Если верно 3 – 2 б., 2 – 1 б., меньше – 0 б. 3. Если верно 4 – 2 б., 2 – 1 б., меньше – 0 б. 4. Если верно – 2 б., неверно – 0 б. 5. Если верно – 2 б., неверно – 0 б. Если 10-8 б., - оценка 5 Если 7-6 б., - оценка 4 Если 5-4 б, - оценка 3 - Сдайте, пожалуйста листочки. | Подписывают работу. Решают тест. Выполняют взаимопроверку. | Ф П | П1 Пр1 Пр2 Пр3 Р2 Л3 |
Рефлексия познавательная. | Действия оценки. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся. Форма оценки: Устная. | - Наш урок подходит к концу. - Давайте вспомним, тему нашего урока? - Какая была цель нашего урока? - Давайте вспомним задачи, которые мы ставили на урок. - Какая задача была первой? - Мы справились с этой задачей? - Что нового вы узнали об освоении Сибири? - Что вы можете мне рассказать о флоре и фауне Сибири? - Верно. Вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке. | Варианты ответов. | Ф | Р1 Пр1 Пр2 Пр3 |
Рефлексия личностная. | Действия самооценки. | Формировать умение оценивать результаты своей деятельности. Форма самооценки: устная. | Оцените свою работу на уроке. - «Не понял(а) тему» - «Понял(а), но не до конца» - «Всё понял» - Спасибо, за урок до свидания! | Варианты ответов. | Ф | Л3 Р3 |
ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).
Учитель: ____________________________________________________ Отметка: ______________________