3.Актуализация знаний | Словес ный, практи ческий, | -На какие группы делят животных по особенностям их питания? -Что такое цепь питания? -Приведите пример цепи питания. -Вспомните, как животные приспосабливаются к добыванию пищи, как защищаются от врага? Парная работа (кроссворд) Следующее задание вам нужно выполнить в парах. Разгадайте кроссворд. На всё вам дается 2 минуты. 1. Как называют животных, которые питаются и животными и растениями? 2. Как называют животных, которые едят других животных? 3. Как называется группа животных, у которых 8 ног? 4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? 5. Как называются черви, которые живут в воде? 6. Как называется группа животных, тело которых покрыто сухими чешуйками, и они всю жизнь ползают? 7. Как называется группа животных, тело которых покрыто чешуёй, и дышат они растворенным в воде кислородом, с помощью жабр. 8. К какой группе животных относятся пиявки? 9. Как называются животные, которые питаются только растениями? -Молодцы, вы правильно ответили на вопросы, мы с вами вспомнили, чем питаются животные, чем покрыто их тело и вспомнили некоторые группы животных. | -Растительнояд-ные, насекомояд-ные, хищники и всеядные. -Животные свя-заны между собой и с растениями в цепи питания. -Тихие шаги, прекрасный слух , острые зубы – всё это помогает лисе охотиться. У совы огромные глаза, она прекрасно всё видит, острые когти и изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу. -У зайца быстрые ноги, летом , и зимой он меняет цвет шубки. Божью коровку спасает яркий окрас. 1.Всеядные 2. Хищники 3. Паукообразные 4. Звери 5. Пиявки 6. Рептилии 7. Рыбы 8. Черви 9. Растительно-ядные | Фронтальная Парная | Контроль | Применяют на практике ранее полу ченные зна ния о животных и цепях питания. | П: -вспоминают состав почвы; Р:- выполняют учебное задание в соответствии с целью; - выполняют самопровер ку при выполнении учеб ного задания; К:- формулируют понят ное для одноклассников высказывание и обосновы вают свое мнение; - адекватно используют речевые средства для представления результата | Осознают потренос ть в самовы ражении, самореали ции. |
4.Само опреде ление к деятельности | | -На предыдущих уроках вы уже многое узнали о животном мире: о его многообразии, о том, кто как приспособлен в жизни, выяснили, кто чем питается. А сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему. Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. Итак, у людей – ребенок; у лисы – (лисенок); у кошки – (котенок); у утки – (утенок); у бабочки - ?; -Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить. -Ребята, а кем в детстве была лягушка? Кузнечик? Морской конек? Змея? Как вы думаете, какая же тема нашего урока? -Правильно! Тема нашего урока: «Развитие и размножение животных». -Какую цель мы поставим перед собой? | Отвечают на вопросы учителя - - Тема: «Развитие и размножение животных». Цель: узнать, как происходит развитие и размножение животных разных групп. Задачи: -расширить знания учащихся о многообразии животного мира; -узнать о способах размножения животных, о том, как они развиваются. | Фронтальная | Контроль | Определяют цель и задачи урока | П: -ориентируются в своей системе знаний; -отличают новое от уже известного; К:- формулируют понятное для одноклас сников высказывание и обосновывать свое мнение; адекватно используют речевые средства для представления результата. Р: -совместно с учите- лем формулируют тему урока. | Проявляют интерес к формули ровке темы, по- становке цели и задач |
5.Открытие нового знания | Словес ный, пра ктичес кий, | -В начале урока, мы с вами вспоминали виды животных. К какому виду относятся бабочки и кузнечики? -С развитием и размножением мы познакомимся на примере насекомых. -Например, бабочка-крапивница откладывает свои яйца на листьях крапивы с внутренней стороны. Затем из них вылупляются личинки, которые называются гусеницами. Гусеница совсем непохожа на бабочку, у нее толстое удлиненное тело. Выросшая гусеница переползает на ствол, здесь она сбрасывает шкурку и превращается в неподвижную куколку. Весной из куколки выходит взрослая бабочка. Так развиваются бабочки, пчелы, мухи и комары. -Но не у всех насекомых бывают куколки. Например, нет куколки у кузнечика. Из яйца появляется личинка, которая очень похожа на взрослое насекомое, только маленького размера. Личинка растет, периодически сбрасывая шкурку. Когда она это делает последний раз, выходит уже взрослое насекомое. Так развиваются кузнечики, тараканы, саранча. -Итак, вы узнали про два способа развития насекомых. В чем же их различие? Насекомые | Откладывают яйца | Либо: яйцо-личинки-куколка-взрослое насекомое(бабочка).Либо: яйцо-личинка-взрослое насекомое(кузнечик) | -Каждый из вас видел гусеницу или маленького кузнечика. А это значит, что вы познакомились с детенышами бабочки и кузнечика. Групповая работа -Следующее задание вы будете выполнять в группах. В учебнике помимо насекомых, рассказывается ещё о 5 группах: рыбы; земноводные; пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. -Я поделю вас на 5 групп по 5 человек. Первая группа будет читать о рыбах, 2 о земноводных, 3 о пресмыкающихся, 4 о млекопитающих. -Начнём с 1 группы. Что вы узнали о размножении рыб? Остальные отметьте карандашом главное в размножении и развитии рыб. Рыбы | Откладывают икру | Икра-малёк- рыба | -Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают. -Вторая группа, как размножаются земноводные? Земноводные | откладывают икру | икра – головастик - лягушка | - Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Третья группа, как они размножаются? Пресмыкающиеся | откладывают яйца | яйцо – детеныш – взрослое животное | -Переходим к следующей группе животных. Четвёртая группа, как размножаются птицы? Птицы | откладывают яйца | яйцо – птенец – взрослая птица | -Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время. - Последняя группа животных – млекопитающие или звери. Пятая группа, что вы можете сказать о них? Физкультминутка Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.) Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки! Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, Тоже помашем – Крылья сложили назад. – Какие из животных откладывают яйца? - Кто три раза родится? - Чем отличается размножение зверей от других животных? -Сравните размножение рыб и земноводных. -Сравните размножение пресмыкающихся и птиц. Парная работа - В «Рабочих тетрадях» выполните задание №1 и №2 . Индивидуальная работа -Выполните Задание №3 самостоятельно. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по эталону на слайде. | Предполагаемые ответы детей -Насекомые. - Одни насекомые имеют в развитии куколку, а другие - нет. - Рыбы откладывают икру, из нее появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. - Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца. - Откладывают яйца, из яйца вылупляется детеныш, который вырастает во взрослое животное. - Откладывают яйца, из них вылупляются птенцы, которые вырастают во взрослых птиц. - Звери рождают детенышей, которые вырастают во взрослое животное. Повторяют движения за учителем. - Насекомые, пресмыкающиеся, птицы. -Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое - Звери рождают детенышей. - Откладывают икру. -Откладывают яйца. | Фронтальная Группо-вая Парная Индивидуальная | Фронтальный Взаимопро-верка | Уметют классифицировать животных по их существенным признакам | П: -осуществлять синтез как составление целого и частей. Р:- выполняют учебное задание в соответствии с целью; - выполняют самопроверку при выполнении учебного задания; К:- формулируют понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение; - адекватно используют речевые средства для представления результата. | Проявляют интерес к изучению темы Ориенти-руются на здоровый образ жизни |
7.Итог урока | Словесный | -Какова была цель урока? . Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? - Какие тайны вам открыла природа? Ответы детей . - А сейчас ответим на вопросы теста. 1.Кто выкармливает детёнышей молоком? а) птицы и ) звери б)рыбы 2.Какое слово пропущено: икринка---------………----------рыба а)личинка т)малёк б)головастик 3.Какое животное относится к рыбам? а)дельфин б)бегемот о)карп 4. Когда охота запрещена? а)зимой г)весной б)осенью -Правильные ответы составили слово ИТОГ. Подведем итог урока. Рассмотрите рисунок в 1 задании. Подумайте, почему изображены эти животные? - Правильно, и поэтому мы должны бережно относиться к детенышам, так как из них вырастают взрослые животные. | Отвечают на вопросы учителя. и)звери т)малёк о)карп г)весной - Каждое животное было когда-то детенышем | Ф | Самоконт роль | Повторяют изученное на уроке | Р: -прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала К:- формулируют понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение; | |