СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема: Добро и зло.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОРКСЭ»

Технологическая карта урока №5-6

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Добро и зло.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Сравнивать этические понятия добра и зла.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Согласовывать свои действия с другими людьми.

Способность к адекватной оценки своего поведения.

Формирование ценностного отношения к доброте.

Развитие ответственности за свое поведение и слова.


Цель урока

Систематизировать знания о добре и зле; развивать понятие добродетели; научить различать добрые и злые поступки.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло, насилие, зависимость, свобода

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Стихотворение О.Хайяма «Ад и рай в Небесах». Репродукции художников В.Г Перова «Тройка» В.В. Верещагина «Шипка-Шейново», Н.В. Невреева «Торг»,

В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Ф.Савицкий «Пригон рабочих на уральский завод»

стихотворение А. Барто «Человечество».

Притча «Осколки доброты»

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

11 минут

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.

Работа с притчей

На доске 5 карточек, с буквами Р,О,Б,Д,О.

- Послушайте притчу:

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка.Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы, и складывала их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Ребята, о чем эта притча? (О добре)

- Вы поняли, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

- Хорошо или плохо быть добрым? Почему?

В жизни мы часто используем слова «добро», «зло», «хорошо», «плохо». Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит?

- Когда вы слышите слово «добро», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете?

- Когда вы слышите слово «зло», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете?

- С каким словом вам приятней, комфортней?

- Приведите примеры, что можно назвать добром? А злом?

Добро и зло сосуществует в каждом человеке, но какими нам быть зависит от нашего выбора.


Чтение стихотворения Омара Хайяма «Ад и рай в небесах» (до чтения учитель должен объяснить кто такой ханжа).

В истории человечество всегда пыталось бороться со злом и утверждать добро. Это отражено в большинстве сказок. Только в разные времена были отличия в понимании добра и зла. Но есть понимание добра и зла одинаковое во все времена. Давайте попробуем разобраться какое.

Регулятивные УУД:

«Карточки» (рефлексия своих чувств).


Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».







Познавательные УУД: «Визуализация понятия».






Познавательные УУД: «Рисунок» (мандала).














Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».


Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Разделение класса на четыре группы для коллективной работы с изобразительным материалом. Учитель предлагает следующие репродукции: В.Г. Перова «Тройка», Н.В. Невреева «Торг», В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», В.В. Верещагина «Шипка-Шейново».

Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы:

- Что вы видите на картине (опишите максимально)?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

- То, что изображено на картине является добром, злом?

- Как чувствуют себя люди на картине?

- О чем нам хотел сказать художник этой картиной?

- Как ему это удалось?

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8 минут

Выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся.




Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде;

умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми).

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

12 минут

Каждая группа выступает по вопросам.

После подведения итогов обсуждения создается таблица.

Зло

Добро

война

мир

смерть

жизнь

убийство

дарование жизни, помилование

насилие

ненасилие

непосильная работа

посильная,

творческая работа

продажа людей, неволя

свобода

Учащиеся под руководством учителя заполняют сначала левую колонку, затем правую.

Вопрос: Что же делать нам, когда приходится сталкиваться со злом в жизни?

Учитель подводит учащихся к выводу, что зло надо стремиться исправить, а если это невозможно, то хотя бы заявлять свое отношение, не быть равнодушным. Быть равнодушными к злу – безнравственно.

- Если обобщить то, о чем мы говорили, и выразить очень кратко, что же следует отнести к добру?

То, что утверждает жизнь и свободу.














Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).


Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

7 минут






Томас Мор (выдающийся английский ученый, писатель, общественный деятель) поучал своих детей: «Если не можете быть ко всем добры, то хотя бы не будьте злы». Как вы это понимаете? Приведите примеры.

- Каким образом мы можем препятствовать проявлениям зла и утверждать добро? Приведите примеры.

Чтение учителем стихотворения А. Барто «Человечество».

- Что вы представили, когда слушали это стихотворение?

- Какие чувства это вызвало?

- Почему стихотворение вызывает улыбку?

- А какие добрые дела вы можете сделать прямо сегодня?

Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам:

1. Сегодня я узнал (а).

2. Я понял (а)…

3. Я почувствовал (а)…

4. Я научился (лась)…

5. Я смог (смогла)…

6. Было интересно…

7. Меня удивило…

8. Мне захотелось…

9. Урок дал моей жизни…

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).










Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».





Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

Прочитать текст учебника. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. Сделать 2-3 добрых дела. Отследить, что вы при этом будете чувствовать? Какая реакция окружающих?




Методический материал к урокам № 5 – 6

Осколки доброты (притча)

Семья отдыхала на пляже беспечно,
Плескались детишки в прозрачной воде.
Вдруг видит отец, что по берегу речки
Старуха идет, спотыкаясь кое-где.

Смотрела под ноги, чего-то шептала,
С травы поднимала, бросала в мешок.
Худая и сверху на ней покрывало,
И редких волос не держал гребешок.

– Ребята, к той бабушке не приближайтесь!
(Откуда нам знать, что в ее голове?)
На наших глазах, перед нами купайтесь,
Быть может, она и пройдет в стороне.

Но вскоре с их местом она поравнялась.
Родители только увидеть смогли – 
Осколки она собирала, сгибаясь,
Чтоб дети пораниться тут не могли. 



Омар Хайям

Ад и рай – в Небесах- утверждают ханжи,

Я, в себя заглянув, убедился во лжи.

Ад и рай не круги во дворцах мирозданья.

Ад и рай – это две половинки души.


Л.Н. Толстой

Белка и волк.


Белка прыгала с ветку на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк отпустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем».


А. Барто

Человечество

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестрёнку младшую

На скверике пасти?!

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своём платочке клетчатом

В углу ревёт сестра: –

Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.