К. Ушинский "Наше Отечество".
Цели урока:
- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.
- формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;
- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
- развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты
Предметные: познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова, близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине.
Личностные: ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно-познавательный интерес и мотивация к теме «Родина».
Метапредметные:
Регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определяют границы знания и незнания по теме «Родина», принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя;
Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;
Коммуникативные – слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в обсуждении проблемы;
Чтение: работа с информацией: под руководством учителя
- работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- работать с толковым словарём;
- определять главную мысль текста и соотносить её с пословицей;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
Ученикам предлагаются разные задания.
1) Разгадывание слова.
- Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет вам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)
2) Разгадывание ребуса Р1а
- Какие слова получились? (Родина)
- Что такое Родина? (Родина – это то место, где мы родились и живем).
- Место нашего рождения – это малая родина; страна, в которой мы живём - Россия, Русь.
- Как называется наша малая родина? (Биробиджан)
- Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация)
- Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
- Послушайте стихотворение З. Александровой «Родина» и скажите, о чем оно?
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной, московский двор.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- О чем говорится в стихотворении? (о Родине)
- Как поэт описывает родину в стихотворении?
3. Самоопределение
- Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом К. Ушинского «Наше Отечество».
- Мы узнаем как, по его мнению, и почему, называют нашу Родину, одна ли у человека Родина и, что значит Родина для каждого из нас.
4. Словарная работа.
- Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы. Кого вы видите? Что он делает?
Летописец - человек, который записывал всё происходящее, все исторические события.
Испокон веку - издавна, с давних времён.
Государство - страна.
5. Прослушивание произведения
https://yandex.ru/video/preview/?filmId
- Почему автор называет Россию Отечеством? (Отечеством мы зовём нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды).
– Почему автор называет Россию Родиной? (Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и всё в ней для нас родное).
– Почему автор называет Россию матерью? (Матерью мы зовём страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережёт нас от врагов).
- А есть ли на земле другие государства? (есть, их много)
- Кто из вас ездил в гости, отдыхать в другое село, город или страну? (….)
- Вы скучали по дому? Почему? (мы любим свой дом, свою родину)
- Может ли быть у человека две или три родины? (нет)
- Почему?
6. Чтение произведения детьми стр. 86-87.
- Почему у человека только одна Родина? (У человека одна Родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина – самое дорогое для человека).
- Какая главная мысль передана автором в тексте? Подтвердите словами текста. (Одна у человека родная мать – одна у него и родина.)
- И если Родина у нас одна, как и мама, то как к ней надо относиться? (Её надо любить, беречь, защищать, охранять; маму свою любят, заботятся о ней, так же надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
Отечество | Родина | Матушка |
В ней жили отцы и деды наши | В ней мы родились, в ней говорят родным нам языком | Она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, защищает от врагов |
7. Беседа по иллюстрации.
- Рассмотрите, иллюстрации в учебнике на странице 86 - 87.
- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
- Кто изображен на иллюстрации слева? (воин)
- Как зовут этого всадника? Что он делает? (Георгий Победоносец)
- Где или на чем вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На гербе России).
- Георгий-Победоносец изображен на гербе России, это говорит о силе и могуществе, бесстрашии перед врагами, способности защитить свою Родину.
8. Задание «Собери пословицу».
1) Всякому мила / своя сторона.
2) С родной земли / умри – не сходи.
3) Родина-мать, / умей за неё постоять.
4) Своя земля / и в горсти мила.
5) Любовь к Родине / сильнее смерти.
6) Каждому свой / край сладок.
- О чем все эти пословицы? (о любви к Родине)
9. Составление синквейна.
–А теперь составим синквейн и найдём самое важное в сегодняшнем уроке.
-Какое слово вы назвали бы главным на уроке?
Родина
- Она для вас какая?
любимая, красивая
- Что Родина сделала, как про это сказано в рассказе Ушинского?
вскормила , вспоила, защитила
-Как ласково можем назвать родину?
Родина – матушка Россия.
- Каким словом ещё можно назвать Родину?
Родина
любимая, красивая
вскормила, вспоила, защитила
Родина – матушка Россия.
Отечество
10. Слушают песню «Моя Россия»
- Многие музыканты, писатели и поэты, художники в своих работах воспевали Родину. Есть много песен о Родине.
11. Рефлексия. Итог урока.
- Какой праздник в феврале отмечает наша страна? (23 февраля – День защитника Отечества)
- Почему он так назван? Кого вы поздравите этот день? (папу, дедушку, дядю)
- А можно ли сказать, что это и ваш праздник?
- Конечно, ведь вы - будущие защитники нашей Родины.
- Назовите автора и название произведения, с которым мы познакомились. Согласны ли вы с мнением автора?
- Оцените свою работу на уроке.