СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку. "Словосочетание". 4 класс. УМК Перспектива

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку. "Словосочетание". 4 класс. УМК Перспектива»

Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 4 «В» классе

Тема: «Словосочетание»

студентки 302 группы

Капелюк Виктории Вячеславовны.



























Урок будет выдан: 19.11.2024.

Школа: Гимназия №15.

Учитель: Антропова Елена Анатольевна.

Методист: Кауфман Светлана Николаевна.


Новосибирск, 2024


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Капелюк Виктория Вячеславовна.

Предмет: русский язык.

Класс: 4 «В».

Тема урока: «Словосочетание».

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении словосочетаний.

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

  • объяснять, что такое «словосочетание»;

  • находить словосочетания в предложении;

  • определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу.

Дидактические:

1. Формировать представление о словосочетании.


2. Формировать умения: объяснять, что такое «словосочетание»; находить словосочетания в предложении; определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу.

Метапредметные:

Познавательные:

  • с помощью педагогического работника формулировать цель;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

  • анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


Коммуникативные:

  • соблюдать правила ведения диалога;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • воспринимать суждения.

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

  • корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.




2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

  • познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

  • первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:

  1. Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник «Русский язык» 4 класс. 1Ч. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т. В., тетрадь, презентация, карточки для самостоятельной работы.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.

Словесный

(беседа)









Наглядный(демонстрация)

Организует мотивацию к учебной деятельности.

Здравствуйте, присаживайтесь.

Меня зовут Виктория Вячеславовна,

и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте вашу готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь и пенал.

Наш урок я бы хотела начать с пословицы.

«Ученье свет, а неученье – тьма».


– Прочитайте и скажите, как вы понимаете данную пословицу?

Правильно. Для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества.


– Что мы обычно делаем на уроках русского языка?

– К чему нам нужно стремиться?



Приветствуют учителя.





Проверяют готовность к уроку.



–Читают со слайда.


Высказывают свои предположения о значении цитаты.




Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности.













К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.




2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения.


Наш урок, мы начнём с языковой разминки.

На слайде представлены слова: избушка, старушка, пичужка, погремушка, дорожка.

Какая орфограмма есть во всех этих словах? Кто помнит правило их правописания?

Выполним языковую разминку проговаривая чётко, каждый звук с артикуляцией.


Сначала покажу вам я, а затем выполним разминку вместе.


Демонстрирует языковую разминку.


Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. Выполните минутку чистописания.

Теперь, составьте распространённое предложение с одним из предложенных слов.


- Давайте вспомним, что такое распространённое предложение?














Слушают инструкцию к выполнению разминки.


Выполняют языковую разминку вместе с учителем.






Составляют распространённое предложение с одним из предложенных слов.

– Это предложения, в которых помимо грамматической основы есть второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства.









К: соблюдать правила ведения диалога.

















К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.





3. Выявление места и причины затруднения.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Проводит подводящую к теме и цели беседу.


Осуществляет проверку задания

У меня получилось так:

Извилистая дорожка вела к тихому озеру.


- У кого получились какие предложения?



Давайте запишем одно предложение на доске.





Выполним синтаксический разбор данного предложения.


–Вспомним, как выполняется синтаксический разбор?












Давайте выпишем словосочетание из этого предложения.


– Ребята, как вы определили, что это словосочетание?


– Что такое «словосочетание»?




– Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Какая будет тема урока?



– Давайте поставим цель, на наш урок. Какая будет цель урока?





Проверяют задание.



– Читают свои варианты предложений.


Один ученик записывает предложение на доске, остальные записывают это же предложение у себя в тетрадях.

Выполняют синтаксический разбор предложения.

Разбор предложения по составу (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство) и какое предложение (простое / сложное, восклицательное / вопросительное, повествовательное, распространённое).

Выписывают словосочетание из предложения.

– От главного слова задали вопрос к зависимому.

– Это два слова, связанных между собой по смыслу.


– «Словосочетание».




Цель: познакомиться с понятием «словосочетание».



































- находить словосочетания в предложении.


- объяснять, что такое «словосочетание».










К: соблюдать правила ведения диалога.












К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.







К: соблюдать правила ведения диалога.




П: с помощью педагогического работника формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Демонстрирует перепутанные пункты плана на доске.

Чтобы достичь нашей цели, нам необходим план урока.

Но, он представлен в перепутанном порядке. Вам нужно его восстановить.

3. Определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу.

1. Узнать, что такое «словосочетание».

2. Находить словосочетания в предложении.






Восстанавливают план действий:

1. Узнать, что такое «словосочетание».

2. Находить словосочетания в предложении.

3. Определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу.










Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный(беседа)

Организует деятельность по реализации построенного проекта.

Итак, давайте сравним наши предположения о том, что такое «словосочетание» с определением на странице 78 учебника. Что нельзя считать словосочетанием?


Организует фронтальное выполнение задание.

Выполним упражнение 125 на странице 78 устно.

Алгоритм выполнения упражнения:

1.Прочитайте задание вслух (один ученик).

2.Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам (второй ученик).

3.Выполняем упражнение устно.


Так как первое предложение дано в образце, выполняем упражнение со 2 предложения.


2.Иногда старые и молодые лоси близко подходят к шумным городам.


Лоси (какие?) старые.

Лоси (какие?) молодые.

Подходят (когда?) иногда.

Подходят (как?) близко.

Подходят (куда? к чему?) к городам.

К городам (каким?) шумным.


3.Тихо я сижу под ёлкой на лесной поляне.


Сижу (как?) тихо.

Сижу (где? под чем?) под ёлкой.

Сижу (где?) на поляне.

На поляне (какой?) лесной.


– Какой вывод мы сделаем после выполнения упражнения?





Сравнивают свои предположения с определением.

Основу предложения, однородные члены, сочетания предлогов со словами.




Читают упражнение про себя.

Выполняют упражнение по алгоритму.






Выполняют упражнение устно, начиная со 2 предложения.















– Делают вывод после выполнения упражнения.


























- определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу.


- находить словосочетания в предложении.









П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


К: соблюдать правила ведения диалога.








П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.










К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный(беседа)




Практический (упражнение)



Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.

Выполним 126 упражнение.

Алгоритм выполнения упражнения:

1.Прочитайте задание вслух (один ученик).

2.Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам (второй ученик).

3.Выполняем упражнение сначала устно, затем письменно.

Находим главные члены в каждом предложении устно.

1. В зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу.


2. На голом суку уселся головастый совёнок.


3.Кленовые листья повисали на нитках осенней паутины.


4.Осторожные берёзы прячут листья от мороза.


Теперь, выполняем упражнение письменно у доски. Выходим по очереди.

Выписываем только все возможные словосочетания по образцу из упражнения 125.


1.

Жизнь (какая?) скрытая.

Продолжается (когда?) в ночи.

Продолжается (где?) в лесу.

В ночи (какие?) зимние.


2.

Совёнок (какой?) головастый.

Уселся (где? на чём?) на суку.

На суку (каком?) голом.


3.

Листья (какие?) кленовые.

Повисли (где? на чём?) на нитках.

На нитках (чего?) паутины.

Паутины (какой?) осенней.


4.

Берёзы (какие?) осторожные.

Прячут (что?) листья.

Прячут (от чего?) от мороза.


– Какой вывод мы сделаем после выполнения упражнения?


Проводит физминутку:

«Словосочетание или предложение».


Если я называю словосочетание – вы приседаете, а если это предложение – делаете наклоны в стороны.


Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень. Бабушка готовит. Льет дождь. Разноцветные листья. Медленно падают.



Читают упражнение про себя.

Выполняют упражнение по алгоритму.






Устно находят главные члены в каждом предложении.












Выполняют упражнение письменно у доски, по очереди.























– Делают вывод после выполнения упражнения.


Выполняют физминутку, а также определяют, где словосочетание и предложение.


































- определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу.

- находить словосочетания в предложении.



- определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу.


- находить словосочетания в предложении.







- находить словосочетания в предложении.









К: соблюдать правила ведения диалога.





П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

























К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.














7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу обучающихся.


Теперь вы поработаете самостоятельно, на специальных карточках.

Работа будет состоять из двух вариантов.


1 вариант

1.Подчеркните только словосочетания.

Зимний день, бродить по лесу, сирень цветёт, писать письмо, спеют ягоды, книга из библиотеки.


Словосочетания: зимний день, бродить по лесу, писать письмо, книга из библиотеки.


2.Выпишите из предложения все возможные словосочетания с вопросами.

Крупные капли дождя застучали по железной крыше дома.


Капли (какие?) крупные.

Капли (чьи?) дождя.

Застучали (по чему?) по крыше.

Крыше (какой?) железной.

Крыше (чего?) дома.


2 вариант

1.Подчеркните только словосочетания.

Летний день, читать книгу, гулять в парке, ракушка из моря, бежит заяц, зреет малина.


Словосочетания: летний день, читать книгу, гулять в парке, ракушка из моря.

2. Выпишите из предложения все возможные словосочетания с вопросами.

Холодные капли росы засияли на молодых листьях осоки.


Капли (какие?) холодные.

Капли (чьи?) росы.

Засияли (где? на чём?) на листьях.

Листьях (каких?) молодых.

Листьях (чьих?) осоки.


Организует самопроверку обучающихся.

– Проверьте себя по слайду. Если у вас возникли ошибки при выполнении задания, то исправьте и запомните.

















Выполняют задания по вариантам.































Осуществляют самопроверку.











- находить словосочетания в предложении.




- определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу.






- находить словосочетания в предложении.



- определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу.










П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.



П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.













П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.




Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

– Ребята, что мы сегодня на уроке изучали?


– А что мы сегодня узнали?










– Где вам могут пригодиться полученные на уроке знания?




–Что такое «словосочетание»

– о словосочетаниях, как их находить в предложениях и определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу, отличать от нераспространенного предложения.

– На уроках русского языка и литературы, в речи.


К: воспринимать суждения.


К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует рефлексию учебной деятельности.

– Ребята, наш урок подходит к концу.

– Вернёмся к нашей цели. Мы достигли её?

– План урока мы с вами выполнили?


Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, с помощью приёма «чемодан, мясорубка, корзина».


Поднимите руку те, кто забирает полученные знания на уроке с собой в чемодане.


Поднимите руку те, кто обдумает и переработает информацию.


И поднимите руку те, кто выбросит и забудет всю полученную информацию сегодня на уроке.


Спасибо за урок. До свидания!




– Да.

– Да.


Оценивают свою деятельность на уроке.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.