СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных". Технология развития критического развития через чтение и письмо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных". Технология развития критического развития через чтение и письмо.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Чернявская Екатерина Сергеевна.

Предмет: русский язык.

Класс: 4 «А».

Тема урока: «Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении 1-го склонения имён существительных.

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

- находить и объяснять, имена существительные, которые относятся к 1-му склонению.

- составлять признаки имён существительных 1-го склонения.

- представлять, ударные или безударные окончания появляются при склонении у имён существительных 1-го склонения.

Дидактические:

  1. Формировать представление о именах существительных1-го склонения.

  2. Формировать умения составлять признаки имён существительных 1-го склонения, представлять, ударные или безударные окончания появляются при склонении у имён существительных 1-го склонения.

Метапредметные:


Познавательные:

- с помощью педагогического работника формулировать цель планировать изменения объекта, ситуации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту,делать выводы;

- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).


Коммуникативные:

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:


  1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель планировать изменения объекта, ситуации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).


  1. Формировать умения (коммуникативные): проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


  1. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Русский язык». В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 4 класс, 1 ч., презентация.

Интерактивное оборудование: проектор, компьютер.













ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

ТРКМЧП

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

Вызов

1. Мотивация к учебной деятельности.


Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку.

Демонстрирует пословицу на слайде:

«Учение без умения – не польза, а беда».

Просит прочитать её, объяснить, что она означает и к чему ребята должны стремится на уроках русского языка.



Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.



Читают пословицу.

Высказывают свое мнение о значении пословицы.

Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности.







К:корректно и аргументировано высказывать своё мнение.


Вызов

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)


Практический

(Упражнение)
















Корзина идей





































Просит открыть тетради, записать число, классная работа.

Проводит словарную работу.

Диктует слова: окно, озеро, вихрь, дочка, кольцо, море.










Проводит взаимопроверку словарной работы. Выводит на слайд ответы.





Проводит беседу, подводящую к определению темы урока:

-Что объединяет эти слова?


Демонстрирует на доске прикрепленный значок корзины и предлагаем ученикам собрать туда то, что они знают об имени существительном и о том, как определить у них.























Предлагает устно определить склонение у данных слов.



Проводит беседу, наталкивающую обучающихся к определению темы урока:

-Какое слово лишнее? Почему?

-Чем отличаются слова 1-го склонения от 2-го?

Открывают тетради, записывают число, классную работу.

Выполняют словарную работу.

Записывают слова в тетрадь:

  1. Окно;

  2. Озеро;

  3. Вихрь;

  4. Дочка;

  5. Кольцо;

  6. Море.


Выполняют взаимопроверку словарной работы.

Меняются тетрадями, проверяют работы друг друга.


Находят общее - все слова имена существительные.


Каждый ученик вспоминает и записывает то, что что имена существительные отвечает на вопрос кто? что? Бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Имеют род. Изменяются по числам и падежам и

Для того, чтобы определить склонение, необходимо поставить слово в начальную форму, определить род и выделить окончание, по роду и окончанию определить склонения.

Учащийся для начала рассказывают в парах друг другу информацию, а затем называют один любой факт. Всё записывают в «Корзину идей» и исправляют ошибки, если есть.


Выполняют задание.

Определяю устно склонение у слов.


Определяют, что лишнем словом является дочка т.к., оно 1-го склонения, все остальные 2-го, отличаются родом и окончанием.


















Р: выстраивать последовательность действий.







Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

















Р: выстраивать последовательность действий.

П: определять существенный признак для классификации, классифицировать объекты.

П: классифицировать объекты.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Вызов

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Просит определить тему урока.

Предлагает проверить, правильно ли учащийся сформулировали тему, выводит тему на слайд.

Просит исходя из темы урока определить цель.

Выводит на слайд.

Определяют тему урока:

«1-е склонение имён существительных».


Определяют цель урока:

познакомиться с именами существительными 1-го склонения.


К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.

П: с помощью педагогического работника формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Вызов

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Предлагает построить план действий, чтобы достичь цель. Для этого просит посмотреть на слайд и восстановить последовательность пунктов плана.

1.Научится, определять ударные или безударные окончания появляются при склонении имён существительных 1-го склонения.

2.Узнать, какие имена существительные относятся к 1-му склонению.

3.Научится, определять признаки имен существительных 1-го склонения.


Восстанавливают последовательность плана действий:

1.Узнать, какие имена существительные относятся к 1-му склонению.

2. Научится определять признаки имен существительных 1-го склонения.

3. Научится определять ударные или безударные окончания появляются при склонение имён существительных 1-го склонения.













Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Осмысление

5. Реализация построенного проекта.

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)



























Взаимоопрос






Предлагает открыть учебник на 90 стр. и выполнить письменно упражнение 161 по алгоритму.























Просит несколько учеников по желанию выполнить задание, разбирая по одному слову.



Проводит беседу, наталкивающую обучающихся к определению признаков имен существительных 1-го склонения:

- Какие окончания у имен существительных?

- Какой род?


- Значит какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

Просит сделать вывод.




Предлагает ученикам прочитать правило на стр. 90 и после прочтения по очереди задавать друг другу вопросы по прочитанному и ответить на них.

Выполняют упражнение по алгоритму.

Один ученик читает задания.

Второй ученик перечисляет:

1.Прочитать слова.

2.Доказать, что данные имена существительные

относятся к 1-му склонению.

3.Списать.

4.Указать род, выделить окончания.

Несколько учащихся по желанию выполняют задание по одному слову.


Заметили, что у всех слов окончание –а, -я, род женский или мужской.






Делают вывод, что имена существительные женского и мужского рода с окончание –а, -я относятся к 1-му склонению.


Читают правило в учебнике, после прочтения по очереди задают вопросы друг другу и отвечают на них.

Вспомнить, какие имена существительные относятся к 1-му склонению.

Научится, определять признаки имен существительных 1-го склонения.


П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.


П: сравнивать объекты устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.

П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению, делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Осмысление

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)



Наглядный (демонстрация)












































Мозговой штурм

Предлагает по группам (3-4 человека) и письменно выполнить упражнение 162 на стр. 90 по алгоритму.

(Одно слово для 1 группы).



















Проводит проверку. Просит каждую группу рассказать про решения своего слова.



Предлагает выполнить устно упражнение 164 на стр.91 по алгоритму.




















Проводит беседу, наводящую учеников на то, что в некоторых падежах имен существительных 1-го склонения окончания могут быть одинаковыми:

- Во всех ли падежах окончания имен существительных 1-го склонения разные?

-В каких падежах окончания имен существительных 1-го склонения одинаковы?


Просит обратить еще раз внимание на написание ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения, сделать вывод.







Просит посмотреть на правило на стр. 91 и сравнить свои выводы.

Выполняют упражнение для закрепления изученного материала.

Один ученик читает задание.

Второй ученик перечисляет:

1.Доказать, что только одно в каждой паре однокоренных слов является именем существительным 1-го склонения.

2.Списать.

3.Над именами существительными 1-го склонения указать род, выделить окончания.

Учащиеся выполняют упражнение в группах на месте в тетрадях.



Каждая группа рассказывает другой про решение своего слова.



Выполняют устно упражнение по алгоритму.

Один ученик читает задание.

Второй ученик перечисляет:

1.Прочитать таблицу «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения».

2.Посмотреть, есть ли различие в написание ударных и безударных падежных окончаниях имен существительных 1-го склонения в одном и том же падеже.

Смотрят на таблицу, отвечают на вопрос, что есть различия, в И.п., Р.п., В.п., Т.п. падежах окончания разные.

Сравнив окончания имен существительных 1-го во всех падежах, делают вывод, что они одинаковые в Д.п., П.п.








Обращают внимание на написание ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения и приходят к выводу, что ударные и безударные окончания в одном падеже пишутся одинаково.


Сравнивают свои выводы с правилом в учебнике.

Научится, определять признаки имен существительных 1-го склонения.

Научится, определять ударные или безударные окончания появляются при склонение имён существительных 1-го склонения.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.



Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.


К: проявлять уважительное отношение к собеседнику,

соблюдать правила ведения диалога.















П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.



П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Осмысление

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)


Наглядный (демонстрация)

Проводит самостоятельную работу.

Просит посмотреть на слайд, выписать из столбика слов только имена существительные 1-го склонения, определить род, выделить окончание, определить ударное или безударное окончание.



Предлагает посмотреть на слайд, обменяться работами и проверить правильность выполненной работы у соседа.

Просит поднять руку, кто не допустил ни одной ошибки, кто допустил 1-2 ошибки, 3 и больше ошибок, кто не справился.

Выполняют задания самостоятельной работы.

Выписывают только имена существительные 1-го склонения, определяют у них род, выделяют окончание, определяют ударное или безударное окончание.



Выполняют взаимопроверку по эталону.

Поднимают руки, кто не допустил ни одной ошибки, кто допустил 1-2 ошибки, 3 и больше ошибок, кто не справился.


П: определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.




Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


Рефлексия

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный

(беседа)


Пятиминутное эссе.

Предлагает учащимся выполнить следующие задания:

  1. Написать, что нового узнали по данной теме, что запомнили.

  2. Задать вопрос(ы), на который он не получили ответа.

Проводит диалог, наталкивающий учащихся на размышление о том, где пригодится полученные новые знания:

- Где пригодятся полученные сегодня на уроке знания в русском языке?

- Пригодятся ли эти знания в других предметах?

- Пригодятся ли эти знания в жизни? Где?

Подытоживают свои знания по изученной теме, выполняют задания.






Рассуждают над тем, где могут им пригодится полученные на уроке знания в русском языке, в других предметах и в жизни.


П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.


К:проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Рефлексия

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный

(беседа)



Наглядный

(Демонстрация)



Предлагает вспоминать цель, поставленную в начале урока и оценить, смогли ли учащийся достичь её.


Предлагает вернуться к плану и проверить, все ли пункты били выполнены.


Предлагает посмотреть на слайд и оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу (Приложение 1).


Просит открыть дневник и записать домашнее задание.

Оценивают, смогли ли достигнуть поставленную на уроке цель.



Проверяют, все ли пункты плана выполнили.


Оценивают свою работу на уроке, заполняя таблицу.



Записывают домашнее задание.










Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.















Приложение 1.




Хорошо


Не очень хорошо


Мог бы лучше


На уроке я работал…





Тему урока я понял…




Мой класс работал на уроке…