СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Общеупотребительные слова и слова ограниченного потребления"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Общеупотребительные слова и слова ограниченного потребления"»

Технологическая карта урока по русскому языку «Общеупотребительная лексика и слова ограниченного употребления» (6 класс)

Класс

6

Тема урока

Общеупотребительная лексика и слова ограниченного употребления

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цели урока

Образовательные:

- актуализировать знания о лексикологии, лексических единицах;

- сформировать представление о сферах употребления лексики;

- дать первичное представление о видах слов ограниченного употребления;

- научиться различать слова общеупотрительные и ограниченного употребления.

Воспитательные:

- воспитывать внимание к слову;

- воспитывать личностные качества;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Развивающие:

- развивать умственные способности, память, внимание;

- развивать способность к самоконтролю, самооценке и самокоррекции;

- развивать устную и письменную речь.

Основные термины

и понятия

Лексикология, лексика, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, общеупотребительная лексика, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы.

Образовательные

ресурсы

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 Ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 175 с. : ил.; раздаточный материал, словарь, презентация.


Планируемые результаты

Предметные результаты

- Формирование представления о сферах употребления слов.

- Умение находить в тексте общеупотребительную лексику и слова ограниченного употребления.

- Актуализация знаний о лексических единицах.

- Умение анализировать и сопоставлять факты языка.

Личностные результаты

- Стремление к речевому самосовершенствованию.

- Пополнение объема словарного запаса.

- Формирование личностных качеств.

- Развитие умственных способностей.

Метапредметные результаты

- Мотивация к учебной деятельности.

- Умение формулировать цели и ставить учебные задачи.

- Способность к самооценке, самоконтролю и самокоррекции.











ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА



Предметные результаты

Деятельность учителя.

Методы и приемы учения

Образоват. ресурсы

ФОУД

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.

Умение анализировать и сопоставлять факты языка


































Слово учителя:

– Здравствуйте! Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха. Готовы! Тогда начинаем наш урок. Открываем тетради, записываем число, классная работа.



– Вспомните, как называется раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка?



– На какие группы делится значение слов?





– Вспомните, о каких единицах лексики мы уже говорили?

Презентация

Ф








































Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Слушание и осмысливание сказанного. Запись в тетради.



















– Раздел лингвистики, в котором изучается лексика, называется лексикологией.



– Значение слов бывает лексическим, грамматическим, прямым и переносным, однозначным и многозначным.



– Мы говорили об антонимах, синонимах, паронимах и омонимах.

Л: мотивация к учебной деятельности

Р: умение формулировать цели и ставить учебные задачи

Этап 2. Актуализация знаний по ранее изученному – 7 мин.

Актуализация знаний о лексических единицах


Работа с карточкой № 1:

– Сегодня нам предстоит познакомиться с новым пластом лексики – сферой употребления слов, но сначала давайте вспомним, что же такое антонимы, синонимы, паронимы и омонимы. Приведите по 1 примеру на каждую единицу.



























– Верно. Давайте выполним задание в карточке. Не забудьте указать часть речи.

1. Подберите синоним к слову алый.



2. В каком словосочетании слово употреблено в переносном значении? а) горячий кофе б) горячий человек в) горячее солнце



3. Каким прилагательным можно заменить антонимом «чёрствый»?



4. Дайте толкование словам артистический-артистичный.









5. Подберите пример на каждый вид омонимии (омофоны, омографы, омоформы).





6. Определите значение слов вода, лозина, солнце, майна.







– Молодцы. Какие трудности возникли у вас при выполнении заданий? Почему?





Целеполагание:



– Попробуйте понять, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?



– Верно. Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока – «Общеупотребительная лексика и слова ограниченного употребления».



– Определите цель урока и задачи, необходимые для достижения цели.

Презентация, раздаточный материал

Ф

































































































Ф, И




































– Антонимы – это слова, отличающиеся друг от друга звучанием и написанием, являющиеся одной частью речи, имеющие противоположные лексические значения (старость-молодость).

Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение (верить-доверять).

Паронимы – это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением (болотный-болотистый).

Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию и/или по написанию, но имеющие разное лексическое значение (Атлас-атлАс).









1. Красный.



2. Под б) горячий человек. Это обозначает добрый, щедрый, человечный.





3. Это можно определить только по контексту: жестокий человек, свежий хлеб.



4. Артистический – относящийся к артисту, свойственный ему; артистичный – отличающийся артистизмом, художественным вкусом.



- Омофоны – за нос и занос.

Омографы – белкИ и бЕлки.

Омоформы – печь (гл) и печь (сущ).



- Вода – жидкость, предназначенная для питья.

Солнце – природное явление, космическая звезда.



– Мы не смогли определить значение слов лозина и майна, потому что они нам неизвестны.









– Мы будем изучать новые сведения о лексике русского языка.



Запись темы урока в тетради.







– Цель: сформировать представление о словах различного употребления.

Задачи:

а) определить отличия этих слов;

б) сформировать представления о группах этой лексики;

в) научиться видеть в тексте и правильно употреблять в речи.

Р: актуализация знаний

Л: мотивация к учебной деятельности

Р: способность к самооценке и самоконтролю

Этап 3. Открытие нового знания – 18 мин.

Формирование представления о сферах употребления слов

Умение находить в тексте общеупотребительную лексику и слова ограниченного употребления.

Слово учителя с элементами беседы:



– Изучать эту тему мы будем по следующему плану:

1. Сферы употребления слов.

2. Виды слов ограниченного употребления (обзор).

3. Роль и употребление в речи.



– В составе лексики русского языка есть слова, которые понятны всем, их употребляют повсеместно и в устной, и в письмен­ной речи: слово, земля, лес, хлеб, люди, идти, работать, читать и т. д. Таких слов в русском языке подавляющее большинство, они встречаются во всех стилях речи. Их называют общеупотребительными.



– Как вы думаете, какие слова называются необщеупотребительными? В чьей речи мы можем услышать такие слова?



– В отличие от слов, которыми пользуются все, необщеупотреби­тельные слова используются в речи жителей определённой местно­сти (диалектизмы: кочет — петух, вица — прут), в речи представителей определённых профессий (профессионализмы: кок — повар, баранка — руль), в речи каких-либо социальных или возрастных групп (жаргонизмы: общага — общежитие, хибара — дом).



– Давайте схематично это зафиксируем.







– Иногда слова ограниченного употребления внедряются в обыч­ную, общеупотребительную лексику и со временем становятся понятны всем. Например, слова шуршать, самодур, завсегдатый, раньше были диалектными, а слова животрепещущий, разношёрстный – профессиональными. В современном русском языке эти слова входят в состав общеупотребительной лексики.

Бывает и наоборот: некоторые общеупотребительные слона со временем могут переходить в разряд необщеупотребительных. Так, существительное брезг (рассвет) сейчас встречается только в некоторых русских говорах, корень же слова сохранился в глаголе брезжить.

Общеупотребительные слова иногда могут становиться профессионализмами: баранка — руль (в речи шофёров, водителей). Иногда общеупотребительные слова могут становиться жаргонизмами: бабки — деньги. Известные всем слова приобрели новые значения.

В первом случае переход произошёл на основе сходства фор­мы (булочное изделие баранка, также, как и руль, имеет форму кольца). Во втором случае ответ не столь очевиден. Остановимся на этом чуть позже.



- Зафиксируем схематично структуру национального языка.









Работа с карточкой № 2:

– У вас на столах лежат карточки со словами книга, быстрина, словарь, мешать, знаменатель, розовый, плетёнки, запах, сумма, плыть, суффикс, лирика, родной, тетрадь, косовица, печать, кислород, страница, кислота, бирюк, атом, скакать.



– Распределите слова, в зависимости от их сферы употребления в 2 столбика.























– Какие из слов во 2-м столбике вам показались незнакомыми?



– Посмотрите значение этих слов в словаре, обратите внимание на пометы.



– Молодцы. Откройте учебник на стр. 65 и прочитайте лингвистическую справку. Обо всем ли мы сказали?



– Как вы думаете, зачем нужны слова ограниченного употребления?







– Верно, на следующем уроке мы познакомимся с видами необщеупотребтельной лексики подробнее.

Презентация, словарь, раздаточный материал, учебник

Ф













































































































































Ф























































Ф
















Слушание и осмысление сказанного.

































Обсуждение.

































































































– книга быстрина

мешать словарь

розовый знаменатель

запах плетёнки

плыть сумма

родной суффикс

тетрадь лирика

скакать кислота

косовица

кислород

бирюк

атом



– Плетёнки, косовица, бирюк, быстрина











– Да.







– Они используются как средство выразительности, для передачи времени и колорита эпохи, для выражения авторской мысли и т.д.

Л: стремление к речевому самовершенствованию

Р: способность проводить анализ над языковыми фактами

Этап 4. Закрепление изученного материала – 6 мин.


Работа с учебником (стр. 65, упр. 137):

– Найдите общеупотребительные и необщеупотребительные слова в приведённых отрывках; объясните значение слов и уместность их употребления. Выполните пунктуационный разбор предложения.


Презентация, учебник

И, Ф




















– 1. Лес кончается. Внизу — высохшие болота-мшары*, поросшие редким лесом.

2. Особенно хорошо это видно с маленького самолёта У-2, который прилетает опылять от комарья мочажины* и болотца.

3. В произведениях К. Г. Паустовского можно найти много настоящих лесных слов: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга*, чернолесье*, пустошь*, наполненных живописным содержанием5.


Этап 5. Итоги урока. Рефлексия – 4 мин.


1. Самооценка успешности:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?

– Как бы вы могли оценить свою работу?

– С какими трудностями вы столкнулись?

– Необходимо ли совершенствование полученных знаний?

2. Оценки за урок с комментарием.

Презентация

Ф, И

Рефлексия. Слушание и осмысливание сказанного.

Р: способность к самооценке и самокоррекции

Этап 6. Домашнее задание – 3 мин.


1. § 23. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Теорию выучить.





2. Задание массивом:

Презентация, учебник



Р: способность к самооценке


36