СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Патриоты России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Патриоты России»»

Конспект учебного занятия

по окружающему миру

в 4 «Б» классе

Тема: «Патриоты России»

студентки 32А группы

Подоплеловой Анастасии Александровны
















Урок будет выдан: 05.03.2024 г.

МБОУ СОШ №13

Учитель: Семина Татьяна Владимировна

Методист: Жукова Татьяна Константиновна



Новосибирск, 2024


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Подоплелова Анастасия Александровна.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 «Б».

Тема урока: «Патриоты России».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении патриоты России.

Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

Учащиеся научатся:

- описывать события начала 17 века;

- давать характеристику понятию «патриот»;

Учащиеся получат возможность научится:

-характеризовать роль народного ополчения;

-определять роль личности в истории.

Дидактические:

1. Формировать умения описывать события начала 17 века; давать характеристику понятию «патриот».


2. Формировать умения характеризовать роль народного ополчения; определять роль личности в истории.


Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;

-анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- выполнять поручения, подчиняться.



Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

-устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.



Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; делать выводы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.




2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; выполнять поручения, подчиняться.






3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные:

У учащихся будет сформирован:

-познавательный интерес к изучению патриоты России, активность и самостоятельность в его познании;

У учащихся может быть сформировано:

- понимание того, что смутное время стало важным шагом к сплочению русского народа.


Воспитательные:

1.Формировать познавательный интерес к изучению патриоты России, активность и самостоятельность в его познании.

2.Формировать понимание того, что смутное время стало важным шагом к сплочению русского народа.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, карточки для закрепления, лист с самостоятельной работой, карточки для рефлексии, презентация.











ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация)

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Организует мотивацию к учебной деятельности.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Давайте проверим готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Наш урок я хотела бы начать словами советского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

Как вы понимаете это высказывание?


Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.













Высказывают своё мнение о смысле высказывания.



















К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Словесный (беседа)

Наглядный

(демонстрация)

Практический (упражнение)

Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через вопросы по прошлой изученной теме.

-Ребята, знаете ли вы, кого называют патриотом?

Патриот – человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству.

-Сейчас мы с вами повторим материал по прошлой теме. Сделаем мы это с помощью игры «Найди ошибки». На слайде будет написано предложение, а в нем могут быть ошибки. Ваша задача, найти эти ошибки и исправить их.

Слайд 2

1. Прозвище Ивана Четвертого – Лютый.

Слайд 3

2. Иван Грозный стал первым в истории царем.

Слайд 4

3. Иван Грозный повелел открыть в Новгороде первую типографию.

Слайд 5

4. Первого книгопечатника звали Иван Федоров.

Слайд 6

5. Венчание на царство Ивана Грозного произошло в Зимнем дворце.

Слайд 7

6. Первая печатная книга появилась в 1564 году.

Слайд 8

7.Иван Четвертый был сыном Ивана Третьего.

Слайд 9

8. Первая печатная книга называлась Евангелие.

Слайд 10

9. Царь Иван Грозный находился на троне 30 лет.


-Все выполнили верно, молодцы!






Отвечают.















-Нет, Грозный.



-Верно.



-Нет, в Москве.




-Верно.



-Нет, в Успенском соборе.



-Верно.



-Нет, внуком.



-Нет, Апостол.


-Нет, 50 лет.

Научатся давать характеристику понятию «патриот».





К: соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



















К: выполнять поручения, подчиняться;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели.

- Ребята, знаете ли вы из истории имена известных патриотов?

Слайд 11

-Чтобы определить, о чём мы поговорим сегодня, вам необходимо посмотреть на слайд и отгадать ребус.

-Какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Давайте проверим, насколько мы были правы. Откройте учебник на 60-ой странице и прочтите тему.

Слайд 12

-Исходя из темы, какую цель урока мы можем поставить?


Формулируют тему и ставят цель.


Затрудняются ответить.



Отгадывают.





-Патриоты России.



Читают.




-Познакомиться с этапами борьбы России за свою независимость.






К: соблюдать правила ведения диалога.






К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.


П:с помощью педагога формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению патриоты России, активность и самостоятельность в его познании.

4. Построение проекта выхода из затруднения


Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по составлению плана действий урока.





-Что нам необходимо будет сделать, чтобы достичь нашей цели?

Слайд 13

-Пункты плана перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность.







-Верно, это и будет план действий сегодняшнего урока.


Составляют план действий урока, определяя последовательность пунктов плана.



-Составить план действий урока.



План действий урока:

1. Узнать, как Россия боролась за независимость.

2. Определить роль народного ополчения.

3. Определить значение смутного времени в истории России.


Р:выстраивать последовательность выбранных действий.




Познавательный интерес к изучению патриоты России, активность и самостоятельность в его познании.

5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа, рассказ)

Наглядный (демонстрация, иллюстрация)


Организует деятельность по реализации построенного проекта.

Слайд 14

-В 1584 году скончался царь Иван Грозный. На момент смерти у него было двое сыновей: Фёдор и малолетний Дмитрий.
-Как вы думаете, какой из сыновей взошёл на престол после смерти отца? Почему?

-Фёдор Иванович правил в течение 18 лет. Детей у него не было. К сожалению, младший сын Грозного Дмитрий погиб в возрасте 10 лет. Через какое-то время погибает и сам Фёдор, и династия Ивана Грозного, то есть, династия Рюриковичей обрывается.

И поэтому в стране воцаряется смута, поскольку нет правителя.

-Ребята, а что такое смута? Что такое смутное время? Какие у вас возникают ассоциации?

-Верно. Простыми словами, смута – это кризисное время.

-А почему смута возникла?

-Действительно. В это время нет определенного правителя, постоянно кто-то приходит к власти, то один боярин, то другой, они не справляются и уходят.

Этой ситуацией воспользовались поляки. Они объявили, что якобы царевич Дмитрий не убит, а он находится в Польше, дожил до совершеннолетия и скоро приедет в Москву.

-Ребята, как вы думаете, это был настоящий царь или нет?

Слайд 15

-Верно. Впоследствии он получит имя Лжедмитрий 1.

-А почему лже?

Слайд 16

Люди, уставшие от смуты, с радостью встретили эту весть. Они буквально пошли к границам Москвы встречать царя. Они рукоплескали, кричали: ура! Они верили, что это настоящий царь и он возглавит страну.

-Давайте подумаем, просто ли Польша поддержала этого Дмитрия?

-Какая у поляков была цель? Какая это выгода для них?

-Поляки, с помощью этого Дмитрия, хотели захватить наши территории. Между Польшей и Лжедмитрием был заключен договор о том, что они помогут ему сесть на трон, а он им отдаст часть русских земель. Такая вот выгодная сделка.

Слайд 17

-В 1605 году Лжедмитрий I был объявлен царем. Но правил он всего год и был свергнут.

-Как думаете, почему?

-Лжедмитрий проводил политику в пользу Польши и русским людям это не понравилось.

Слайд 18

На самом деле, Лжедмитрия по-настоящему звали Григорий Отрепьев, он был никому не известным монахом. И в честь благодарности полякам, он многих поляков посадил на государственные посты, должности.

-Наконец у русского народа открылись глаза и они увидели, что царь не настоящий. Потому что настоящий русский царь не сделал бы такого. Он бы заботился о балгополучии совего народа.

Лжедмитрия свергли. И тут встал вопрос: что делать дальше? Опять погрузиться в смуту?

Слайд 19

-Новгородский староста Кузьма Минин призывает русский народ собрать народное ополчение.

-Как вы понимаете, что такое народное ополчение?

- Народное ополчение – это добровольцы из всех сословий, готовые постоять за родную землю.

-Для чего оно было нужно?

-Поскольку полякам удалось захватить власть в России, они захотели провернуть тоже самое, но уже с Лжедмитрием II.

Слайд 20

Поляки предлагали уже другую кандидатуру, говоря о том, что они перепутали, и теперь точно нашли настоящего царя.

Но русские люди уже не поверили в это и решили бороться с поляками, потому что понимали, что сейчас стоит вопрос о нашей независимости.

И поэтому Кузьма Минин призвал народ постоять за родную землю.

Слайд 21

Князь Дмитрий Пожарский в это время занимается сбором денег. Люди несут денежные средства для того, чтобы приобрести вооружение.

Слайд 22

Недалеко от Москвы, в Китай-городе, произошло сражение народного ополчения и польских войск, в результате которого 4 ноября 1612 года Москва была освобождена.

-Скажите, какой праздник мы празднуем 4 ноября?

Слайд 23

-Государственным праздником день народного единства стал в 2005 году указом Президента.

-Почему этот день так называется? Как же это связано с нашей темой?

-В результате этого сражения народное ополчение одерживает победу, освобождает Москву от поляков.

-И встает, как вы думаете, какой вопрос?

Слайд 24

-Верно. Кто будет все-таки русским царем. Предлагается кандидатура Михаила Федоровича Романова, которому было 16 лет. Он был родственником первой жены Ивана Грозного. Именно он стал основателем династии Романовых.

Венчание на царство произошло в феврале 1613 года на Земском соборе. Земский собор – это собрание представителей всех сословий (крестьяне, бояре, духовенство и т.д.).

-Скажите, почему царя выбирали представители от всех сословий?

Слайд 25

-Памятник Минину и Пожарскому поставили благодарные потомки в 1818 году. Деньги на этот памятник собирало само население.

-Посмотрите, как вы думаете, где на памятнике Минин, а где Пожарский.

-Достойно ли выглядит памятник?

-Можем ли мы назвать их патриотами? Почему?


- Сейчас мы немного разомнёмся. Для этого нам нужно встать. Если я буду называть исторические лица, которые относятся к нашей сегодняшней теме, то вам нужно присесть. Если назову исторические лица, относящиеся к прошлым изученным темам, то ваша задача похлопать в ладоши.

1. Иван Калита.

2. Минин и Пожарский.

3. Мамай.

4. Лжедмитрий I.

5. Михаил Фёдорович.

6. Федор Иванович.


Работают по построенному проекту.








-Фёдор, потому что Дмитрий был маленький.












Отвечают.





-Потому что нет царя.













-Нет.





-Ненастоящий.










-Нет



-Чтобы захватить власть в России, поэтому они поддержали якобы царя.












Отвечают.




























Отвечают.






Отвечают.


































-День народного единства.



Отвечают.






-Кто должен править?


















-Потому что царь должен был править ими всеми.






-Стоит Минин, сидит Пожарский.


Отвечают.


Отвечают.



Выполняют задание физминутки.

Научатся описывать события начала 17 века.


Получат возможность научиться определять роль личности в истории.


























































































Получат возможность научиться

характеризовать роль народного ополчения.





















К:соблюдать правила ведения диалога.



П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

К:соблюдать правила ведения диалога.















К:соблюдать правила ведения диалога.





П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

К:соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



















К:соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.




П:устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

























К:соблюдать правила ведения диалога;

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


К:соблюдать правила ведения диалога; выполнять поручения, подчинят


П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

К:соблюдать правила ведения диалога.

Познавательный интерес к изучению патриоты России, активность и самостоятельность в его познании.


Понимание того, что смутное время стало важным шагом к сплочению русского народа.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


-Для того чтобы закрепить изученную тему, нам нужно соединить вопросы и ответы в таблице.


Разгадывают кроссворд для закрепления изученного материала.




1-Г

2-Е

3-А

4-Д

5-И

6-Б

7-Ж

8-З

9-В













П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


















К:соблюдать правила ведения диалога; выполнять поручения, подчиняться.

Познавательный интерес к изучению патриоты России, активность и самостоятельность в его познании.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

-Для того, чтобы проверить, закрепили ли мы изученную тему, вам нужно самостоятельно решить небольшой тест.


Слайд 26

-На слайде выведен эталон выполнения работы. Проверьте работу соседа по парте по эталону. Если все ответы правильные, то поставьте +, если есть ошибки, исправьте их.

Выполняют задание самостоятельной работы.

























Осуществляют взаимопроверку по эталону.




К: выполнять поручения, подчиняться.



















Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный ( беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Какую тему мы сегодня изучили?

-Расскажите, что произошло в смутное время?

- Давайте сделаем вывод. Какую роль сыграло смутное время в истории России?

-Где нам могут пригодиться полученные знания?

Отвечают на вопросы по теме, повторяют изученное.

-Патриоты России.


Ответы детей.

Научатся описывать, события начала 17 века.


Получат возможность научиться характеризовать роль народного ополчения.

Получат возможность научиться

определять роль личности в истории.



К:соблюдать правила ведения диалога.


П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

Познавательный интерес к изучению патриоты России, активность и самостоятельность в его познании.


Понимание того, что смутное время стало важным шагом к сплочению русского народа.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует рефлексию учебной деятельности.


Слайд 27

-Достигли ли мы поставленной цели?

Слайд 28

-Все ли пункты плана соблюдали?


-Оцените свою работу. На партах у вас лежит карточка, на которой нужно оценить свою деятельность на уроке. Закрасьте кружок напротив предложения, если оно вам подходит к оценке вашей деятельности на уроке.

Домашнее задание: прочитать в учебнике тему «Патриоты России», стр. 60-62, ответить на вопросы.

-На этом наш урок заканчивается. До свидания!

Осуществляют самооценку учебной деятельности.


-Да.



-Да.
















Записывают домашнее задание.






К:соблюдать правила ведения диалога.





Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.