ГБОУ АО «СКОШ №5» г. Новодвинск
учителя Л. А. Росляковой
- повторить понятия кухонная и столовая посуда: кастрюля, поварешка, шумовка, тарелка, ложка;
- познакомить детей с процессом приготовления супа с помощью стихотворения Н. Зинцовой «Варим суп!»;
- формировать умение обращаться с электрической плитой, повторить технику безопасности.
- развивать общую и мелкую моторику через работу с предметными картинками, муляжами овощей, пальчиковую гимнастику, физкультурную минутку;
- развивать осязательное восприятие через работу с муляжами овощей и игрушечную посуду.
- воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1.Организационный момент. | - Здравствуй, ребята! Давай поздороваемся друг с другом и с гостями. | Здороваются друг с другом, с учителем и гостями (повторяют за учителем слова приветствия). Настраиваются на работу. | Настроить учеников на работу. |
2.Мотивационно-целевой. Сюрпризный момент. | - Ребята, сегодня к нам на урок кое-кто пришел. Я загадаю загадку, а вы попробуете отгадать кто же это. Ходит в белом колпаке, С поварешкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, щи и винегрет. - Кто же это, Дима? А ты, Саша, угадал, кто пришел к нам в гости? - Правильно, это повар! (На столе разложены иллюстрации на тему «Профессии») - Саша, посмотри на картинки и покажи, где изображен повар. - А вот и наш гость! (Достаю куклу «Повар») - Саша посмотри, как одет повар. Дима, пощупай руками, какая у повара одежда. - У повара есть на голове колпак, есть специальный халат или фартук. | Слушают загадку, пробуют отгадать. (Если затрудняются с ответом, задаю наводящие вопросы, подвожу к правильному ответу) Саша рассматривает иллюстрации «Профессии», показывает на карточку с изображением «Повар» Саша рассматривает куклу, показывает на предметы одежды. Дима ощупывает куклу, предметы одежды. | На данном этапе урока используются карточки – иллюстрации на тему «Профессии», кукла «Повар». |
3.Формулирование темы урока и его цели. 4.Актуализация знаний. | - Ребята, повар пришел к нам сегодня не просто так, он будет учить нас варить суп! - Повар принес с собой целый набор продуктов для супа и кухонную посуду. Для начала посмотрим, из чего же мы будем варить суп. (Достаю муляжи овощей, карточки с изображением «Овощи» и контейнеры с нарезанными овощами). - Суп мы будем варить из овощей и мяса. Давайте сначала вспомним, как выглядят овощи, как они называются, и попробуем определить овощи по запаху. - Саша, разложи овощи в соответствии с картинкой. - Дима, на ощупь определи, что за овощи принес нам повар. -Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. - А теперь попробуем определить овощи по запаху. - Дима, какой овощ имеет такой запах, назови его. - Саша, какой овощ имеет такой запах, найди его на столе и покажи. - Очень хорошо, ребята, вы отлично справились. Для супа нам нужно мясо, достанем его. - В какой посуде мы будем варить суп? (в кастрюле) - Какой электрический прибор нам понадобится, чтобы сварить суп? (электрическая плита) Давайте немного отдохнем и поиграем. | Ученики слушают тему урока, наблюдают за действиями учителя, действуют по словесной инструкции. Саша соотносит игрушки-муляжи овощей с изображением овощей на картинках, выкладывает «овощи» на соответствующие карточки. Называет овощи. Дима на ощупь определяет, какие «овощи» лежат перед ним на столе. Дима нюхает нарезанные овощи в контейнере и называет их. Саша нюхает нарезанные в контейнере овощи, находит муляж соответствующего овоща на столе и показывает. Пробует назвать его словами. Ученики достают из пакетиков игрушечные муляжи мяса для супа. Отвечают, что суп будем варить в кастрюле. Ученики отвечают на вопрос. Если затрудняются с ответом, с помощью наводящих вопросов добиваюсь правильного ответа. | Для демонстрации на уроке используются игрушечные муляжи овощей, карточки с изображением овощей, нарезанные натуральные овощи в контейнерах, муляж мяса для супа, кастрюля, плита. Дети могут трогать игрушки, брать их в руки, манипулировать, рассматривать и исследовать. |
4.Динамическая пауза | Мы варили суп-суп Из перловых круп-круп. Получилась каша. То-то горе наше! Замесили тесто, А оно ни с места. Замесили на дрожжах - Не удержишь на вожжах! (пытаемся удержать рост теста, расставив руки в стороны, будто пытаемся остановить запряженную лошадку – «Тпрууу!») | Ученики выполняют движения за педагогом. | Динамическая пауза проводится без музыкального сопровождения, через движения дети могут почувствовать себя настоящими поварами. |
5.Настольная игра «Варим суп». | - Ребята, прежде чем варить суп повар предлагает нам поиграть в настольную игру «Варим суп» и потренироваться. Посмотрите, на столе лежат предметы и продукты для приготовления супа. На «плиту» поставим «кастрюлю». А теперь в «кастрюлю» положим нужные ингредиенты для супа. Это овощи и мясо. - Саша, найди и прикрепи к «кастрюле» мясо. - Дима, возьми картофель и прикрепи к кастрюле. - Саша, найди морковь, прикрепи к кастрюле. - Дима, возьми и прикрепи к кастрюле лук. - Саша, найди капусту и прикрепи к кастрюле. - Дима, возьми перец и прикрепи к кастрюле. - Молодцы! Теперь мы с вами готовы варить суп! Но сначала мы разомнем наши пальцы. Пальчиковая гимнастика: Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми ладонями вверх-вниз). Мы морковку трём, трём, (потереть кулак одной руки о кулак другой). Мы капусту солим, солим, (пальцы сложить в щепотку, солим). Мы капусту жмём, жмём. (сжимать и разжимать кулаки). | Дети рассматривают настольную игру «Варим суп», картинки с овощами. Ученики слушают внимательно инструкцию, выбирают нужную картинку и прикрепляют ее к «кастрюле» с помощью липучек. Выполняют задание самостоятельно или с учителем способом рука в руке. Совместно с педагогом проговаривает слова. Повторяют за педагогом движения, проговаривает слова. | На столе игра на липучках «Варим суп». Наполнение: плита, кастрюля, мясо, картофель, морковь, лук, капуста, перец. |
6.Операционно-содержательный. | - Ребята, сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы слушайте внимательно и выполняйте действия по инструкции. Я буду вам помогать. - Сейчас мы с вами будем поварами! Наденем колпак и фартук. Сначала включим электрическую плиту (поворачиваем рычаг на плите). Поставим аккуратно на плиту кастрюлю, плиту не будем трогать, потому что она нагрелась, стала горячей. Варим суп, друзья, мы с вами, Не - с подсказками, а сами! Вкусный будет суп у нас! Приступаем мы - сейчас: В воду мясо положили, Минут сорок поварили, Пенку поварёшкой сняли, И немного помешали. А теперь кладём: морковь, Помидорку и картошку... Минут двадцать подождём - Пусть поварится немножко. Да, ещё добавим: лук И немного разных круп - Чтобы суп наварист был, И давал нам много сил! Не забудем посолить И немного поперчить... Больше дела, меньше слов. Вкусный суп - у нас готов! Суп мы мастерски сварили, По тарелкам разложили... Ешьте вкусный суп, друзья, Ведь без супа - жить нельзя! Знают все на белом свете - Суп полезен очень детям!!!! | Внимательно слушают учителя. Надевают колпак и фартук. Включают плиту, поворачивают рычаг, ставят кастрюлю. Изображают, что плита «горячая». Слушают стихотворение и выполняют действия в соответствии со словами. (Выполняют задание самостоятельно или с учителем способом рука в руке). | На столе лежат предметы: игрушечная электрическая плита, игрушечная кастрюля, муляжи овощей и муляжи мяса, солонка, перечница, поварешка, шумовка, поднос, тарелки, ложки. |
7.Подведение итогов урока 8.Закрепление | - Вот и сварили мы суп! А теперь нальем суп в тарелки и угостим наших кукол. Суп надо есть каждый день, это очень полезная еда, потому что суп мы сварили из полезных овощей и полезного мяса! - Ребята, вы большие молодцы! Сейчас мы с вами выполним творческую работу, аппликацию «Варим суп». (раздаю шаблоны «Кастрюля» из цветного картона и вырезанные овощи из бумаги, клей, салфетки) - Возьмите шаблон «Кастрюля» и с помощью клея приклейте на «кастрюлю» овощи, из которых мы будем «варить суп». Наклеивайте овощи из бумаги аккуратно, излишки клея удаляйте салфетками. - Саша, какие овощи для супа у тебя в кастрюле? Если в супе есть грибы, значит, какой ты суп сварил? (Грибной) - Дима, а у тебя в кастрюле тоже овощи, какой у тебя получился суп? (Овощной) – | Внимательно слушают учителя. «Наливают» суп в тарелки, угощают кукол. Слушают инструкцию учителя. Выполняют творческую работу. Диме при затруднениях помогаю способом «рука в руке», Саша выполняет работу самостоятельно | На парте сидят куклы, на подносе стоят тарелки и лежат ложки для кукол. Для творческой работы приготовлены шаблоны из цветного картона «Кастрюля», клей – карандаш, салфетки, цветные овощи, вырезанные из бумаги. |
9. Рефлексивно- оценочный | - Саша, Дима, вы очень хорошо занимались, вы – молодцы! Спасибо вам большое. | Отвечают на вопросы с помощью учителя. | Дети чувствуют себя комфортно, расслаблено, радуются своим успехам, похвале. |