Общая часть |
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 |
Тема урока | Добро и зло. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия добра и зла. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | Способность к адекватной оценки своего поведения. Формирование ценностного отношения к доброте. Развитие ответственности за свое поведение и слова. |
Цель урока | Систематизировать знания о добре и зле; развивать понятие добродетели; научить различать добрые и злые поступки. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Добро, зло, насилие, зависимость, свобода |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г. |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Стихотворение О.Хайяма «Ад и рай в Небесах». Репродукции художников В.Г Перова «Тройка» В.В. Верещагина «Шипка-Шейново», Н.В. Невреева «Торг», В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» Ф.Савицкий «Пригон рабочих на уральский завод» стихотворение А. Барто «Человечество». Притча «Осколки доброты» |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
11 минут | Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания. Работа с притчей На доске 5 карточек, с буквами Р,О,Б,Д,О. - Послушайте притчу: Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка.Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы, и складывала их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. - Ребята, о чем эта притча? (О добре) - Вы поняли, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? - Хорошо или плохо быть добрым? Почему? В жизни мы часто используем слова «добро», «зло», «хорошо», «плохо». Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит? - Когда вы слышите слово «добро», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете? - Когда вы слышите слово «зло», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете? - С каким словом вам приятней, комфортней? - Приведите примеры, что можно назвать добром? А злом? Добро и зло сосуществует в каждом человеке, но какими нам быть зависит от нашего выбора. Чтение стихотворения Омара Хайяма «Ад и рай в небесах» (до чтения учитель должен объяснить кто такой ханжа). В истории человечество всегда пыталось бороться со злом и утверждать добро. Это отражено в большинстве сказок. Только в разные времена были отличия в понимании добра и зла. Но есть понимание добра и зла одинаковое во все времена. Давайте попробуем разобраться какое. | Регулятивные УУД: «Карточки» (рефлексия своих чувств). Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Познавательные УУД: «Визуализация понятия». Познавательные УУД: «Рисунок» (мандала). Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
5 минут | Разделение класса на четыре группы для коллективной работы с изобразительным материалом. Учитель предлагает следующие репродукции: В.Г. Перова «Тройка», Н.В. Невреева «Торг», В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», В.В. Верещагина «Шипка-Шейново». Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы: - Что вы видите на картине (опишите максимально)? - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? - То, что изображено на картине является добром, злом? - Как чувствуют себя люди на картине? - О чем нам хотел сказать художник этой картиной? - Как ему это удалось? | Регулятивные УУД: «Сбор информации». |
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
8 минут | Выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся. | Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде; умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми). |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД |
12 минут | Каждая группа выступает по вопросам. После подведения итогов обсуждения создается таблица. Зло | Добро | война | мир | смерть | жизнь | убийство | дарование жизни, помилование | насилие | ненасилие | непосильная работа | посильная, творческая работа | продажа людей, неволя | свобода | Учащиеся под руководством учителя заполняют сначала левую колонку, затем правую. Вопрос: Что же делать нам, когда приходится сталкиваться со злом в жизни? Учитель подводит учащихся к выводу, что зло надо стремиться исправить, а если это невозможно, то хотя бы заявлять свое отношение, не быть равнодушным. Быть равнодушными к злу – безнравственно. - Если обобщить то, о чем мы говорили, и выразить очень кратко, что же следует отнести к добру? То, что утверждает жизнь и свободу. | Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения). |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД |
7 минут | Томас Мор (выдающийся английский ученый, писатель, общественный деятель) поучал своих детей: «Если не можете быть ко всем добры, то хотя бы не будьте злы». Как вы это понимаете? Приведите примеры. - Каким образом мы можем препятствовать проявлениям зла и утверждать добро? Приведите примеры. Чтение учителем стихотворения А. Барто «Человечество». - Что вы представили, когда слушали это стихотворение? - Какие чувства это вызвало? - Почему стихотворение вызывает улыбку? - А какие добрые дела вы можете сделать прямо сегодня? Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам: 1. Сегодня я узнал (а). 2. Я понял (а)… 3. Я почувствовал (а)… 4. Я научился (лась)… 5. Я смог (смогла)… 6. Было интересно… 7. Меня удивило… 8. Мне захотелось… 9. Урок дал моей жизни… По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени). | Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. |
Домашнее задание 2 минуты | Прочитать текст учебника. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. Сделать 2-3 добрых дела. Отследить, что вы при этом будете чувствовать? Какая реакция окружающих? |
Я, в себя заглянув, убедился во лжи.
Ад и рай не круги во дворцах мирозданья.
Ад и рай – это две половинки души.
Белка прыгала с ветку на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк отпустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем».
Он старый инвалид.
(Гуляйте с ней с утра!).
А младшая сестра.