2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через вопросы по прошлой изученной теме. -Ребята, знаете ли вы, кого называют патриотом? Патриот – человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству. -Сейчас мы с вами повторим материал по прошлой теме. Сделаем мы это с помощью игры «Найди ошибки». На слайде будет написано предложение, а в нем могут быть ошибки. Ваша задача, найти эти ошибки и исправить их. Слайд 2 1. Прозвище Ивана Четвертого – Лютый. Слайд 3 2. Иван Грозный стал первым в истории царем. Слайд 4 3. Иван Грозный повелел открыть в Новгороде первую типографию. Слайд 5 4. Первого книгопечатника звали Иван Федоров. Слайд 6 5. Венчание на царство Ивана Грозного произошло в Зимнем дворце. Слайд 7 6. Первая печатная книга появилась в 1564 году. Слайд 8 7.Иван Четвертый был сыном Ивана Третьего. Слайд 9 8. Первая печатная книга называлась Евангелие. Слайд 10 9. Царь Иван Грозный находился на троне 30 лет. -Все выполнили верно, молодцы! | Отвечают. -Нет, Грозный. -Верно. -Нет, в Москве. -Верно. -Нет, в Успенском соборе. -Верно. -Нет, внуком. -Нет, Апостол. -Нет, 50 лет. | Научатся давать характеристику понятию «патриот». | К: соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К: выполнять поручения, подчиняться; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация, иллюстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. Слайд 14 -В 1584 году скончался царь Иван Грозный. На момент смерти у него было двое сыновей: Фёдор и малолетний Дмитрий. -Как вы думаете, какой из сыновей взошёл на престол после смерти отца? Почему? -Фёдор Иванович правил в течение 18 лет. Детей у него не было. К сожалению, младший сын Грозного Дмитрий погиб в возрасте 10 лет. Через какое-то время погибает и сам Фёдор, и династия Ивана Грозного, то есть, династия Рюриковичей обрывается. И поэтому в стране воцаряется смута, поскольку нет правителя. -Ребята, а что такое смута? Что такое смутное время? Какие у вас возникают ассоциации? -Верно. Простыми словами, смута – это кризисное время. -А почему смута возникла? -Действительно. В это время нет определенного правителя, постоянно кто-то приходит к власти, то один боярин, то другой, они не справляются и уходят. Этой ситуацией воспользовались поляки. Они объявили, что якобы царевич Дмитрий не убит, а он находится в Польше, дожил до совершеннолетия и скоро приедет в Москву. -Ребята, как вы думаете, это был настоящий царь или нет? Слайд 15 -Верно. Впоследствии он получит имя Лжедмитрий 1. -А почему лже? Слайд 16 Люди, уставшие от смуты, с радостью встретили эту весть. Они буквально пошли к границам Москвы встречать царя. Они рукоплескали, кричали: ура! Они верили, что это настоящий царь и он возглавит страну. -Давайте подумаем, просто ли Польша поддержала этого Дмитрия? -Какая у поляков была цель? Какая это выгода для них? -Поляки, с помощью этого Дмитрия, хотели захватить наши территории. Между Польшей и Лжедмитрием был заключен договор о том, что они помогут ему сесть на трон, а он им отдаст часть русских земель. Такая вот выгодная сделка. Слайд 17 -В 1605 году Лжедмитрий I был объявлен царем. Но правил он всего год и был свергнут. -Как думаете, почему? -Лжедмитрий проводил политику в пользу Польши и русским людям это не понравилось. Слайд 18 На самом деле, Лжедмитрия по-настоящему звали Григорий Отрепьев, он был никому не известным монахом. И в честь благодарности полякам, он многих поляков посадил на государственные посты, должности. -Наконец у русского народа открылись глаза и они увидели, что царь не настоящий. Потому что настоящий русский царь не сделал бы такого. Он бы заботился о балгополучии совего народа. Лжедмитрия свергли. И тут встал вопрос: что делать дальше? Опять погрузиться в смуту? Слайд 19 -Новгородский староста Кузьма Минин призывает русский народ собрать народное ополчение. -Как вы понимаете, что такое народное ополчение? - Народное ополчение – это добровольцы из всех сословий, готовые постоять за родную землю. -Для чего оно было нужно? -Поскольку полякам удалось захватить власть в России, они захотели провернуть тоже самое, но уже с Лжедмитрием II. Слайд 20 Поляки предлагали уже другую кандидатуру, говоря о том, что они перепутали, и теперь точно нашли настоящего царя. Но русские люди уже не поверили в это и решили бороться с поляками, потому что понимали, что сейчас стоит вопрос о нашей независимости. И поэтому Кузьма Минин призвал народ постоять за родную землю. Слайд 21 Князь Дмитрий Пожарский в это время занимается сбором денег. Люди несут денежные средства для того, чтобы приобрести вооружение. Слайд 22 Недалеко от Москвы, в Китай-городе, произошло сражение народного ополчения и польских войск, в результате которого 4 ноября 1612 года Москва была освобождена. -Скажите, какой праздник мы празднуем 4 ноября? Слайд 23 -Государственным праздником день народного единства стал в 2005 году указом Президента. -Почему этот день так называется? Как же это связано с нашей темой? -В результате этого сражения народное ополчение одерживает победу, освобождает Москву от поляков. -И встает, как вы думаете, какой вопрос? Слайд 24 -Верно. Кто будет все-таки русским царем. Предлагается кандидатура Михаила Федоровича Романова, которому было 16 лет. Он был родственником первой жены Ивана Грозного. Именно он стал основателем династии Романовых. Венчание на царство произошло в феврале 1613 года на Земском соборе. Земский собор – это собрание представителей всех сословий (крестьяне, бояре, духовенство и т.д.). -Скажите, почему царя выбирали представители от всех сословий? Слайд 25 -Памятник Минину и Пожарскому поставили благодарные потомки в 1818 году. Деньги на этот памятник собирало само население. -Посмотрите, как вы думаете, где на памятнике Минин, а где Пожарский. -Достойно ли выглядит памятник? -Можем ли мы назвать их патриотами? Почему? - Сейчас мы немного разомнёмся. Для этого нам нужно встать. Если я буду называть исторические лица, которые относятся к нашей сегодняшней теме, то вам нужно присесть. Если назову исторические лица, относящиеся к прошлым изученным темам, то ваша задача похлопать в ладоши. 1. Иван Калита. 2. Минин и Пожарский. 3. Мамай. 4. Лжедмитрий I. 5. Михаил Фёдорович. 6. Федор Иванович. | Работают по построенному проекту. -Фёдор, потому что Дмитрий был маленький. Отвечают. -Потому что нет царя. -Нет. -Ненастоящий. -Нет -Чтобы захватить власть в России, поэтому они поддержали якобы царя. Отвечают. Отвечают. Отвечают. -День народного единства. Отвечают. -Кто должен править? -Потому что царь должен был править ими всеми. -Стоит Минин, сидит Пожарский. Отвечают. Отвечают. Выполняют задание физминутки. | Научатся описывать события начала 17 века. Получат возможность научиться определять роль личности в истории. Получат возможность научиться характеризовать роль народного ополчения. | К:соблюдать правила ведения диалога. П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. К:соблюдать правила ведения диалога. К:соблюдать правила ведения диалога. П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. К:соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К:соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. П:устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. К:соблюдать правила ведения диалога; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К:соблюдать правила ведения диалога; выполнять поручения, подчинят П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. К:соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению патриоты России, активность и самостоятельность в его познании. Понимание того, что смутное время стало важным шагом к сплочению русского народа. |