СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Чтение и обыгрывание стихотворения Н. Зинцовой "Варим суп"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  группового урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Чтение и обыгрывание стихотворения Н. Зинцовой "Варим суп!"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Чтение и обыгрывание стихотворения Н. Зинцовой "Варим суп"»

ГБОУ АО «СКОШ №5» г. Новодвинск


Технологическая карта урока

по предмету «Окружающий социальный мир»

учителя Л. А. Росляковой


Возраст обучающихся 13 и 17 лет, класс 6

2 Вариант СИПР для обучающихся с умственной отсталостью

Тема урока: «Чтение и обыгрывание стихотворения Н. Зинцовой «Варим суп!».

Цель: дать представление о профессии повара.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания об овощах, их форме, цвете и запахе;

- повторить понятия кухонная и столовая посуда: кастрюля, поварешка, шумовка, тарелка, ложка;

- познакомить детей с процессом приготовления супа с помощью стихотворения Н. Зинцовой «Варим суп!»;

- формировать умение обращаться с электрической плитой, повторить технику безопасности.

Развивающие:

- расширить словарный запас по теме "Посуда" и «Овощи»;

- соотносить название овощей с их изображением (игрушка-муляж, картинка);

- развивать общую и мелкую моторику через работу с предметными картинками, муляжами овощей, пальчиковую гимнастику, физкультурную минутку;

- развивать экспрессивную речь, через повторение слов и фраз за учителем;

- развивать слуховое внимание, через словесную инструкцию за учителем;

- развивать зрительное восприятие через работу с предметными картинками;

- развивать обонятельное восприятие через умение определять овощи по запаху;

- развивать осязательное восприятие через работу с муляжами овощей и игрушечную посуду.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к учебной деятельности;

- воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Оборудование: карточки – иллюстрации «Профессии»; кукла «Повар»; картинки с изображением овощей, игрушки – муляжи «Овощи»; контейнеры с нарезанными овощами (огурец, помидор, лук, чеснок, картофель, морковь); игра на липучках «Варим суп»; поварской колпак, фартук; игрушечная электрическая плита, кастрюля, поварешка, шумовка, тарелки, ложки, перечница, солонка, поднос; куклы; шаблон из цветного картона «Кастрюля», цветные овощи из бумаги, клей – карандаш, салфетки.

Тип урока: комбинированный урок

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ, инструктаж), наглядный,  практический, демонстрация, упражнения.

Формы организации деятельности обучающихся: групповая работа.




Ход урока (по этапам)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1.Организационный момент.

- Здравствуй, ребята!

Давай поздороваемся друг с другом и с гостями.

Здороваются друг с другом, с учителем и гостями (повторяют за учителем слова приветствия).


Настраиваются на работу.


Настроить учеников на работу.


2.Мотивационно-целевой.






















Сюрпризный момент.


- Ребята, сегодня к нам на урок кое-кто пришел. Я загадаю загадку, а вы попробуете отгадать кто же это.


Ходит в белом колпаке,

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.


- Кто же это, Дима? А ты, Саша, угадал, кто пришел к нам в гости?

- Правильно, это повар!


(На столе разложены иллюстрации на тему «Профессии»)

- Саша, посмотри на картинки и покажи, где изображен повар.


- А вот и наш гость! (Достаю куклу «Повар»)

- Саша посмотри, как одет повар. Дима, пощупай руками, какая у повара одежда.

- У повара есть на голове колпак, есть специальный халат или фартук.

Слушают загадку, пробуют отгадать.










(Если затрудняются с ответом, задаю наводящие вопросы, подвожу к правильному ответу)


Саша рассматривает иллюстрации «Профессии», показывает на карточку с изображением «Повар»




Саша рассматривает куклу, показывает на предметы одежды.

Дима ощупывает куклу, предметы одежды.

На данном этапе урока используются карточки – иллюстрации на тему «Профессии», кукла «Повар».
















3.Формулирование темы урока и его цели.













4.Актуализация знаний.

- Ребята, повар пришел к нам сегодня не просто так, он будет учить нас варить суп!


- Повар принес с собой целый набор продуктов для супа и кухонную посуду.

Для начала посмотрим, из чего же мы будем варить суп.

(Достаю муляжи овощей, карточки с изображением «Овощи» и контейнеры с нарезанными овощами).


- Суп мы будем варить из овощей и мяса. Давайте сначала вспомним, как выглядят овощи, как они называются, и попробуем определить овощи по запаху.


- Саша, разложи овощи в соответствии с картинкой.







- Дима, на ощупь определи, что за овощи принес нам повар.


-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

- А теперь попробуем определить овощи по запаху.


- Дима, какой овощ имеет такой запах, назови его.


- Саша, какой овощ имеет такой запах, найди его на столе и покажи.




- Очень хорошо, ребята, вы отлично справились. Для супа нам нужно мясо, достанем его.


- В какой посуде мы будем варить суп? (в кастрюле)


- Какой электрический прибор нам понадобится, чтобы сварить суп? (электрическая плита)


Давайте немного отдохнем и поиграем.




Ученики слушают тему урока, наблюдают за действиями учителя, действуют по словесной инструкции.


















Саша соотносит игрушки-муляжи овощей с изображением овощей на картинках, выкладывает «овощи» на соответствующие карточки. Называет овощи.


Дима на ощупь определяет, какие «овощи» лежат перед ним на столе.








Дима нюхает нарезанные овощи в контейнере и называет их.

Саша нюхает нарезанные в контейнере овощи, находит муляж соответствующего овоща на столе и показывает. Пробует назвать его словами.


Ученики достают из пакетиков игрушечные муляжи мяса для супа.



Отвечают, что суп будем варить в кастрюле.


Ученики отвечают на вопрос. Если затрудняются с ответом, с помощью наводящих вопросов добиваюсь правильного ответа.

Для демонстрации на уроке используются игрушечные муляжи овощей, карточки с изображением овощей, нарезанные натуральные овощи в контейнерах, муляж мяса для супа, кастрюля, плита.


Дети могут трогать игрушки, брать их в руки, манипулировать, рассматривать и исследовать.

4.Динамическая пауза 

Мы варили суп-суп 

Из перловых круп-круп. 

Получилась каша.

То-то горе наше! 

Замесили тесто, 

А оно ни с места. 

Замесили на дрожжах -  

Не удержишь на вожжах!

 (пытаемся удержать рост теста, расставив руки в стороны, будто пытаемся остановить запряженную лошадку – «Тпрууу!»)

Ученики выполняют движения за педагогом.


Динамическая пауза проводится без музыкального сопровождения, через движения дети могут почувствовать себя настоящими поварами.

5.Настольная игра «Варим суп».


- Ребята, прежде чем варить суп повар предлагает нам поиграть в настольную игру «Варим суп» и потренироваться.

Посмотрите, на столе лежат предметы и продукты для приготовления супа. На «плиту» поставим «кастрюлю». А теперь в «кастрюлю» положим нужные ингредиенты для супа. Это овощи и мясо.


- Саша, найди и прикрепи к «кастрюле» мясо.

- Дима, возьми картофель и прикрепи к кастрюле.

- Саша, найди морковь, прикрепи к кастрюле.

- Дима, возьми и прикрепи к кастрюле лук.

- Саша, найди капусту и прикрепи к кастрюле.

- Дима, возьми перец и прикрепи к кастрюле.


- Молодцы! Теперь мы с вами готовы варить суп!


Но сначала мы разомнем наши пальцы.


Пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми ладонями вверх-вниз). 

Мы морковку трём, трём, (потереть кулак одной руки о кулак другой). 

Мы капусту солим, солим, (пальцы сложить в щепотку, солим). 

Мы капусту жмём, жмём.

(сжимать и разжимать кулаки).

Дети рассматривают настольную игру «Варим суп», картинки с овощами.












Ученики слушают внимательно инструкцию, выбирают нужную картинку и прикрепляют ее к «кастрюле» с помощью липучек.

Выполняют задание самостоятельно или с учителем способом рука в руке.






Совместно с педагогом проговаривает слова.



Повторяют за педагогом движения, проговаривает слова.







На столе игра на липучках «Варим суп». Наполнение: плита, кастрюля, мясо, картофель, морковь, лук, капуста, перец.

6.Операционно-содержательный.

















































- Ребята, сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы слушайте внимательно и выполняйте действия по инструкции. Я буду вам помогать.


- Сейчас мы с вами будем поварами! Наденем колпак и фартук.


Сначала включим электрическую плиту (поворачиваем рычаг на плите). Поставим аккуратно на плиту кастрюлю, плиту не будем трогать, потому что она нагрелась, стала горячей.


Варим суп, друзья, мы с вами,
Не - с подсказками, а сами!
Вкусный будет суп у нас!
Приступаем мы - сейчас:

В воду мясо положили,
Минут сорок поварили,
Пенку поварёшкой сняли,
И немного помешали.

А теперь кладём: морковь,
Помидорку и картошку...
Минут двадцать подождём - Пусть поварится немножко.

Да, ещё добавим: лук

И немного разных круп -
Чтобы суп наварист был,
И давал нам много сил!

Не забудем посолить

И немного поперчить...
Больше дела, меньше слов.
Вкусный суп - у нас готов!

Суп мы мастерски сварили,
По тарелкам разложили...
Ешьте вкусный суп, друзья,
Ведь без супа - жить нельзя!

Знают все на белом свете -
Суп полезен очень детям!!!
!

Внимательно слушают учителя.






Надевают колпак и фартук.




Включают плиту, поворачивают рычаг, ставят кастрюлю. Изображают, что плита «горячая».





Слушают стихотворение и выполняют действия в соответствии со словами.


(Выполняют задание самостоятельно или с учителем способом рука в руке).




На столе лежат предметы: игрушечная электрическая плита, игрушечная кастрюля, муляжи овощей и муляжи мяса, солонка, перечница, поварешка, шумовка, поднос, тарелки, ложки.

7.Подведение итогов урока









8.Закрепление


- Вот и сварили мы суп! А теперь нальем суп в тарелки и угостим наших кукол.


Суп надо есть каждый день, это очень полезная еда, потому что суп мы сварили из полезных овощей и полезного мяса!


- Ребята, вы большие молодцы! Сейчас мы с вами выполним творческую работу, аппликацию «Варим суп».

(раздаю шаблоны «Кастрюля» из цветного картона и вырезанные овощи из бумаги, клей, салфетки)

- Возьмите шаблон «Кастрюля» и с помощью клея приклейте на «кастрюлю» овощи, из которых мы будем «варить суп». Наклеивайте овощи из бумаги аккуратно, излишки клея удаляйте салфетками.


- Саша, какие овощи для супа у тебя в кастрюле? Если в супе есть грибы, значит, какой ты суп сварил? (Грибной)

- Дима, а у тебя в кастрюле тоже овощи, какой у тебя получился суп? (Овощной)

Внимательно слушают учителя. «Наливают» суп в тарелки, угощают кукол.








Слушают инструкцию учителя. Выполняют творческую работу. Диме при затруднениях помогаю способом «рука в руке», Саша выполняет работу самостоятельно

На парте сидят куклы, на подносе стоят тарелки и лежат ложки для кукол.







Для творческой работы приготовлены шаблоны из цветного картона «Кастрюля», клей – карандаш, салфетки, цветные овощи, вырезанные из бумаги.

9. Рефлексивно-

оценочный

- Саша, Дима, вы очень хорошо занимались, вы – молодцы! Спасибо вам большое.

Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Дети чувствуют себя комфортно, расслаблено, радуются своим успехам, похвале.