СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по предмету Труд (технология) 5 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по предмету Труд (технология) 5 класс»


Технологическая карта урока


Предмет: Технология

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема: «Блюда из яиц»

Цель урока: познакомить обучающихся с яйцами, как ценным продуктом питания.

Задачи урока.

Образовательные:

1. Способствовать восприятию и осмыслению представлений о яйце, его пищевой ценности, разнообразии блюд и яиц.

2. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц.

Развивающие:

1.Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся при проверке знаний и выполнении лабораторно-практической работы.

2. Способствовать развитию речи обучающихся.

Воспитательные:

1.Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности.

2.Способствовать формированию культуры труда, культуры взаимодействия в коллективе.

УУД

ЛичностныеУУД:  формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, реализация творческого потенциала, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

Познавательные УУД: сопоставление, рассуждение, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации.

Регулятивные УУД: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные УУД: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: о значении яиц в питании челове­ка, об использовании яиц в кулинарии, о способах определения свежести яиц.

Уметь: определять свежесть яиц.

Метапредметные (УУД):

  • регулятивные – целеполагание, технологическая последовательность в выполнении задания; рефлексия, оценка и самооценка;

  • коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками, разрешать конфликтные ситуации;

  • познавательные – сопоставление способов определения свежести яиц, рассуждение, анализ учебной ситуации.

Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 

Основные понятия: яйца диетические и столовые; овоскоп; яйца всмятку, «в мешочек», вкрутую; яичница глазунья; омлет натуральный.

Межпредметные связи: история, биология

Учебник (УМК): «Технология» 5 класс, Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю. Л.

Формы урока индивидуальные, групповые, фронтальные.

Технология: здоровьесберегающая, технология групповой деятельности.

Необходимое оборудование и материалы.

  • Компьютер, проектор, экран.

  • Слайдовая презентация.

  • Оборудование кухни – лаборатории, инструменты, приспособления, посуда.

  • Куриные яйца для лабораторной работы, физкультминутки.

  • Инструкционная карта «Определение свежести яиц»


этапа


Этап урока

1.

Организационный этап.

Задачи этапа

  1. Подготовить учащихся к работе


Деятельность учителя


Деятельность учеников

Формируемые УУД

Для кулинаров прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок!

Приветствие учащихся.

Фиксирование отсутствующих в журнале.

Проверка готовности к учебному занятию.


  • Бригадиры докладывают о готовности членов бригад к уроку.


Коммуникативные:

уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.

2.


Мотивация учебной деятельности учащихся и формирование интереса к уроку

Задачи этапа

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»).

3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Создание эмоционального настроя

Слайд№1. Разминка.

  • Может разбиться,
    Может и вариться,
    Если хочешь —
    в птицу Может превратиться (Яйцо)

  • Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что—то застучало в нем.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо —
    Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо)

  • Отгадывают загадки, отвечают на вопросы.

  • Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

-Курица!

-Нет, яйцо!








Личностные:. Самоопределение, самоорганизация, Коммуникативные: Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Регулятивные: Способность прогнозировать деятельность на уроке

3.

Актуализация знаний

Задачи этапа

Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

2. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

3. Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»).

4. Организовать выявление учащимися места и причины затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Как вы думаете: что появилось вначале - яйцо или курица?

(На этот вопрос пока нет ответа).

Еще древнему человеку были известны птичьи яйца. Пока не было  огня, человек их ел сырыми. Когда научились добывать огонь, яйца стали варить и жарить. Сегодня яйца заняли одно из центральных мест в кухне любой страны.

4. Постановка цели и задач урока (Цель урока объясняется простым, понятным для понимания учащихся языком либо ее могут сформулировать сами ученики)

Почему люди так любят яйца и блюда из яиц?

Все ли мы с вами знаем о них?

Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Слайд№2. Тема урока. «Блюда из яиц»

Сообщение темы урока.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Слайд№3. Цели и задачи урока

Побуждение к высказыванию своего мнения.

Совместная выработка задач урока, постановка проблемы.

Из набора слов определите (сформулируйте) задачи, которые будем решать на уроке.

5. Формирование знаний учащихся

Отвечают на вопросы








Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

- Легко готовить!

- Дешевый продукт!

- Полезный продукт!

Определяют и говорят тему урока

  • Записывают дату и тему урока в рабочей тетради



Слайд № 4. «Строение яйца».

Что мы знаем о яйцах? Посмотрите на картинку – яйца бывают разные: утиные, гусиные, индюшиные, перепелиные и т.д. и все они очень полезные. Чаще всего мы употребляем в пищу куриные яйца.

Предлагаю рассмотреть строение куриного яйца. Яйцо состоит из скорлупы, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними – воздушная камера – пуга. Под оболочками - белок, желток, зародышевый диск и градинки, удерживающие желток в центральном положении.


  • Слушают.

  • Рассматривают иллюстрации на слайде и образцы яиц.






Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов.


Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.


Коммуникативные: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Слайд № 5. «Питательная ценность яиц».


Яйцо ценный продукт питания с высокими вкусовыми качествами. Почему яйцо считается одним из самых полезных продуктов питания?

Яйца – это животный белок со всеми незаменимыми аминокислотами. Яйца также источник витаминов А, D, Е, В2, В6, В12 и минеральных веществ: фосфора, серы, железа, цинка, меди. Основная часть полезных веществ соср

едоточена в желтке. В желтке кроме белка содержится 30% жира.

Одно куриное яйцо заменяет 50г. мясаИнтересный факт:

В Японии школьники перед занятиями съедают по два перепелиных яйца. Это один из 12 главных законов страны! Может быть, именно поэтому Япония является сейчас одной из наиболее развитых и передовых стран мира?
Ребенок, съедающий в день два перепелиных яйца, обладает лучшей памятью, крепкой нервной системой, острым зрением, лучше развивается и меньше болеет. Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.

  • Слушают, рассматривают иллюстрации на слайде.













Слайд № 6 «Диетические и столовые яйца».

Приходилось вам покупать яйца в магазине или на рынке?

На что при покупке вы обращали внимание?

На яйцах, купленных в магазине, стоит штамп. Какую информацию он содержит? Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими (Д). По истечении 7 суток они становятся столовыми (С).

Крупные яйца массой 45г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории. Яйца массой 40 г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.

К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.

Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток,

при комнатной температуре — 12 суток.

Можно ли есть сырые яйца? Сырые продукты птицеводства лучше не есть, поскольку они термически не обработаны. На яйцах могут быть возбудители многих заболеваний, например, сальмонеллез — очень опасной для человека инфекции, которая поражает желудочно – кишечный тракт. Поэтому при кулинарной обработке яиц нужно соблюдать санитарно – гигиенические правила.

Яйца могут вызвать аллергию. Рекомендуется съедать не больше одного яйца в день.

Какие же меры предосторожности при работе с яйцами мы должны соблюдать?

  • Делают записи в рабочей тетради.

  • Выступают с сообщениями

«Меры предосторожности при работе с яйцами»

  • Хранить яйца отдельно от других пищевых продуктов (в холодильнике – в специальных лотках).

  • Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.

  • При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.

  • Мыть руки после того, как брали в руки сырые яйца.

  • Перед приготовлением блюд из яиц вымыть их в теплой воде с помощью щетки.

  • Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца

  • Нельзя употреблять в пищу яйца с треснутой скорлупой.

  • Соблюдать режим тепловой обработки яиц.

Слайд № 7 «Классификация блюд из яиц»

Яйца подвергают тепловой обработке. Их можно варить, жарить, запекать. Яйца также входят в состав многих кулинарных блюд. Используют разные свойства яиц. Связывающие свойства яиц используют для приготовления котлет, выпечки.

Осветляющие – для приготовления бульона, заливного.

Пенообразующие – для приготовления сладостей (зефира, безе, крема).

Варка яиц. В зависимости от времени варки получают яйцо разной консистенции. Способы:

  • Всмятку (2-3 мин.). Белок немного свернулся, а желток нет.

  • В «мешочек (4-5 мин). Белок свернулся, желток не свернулся.

  • Вкрутую (7-10 мин). Желток и белок свернулись.

Подают вареные яйца в рюмке для яиц – пашотнице, на подставочной тарелке с чайной ложкой.

Сваренные яйца должны быть чистыми, целыми должны сохранять свой естественный цвет.

Кулинарные советы.

Жарение яиц. Из яиц можно приготовить жаренные блюда. Яичница-глазунья, омлет.

Перед жарением вымытые яйца разбивают в отдельную посуду. Жарят яйца на разогретой сковороде со сливочным или растительным маслом на слабом огне.

Яичница-глазунья должна иметь слегка загустевший белок и сохранивший форму желток.

Омлет готовят из взбитых яиц с добавление молока. Жарят на сильном огне.

Яичницу и омлет можно приготовить с гарниром: луком, грибами, колбасой, помидорами.

Натуральные (или с гарниром) яичницы и омлеты должны быть слегка загустевшими, не подгоревшими, без посторонних привкусов и запахов

Из сырых яиц, в доброкачественности которых вы уверены, можно приготовить десерт гоголь-моголь (взбитые желтки с сахаром), белковый крем (взбитые белки с сахаром). Для этого используют венчик, миксер или блендер.

  • Приводят примеры.

  • Делают записи в рабочей тетради.

  • Выступают с сообщениями.

«Кулинарные советы»

  • Не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.

  • Не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).

  • Всегда используйте маленькую кастрюлю - когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг о друга и потрескаться.

  • Яйцо в кастрюле должно быть покрыто водой.

  • Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очистились.

  • Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.


6. Первичная проверка усвоения знаний.

Вопрос- ответ в виде игры

1. Какая наиболее ценная часть яйца? (желток)

2. как называются яйца, поступившие в продажу не позднее 7 суток? (диетические)

3. Как определить качество яйца? (на свет, в соленой воде, по запаху)

4. Какое яйцо варится 10 минут? (в крутую)

5. Как правильно хранить яйца в холодильнике? (тупым концом к верху)



7.

Физкультминутка-конкурс

Задачи этапа


Оптимизация функционального состояния организма учащихся.

  1. Организовать эмоциональную «встряску» учащихся, дать возможность «сбросить» накопившийся груз отрицательных эмоций и волнений.

  2. Предупредить утомление и повысить способность к восприятию учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организация физкультминутки - конкурса.

Задание:

1. Встать на носочки, руки вверх, потянуться, вернуться в исходное положение (2-3 раза).

2.Руки вдоль туловища, выполнить наклоны в сторону (2-3 раза).

3.На скорость почистить по 1 вареному яйцу. Или провести эстафету в виде бега с ложкой и яйцом. Побеждает команда первая, выполнившая задание.

  • Работают в группах.

Метапредметные:

Согласование и координация совместной деятельности с другими участниками.

8.

Выполнение практической работы.

Выявление места и причины затруднения

Задачи этапа

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

1.Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

2.Организовать соотнесение своих действий с использованием эталона.

3.На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднений, тех конкретных знаний или умений, которых недостаёт для решения исходной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

В приготовлении любых блюд есть очень важный момент: продукты должны быть свежими. Знаете ли вы как определить свежесть яиц?

Слайд № 8 «Доброкачественность яиц».

Важно, чтобы яйца были свежими, как и все продукты употребляемые в пищу. У свежего яйца желток шаровидный, а белок плотно прилегает к скорлупе (свежее вареное яйцо - плохо чистится). Свежесть яйца можно определить путем его просвечивания в специальном приборе -овоскопе. Свежее яйцо просвечивается лучом света, несвежее - не просвечивается. А если нет овоскопа? Как еще можно проверить свежесть яиц?

В домашних условиях можно определить качество яиц различными способами:

Способ 1. По внешнему виду и запаху

Способ 2. Свернуть плотную бумагу в трубку, поместив между слоями яйцо. Направить трубку на свет и просмотреть через нее яйцо.

Способ 3. Путем погружения их в соленую воду. Для этого нужно растворить в 1 стакане воды 1 столовую ложку соли, опустить в воду яйца.

  • Яйцо лежит на дне горизонтально - ему до 6 дней;

  • Приподнимается вверх тупым концом – 7-10 дней;

  • Принимает вертикальное положение – 11-14 дней;

  • Плавает – около 25 дней.

  • Слушают, сравнивают

  • Делают записи в рабочей тетради











Личностные:

самоопределение, смыслообразование.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: Планирование и прогнозирование

Коммуникативные: учёт разных мнений, аргументация своего мнения.

8.1

Построение проекта выхода из затруднения

Задачи этапа


Организация построения проекта выхода из затруднения:

1.Организовать постановку цели проекта;

2. Напомнить и уточнить задачи урока;

3. Определить средства(алгоритм) выхода из затруднений для реализации поставленной цели;

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Перед началом выполнения практической работы учитель проводит инструктаж: цель работы, ОРМ, ТБ, этапы работы- определения алгоритма выхода из затруднения.

Давайте вспомним одну из задач урока:

- «Научиться определять свежесть яиц»

Предлагаю вам роль научных работников и самим определить качество яиц. Отправляемся в лабораторию.

  • Участвуют в обсуждении.

  • Аргументируют свое мнение.

  • Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач;


Личностные:

самоопределение, смыслообразование, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, учёт разных мнений.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций, учётразных мнений.

8.2.

Реализация построенного проекта (лабораторно-практическая работа)


Задачи этапа

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий.

2.Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

3.Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Формирование рабочей группы для выполнения мини- исследовательского проекта с учетом общности интересов

Слайд № 9. Лабораторно-практическая работа «Определение свежести яиц»

Организация работы в группах.

Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде.

Контроль выполнения лабораторно-практической работы

Что у нас получилось?














  • Анализируют полученную информацию делают выводы.

  • Работают в мини-группах.

  • Выполняют лабораторно-практическую работу

«Определение свежести яиц»

Цель работы: исследовать степень свежести яиц путем погружения яиц в соленую воду.

Оборудование: ложка столовая, стакан с водой, подставка для яиц..

Ход работы:

  1. Приготовьте раствор из расчета:

1 стакан воды, 1 столовая ложка соли.

  1. Опустите пронумерованные образцы яиц в воду.

  2. Определите свежесть яиц.

  3. Сделайте выводы и запишите в отчете.

  • Бригадиры озвучивают отчет о проделанной работе

Личностные:

смыслообразование, анализ, синтез, обобщение.

Познавательные:

классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения, оформление коммуникативной документации с учетом действующих норм

9.

Подведение итогов занятия. Включение в систему знаний и повторение.

Задачи этапа

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организация индивидуальной работы по повторению и закреплению изученного материала

Предлагаю повторить и закрепить новые знания. Пройдите за компьютеры и выполните задания электронного модуля «Блюда из яиц».

Осуществление выборочного контроля.

Какие вопросы вызвали у вас затруднения?


Слайд № 10. «Что мы узнали, чему научились?»

Давайте вспомним всё, что мы узнали, чему научились на уроке.







  • Учащиеся рассаживаются за компьютеры, выполняют тест модуля. Результат выполнения записывают в рабочую тетрадь.

  • Высказываются о своих затруднениях.









Личностные:

нравственно-эстетическое оценивание содержания.

Познавательные:

анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Коммуникативные: формулирование и аргументация

10.

Рефлексия учебной деятельности.

Задачи этапа

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания.

1.Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

2.Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

3.Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

4. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Слайд № 11. Организация анализа учебной деятельности.

Слайд № 10. «Что мы узнали, чему научились?»

Давайте вспомним всё, что мы узнали, чему научились на уроке.

Как вы считаете, нам эти знания и умения пригодятся в жизни?

Предлагаю поделиться мнениями об уроке. У вас на столах карточка, вы выбираете фразу и дополняете ее.

  • Я узнала…

  • Я научилась…

  • Теперь я могу…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…

А теперь обратимся к нашим друзьям – смайликам. Оцените свой урок.

Мы молодцы! Мы выполнили поставленные цели и задачи.

Оценки за урок.

Слайд № 12. Организация обсуждения и запись домашнего задания.

Повторить теоретический материал (смотреть видеоматериал в Интернете по ссылке: http://videouroki.net/view_post.php?id=294.

Практическое задание: приготовить блюда из яиц по выбору.

  • Варка яиц различными способами.

  • Приготовление яичницы-глазуньи.

  • Приготовление омлета натурального (с гарниром)

Технология приготовления блюд – учебник стр. 69,70.

При работе соблюдать правила санитарии и безопасности труда.

Спасибо за урок!

  • У учащихся на столах карточки, они выбирают фразу и дополняют ее, анализируя учебную деятельность









Личностные:

нравственно-эстетическое оценивание содержания.

Познавательные:

анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Коммуникативные: формулирование и аргументация