1. | Мотивационный этап. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | -Внимательно рассмотрите фотографию. Что можете сказать? -Какое отношение имеет к нашему уроку? -О чём хотите спросить? Верно предположили, что изображён Петрозаводск. Эту фотографию сделал известный русский фотограф С.М. Прогудин-Горский в 1916 году. -В чём отличия с современным городом? За последние 100 лет жизнь людей сильно изменилась. Наш город больше был похож на большую деревню. В те времена большинство людей проживало в деревнях. -Что мы знаем о том, как жили люди в то время? -Откуда брали всё самое необходимое: еду, одежду? -Прочитайте слова на слайде. Что они могут обозначать? Это глаголы или имена существительные? Значит, что это может быть? Для чего могли использовать эти предметы? -Почему нам не понятны значения данных слов? На данном слайде названия заменены на картинки предметов. Теперь можем что-то предположить? Предположите тему урока. На какие вопросы нам нужно будет ответить? По вашему мнению цель урока какова? Зачем нужно изучать то, что люди уже не используют? Где это может встретиться? | Рассматривают. Сообщают, что изображена деревня. Скорее всего фотография сделана давно, так как нет машин, столбов с электричеством. Может быть это Петрозаводск. - Нет дорог, дома деревянные, у всех есть огороды. Если есть заборы, значит держали животных ( коров, овец и т.д.) -Много работали. -Большинство вещей делали своими руками. Имена существительные. Какие-то предметы. Скорее всего это инструменты для разного рода занятий. Устарели, сейчас не используют. Мы не знаем как их использовали и для чего. Высказывают предположения. Жизнь и занятия наших предков. Составление плана урока. Узнать, чем занимались наши предки и с помощью каких инструментов. В книгах. | Подводящий диалог | Умение анализировать визуальную информацию. формулировать выводы. Самостоятельно формулировать цель деятельности. | Слайд 1 Слайд 2 |
| 3.Актуализация знаний. 4. Первичное усвоение новых знаний. 5.Первичная проверка понимания 6. Рефлексия. 7.Информация о домашнем задании | Поможет ответить на некоторые вопросы наш учебник. Откройте с.104. По ходу чтения запишите информацию в таблицу. -На какой вопрос уже сможем дать ответ? Посмотрите на карте, как расселялись разные племена на территории Карелии. -На какой вопрос ещё сможем дать ответ? На какие вопросы пока не нашли ответа? Прочитаем вместе текст на с.105, чтобы не пропустить важную информацию. О каком виде деятельности прочитали? Слово «крестьяне» указывает на какой вид деятельности? В предложении «Они прекрасно умели обрабатывать железо» какой вид деятельности «спрятался»? Найдите ещё один род занятий из следующего предложения. Какой вывод можно сделать? Текст учебника ответил не на все вопросы, которые мы поставили в начале урока. Есть потребность обратиться к другим источникам. У наших предков было много разных занятий. Как вы думаете, в Карелии какие были самыми распространенными? Представьте, что у вас есть возможность попасть в карельскую деревню лет 100 назад. Кормить вас просто так там никто не будет. Надо научиться что-то делать, чтобы себя прокормить. Для этого, работая в группах, вы проведёте исследование предложенных вам материалов и подготовите выступление, отвечая на вопросы, поставленные в начале урока. Дети работают в группах: 1.Охотники. 2. Земледельцы. 3. Рыболовы. После подготовки заслушиваются выступления групп. Дополнительные задания: Узнай животного по его следам Определи растение, которое в Карелии не выращивали. Объясни, почему. Соедини рыбу с её названием. Много занятий было у наших предков. Чем больше умел делать сам, тем лучше жила его семья. Продолжи фразу: Я бы хотел научиться …., потому что…. Вернёмся к самому началу урока. Посмотрите на слова, которые были вам неизвестны. Посчитайте, сколько из них вы сможете теперь объяснить? Предложите своим одноклассникам задание к данному слайду. Мы попытались узнать, почувствовать ,как жили, чем занимались, что использовали наши предки. Все занятия успели рассмотреть? Найдите информацию и подготовьте сообщения о занятиях, на которых мы сегодня не успели подробно остановиться. | Самостоятельное чтение с.104 и заполнение таблицы. -Кто были наши предки: карелы, русские, вепсы, саамы. -Чем занимались: охота, рыболовство, оленеводство. С помощью чего? Как это делали? Торговцы и купцы занимались торговлей. Люди занимались сельским хозяйством. -Кузнечное дело. Так как использовали керамику, значит умели её изготавливать. Вид занятий – гончарное дело. Разные народы жили рядом и перенимали друг у друга лучшее, учились разным ремёслам. Рыболовство, охота и земледелие. Вопросы: 1.Кто изображён на фотографии? Как догадался? 2.Чем занимается? 3. Как это может делать? 4. Какие приспособления использует? 5. Где и как этому можно было научиться? Соотнеси слово и человека, к которому оно подойдёт. | Работа с текстом. Работа в парах. Технология продуктивного чтения. Поиск подтекстовой информации. Работа в группах. Исследование фотографий, текста, изображений инструментов и приспособлений. | Поиск и выделение необходимой информации Самостоятельно формулировать выводы. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; | Слайд 3 Слайды 5-8, 24 Слайды 14-17, 24 Слайды 18-21, 24 Слайды 9-13 Слайд 17 Слайд22 Слайд 23 |