СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание корня»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание корня»»





Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 3 «А» классе

Тема: «Правописание корня»

студентки 42 «А» группы

Подоплеловой Анастасии Александровны














Урок будет выдан: 19.11.2024

МБОУ СОШ №120.

Учитель: Литвинова Дарья Леонидовна.

Методист: Бороздина Ксения Александровна.






Новосибирск, 2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Подоплелова Анастасия Александровна.

Предмет: русский язык.

Класс: 3 «А».

Тема урока: «Правописание корня».

Тип урока: рефлексия.  

Цель урока: совершенствование способов действий при изучении правописания корня.

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, суффикс.


Дидактические:

1. Формировать умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, суффикс.

Метапредметные:

Познавательные:

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-делать выводы;

-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту;

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.


Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1.Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.





2.Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



3.Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

- формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

- формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:
1. Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Формировать первоначальное представление о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Русский язык» УМК «Планета Знаний», Желтовская Л. Я.; презентация, листы для самостоятельной работы, карточки рефлексии.

Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер.






ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П, Р, К)

Личностные

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)





Приветствует учащихся. Организует мотивацию к коррекционной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны лежать тетради, учебники, рабочие листы и пеналы.


Слайд 1

- Ребята, послушайте пословицу и скажите, как вы её понимаете: «Знания собираются по капельке».

- Правильно, каждый день вы узнаете что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.

-К чему мы должны стремиться на уроках русского языка?


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.










Высказывают свое мнение о смысле высказывания.






-На уроках русского языка мы должны быть трудолюбивыми и старательными, чтобы наша учёба была успешной.
















К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; воспринимать

суждения.









2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение)


Организует актуализацию знаний и пробное учебное действие.





- Откройте тетради. Напишите в тетрадях число, «Классная работа».

- Пропишите красиво и аккуратно соединения букв.

- Теперь выполним словарную работу. Начинаем писать с красной строки, через запятую:

бесéда, бесéдовать, собесéдники, прирóда, прирóдный, сли́вовый.

- В написанных словах подчеркните ошибкоопасные места, поставьте ударение и выделите корень.

- Вспомните, из каких значимых частей может состоять слово.

-На доске записаны слова. Докажите что они однокоренные. Выделите корни слов:
речник, реченька, река, заречье, речной, речка.

Слайд 2

- Чтобы продолжить наш урок, нам нужно вставить пропущенные буквы в словах.

Повторяют материал предыдущих уроков, отвечают на поставленные вопросы.

Пишут в тетради число, «Классная работа».

Прописывают соединения букв.





Выполняют словарную работу.




Подчеркивают ошибкоопасные места, выделают корни слов.



-Приставка, корень, суффикс, окончание.




Выделяют корень –рек-, реч-.



- Правописание корня.















Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, суффикс.












П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.






П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.


К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


3. Локализация индивидуальных затруднений.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

- Теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

- Чтобы проверить, правильно ли мы определили тему, откроем 94 страницу учебника.

Слайд 3

- Давайте теперь попробуем сформулировать цель урока. Какое умение мы сегодня закрепим?

Определяют тему и цель урока.


-Тема: «Правописание корня»






- Цель: закрепить умение правильно писать слова с различными орфограммами в корне.













П: с помощью педагога формулировать цель.

Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по построению проекта выхода из затруднения.

Слайд 4-5

- Что нам необходимо будет сделать, чтобы достичь нашей цели? Пункты плана действий перепутаны на слайде, надо восстановить их порядок.

Составляют план действий, определяя правильную последовательность пунктов плана.

1. Закрепить умение проверять написание слов с безударным гласным звуком в корне.

2. Научиться выделять корни слов с чередованием согласных.

3. Применять изученные правила при выполнении заданий.







Р: выстраивать последовательность выбранных действий.

Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

Организует деятельность по реализации построенного проекта.

- Давайте вспомним, что такое однокоренные слова?

- Почему именно корень называют главной значимой частью слова?




- Что помогает в образовании однокоренных слов?

- Что происходит с окончанием, если изменить форму слова?

- Давайте выполним 5 упр. на 94 стр. Прочитайте задание упражнения вверху и под точками.

- Перечислите по шагам, что необходимо сделать, чтобы выполнить упражнение.



-Давайте посмотрим на слова в первом столбике. Что можно о них сказать?
-Как определили?



-Какую букву вставили в слове словарь? Почему?
-Посмотрите на слова во втором столбике. Что можете о них сказать?
-Посмотрим на третий столбик. Что скажете об этих словах?
-А в четвёртом столбике?

-Теперь, с красной строки, запишем формы одного и того же слова, выделим корни и в них гласные. Кто хочет выйти к доске?



-Записываем однокоренные слова, выделяем корень и гласную в корне.


Проводит физкультминутку.

«Суффикс»

-Ребята, если я буду называть слова без суффикса – вы приседаете, если же суффикс есть в слове – вы поднимаете руки вверх.

Горка, лес — лесок, полюшко, сом — сомище, внук — внучек, город, мяч — мячик, словечко.


-Молодцы, ребята. Приступим к 16 упр. Прочитайте задание упражнения вверху и под точками.

- Перечислите по шагам, что необходимо сделать в этом упражнении?

-Посмотрите на строку под номером 1. Давайте прочитаем слова. Это однокоренные слова? Какой в них корень?
-Давайте прочтём вверху над упражнением о чередовании родственных корней.
-Так, какие чередовании согласных в корне возможны?
-Давайте запишем слова, выделим корни и подчеркнём чередующиеся согласные.

Выполняем упражнение самостоятельно в тетрадях.


-Посмотрим на вторую строку. Это однокоренные слова? Какой здесь корень?
-Какие согласные чередуются?
Отлично. Записываем слова, выделяем корни.

-Что можете сказать о словах в третьей строке?

-Все верно. Какие гласные в корнях требуют проверки и почему?

Работают по построенному проекту.


- Слова с одинаковым корнем.

-Потому что он несет в себе лексическое значение слова, то есть указывает на то, какой предмет или явление обозначает слово.

- Приставки и суффиксы, они образуют слова с новым лексическим значением.

- Окончание при изменении слова образует его форму.



Читают задание.






- Прочитать и записать сначала формы одного и того же слова, затем однокоренные слова. Выделить корни слов, а в них гласные.

-Это однокоренные слова.


- К словам добавляются приставки и суффиксы, которые помогают образовать новые слова.

- Букву о. Потому что корень -слов-.

- Это формы одного и того же слова. У них изменяются только окончания.

-Это однокоренные слова.


-Формы одного и того же слова.

Выполняют упражнение, один у доски.

1) формы одного и того же слова: о слове, (к) слову, слова; словесный, словесная, словесные.

2) однокоренные слова: слово, словарь, пословица; словечко, словесный, словцо.


Выполняют физкультминутку.










Читают задание.











-Записать слова и выделить в них корни, подчеркнуть чередующиеся согласные.




-знак-, -знач-.


Один читает вслух.



-к//ч, к//ш, г//ж//з, х//ш, ст//щ.




Выполняют упражнение в тетрадях.


-друг-, -друзь-, -друж-.

-г//з//ж.


- Однокоренные слова, корень -орех-, -ореш-. Чередуются буквы х//ш.

-1) значóк, значéние - безударная гласная в корне, проверочное слово - знак.





Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.


Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, суффикс.











































































П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.


К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.



П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.



П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.










К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.


П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.




К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.


П: находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма.













П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.



6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.

Словесный (беседа)

Практический (упражнений)

Организует деятельность по нахождению способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.

-Прочитайте 17 упражнение на 95 странице.

-Выполним это упражнение устно. Посмотрите, первое слово - ковровый. Какое можно подобрать проверочное слово, чтобы проверить гласную в корне?

-Если задаётся вопрос "что?", значит слово какой части речи перед нами?
-Давайте подберём такое проверочное слово к слову ковровый, чтобы ударение падало на первый слог.
-Да, всë верно. Кто хочет прочитать следующее слово?



Повторяют изученный материал посредством предложенных заданий.

Работают с упражнениями из учебника.


Один ученик читает задание.







-Однокоренное, где в корне на этот слог падает ударение.


-Имя существительное.



- Кóврик.




Выполняют упражнение устно.


Кóврик - коврóвый, вёсны - весéнний, дéрево - деревя́нный, óсень - осéнний, лёд - ледóвое, кóсмос - косми́ческое, клён - кленóвый, мёд - медóвый, хóлод - холóдная, мя́со - мяснóй, глаз - глазнóе.



Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень.




К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.


П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.


П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту.

П: делать выводы.


Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Организует самостоятельную работу учащихся со взаимопроверкой по эталону.

- Ребята, теперь поработайте самостоятельно. Вам необходимо выполнить самостоятельную работу на карточках.


В первом номере вам нужно

вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, обозначить корни.

Во втором номере нужно дописать ряды слов, обозначить корни, подчеркнуть чередования в корнях.

В третьем номере нужно проверить орфограмму однокоренным словом, обозначь корни.

Слайд 6

- Давайте проверим как вы выполнили задание со слайдом. Если нет ошибок, поставьте плюс, если есть ошибки – минус.

Выполняют самостоятельную работу.


















Проверяют свою работу по эталону.


П: находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма.

Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Давайте с вами повторим изученный материал.

-Из каких значимых частей может состоять слово?

- Что такое однокоренные слова?


- Почему именно корень называют главной значимой частью слова?




- Что помогает в образовании однокоренных слов?

- Что происходит с окончанием, если изменить форму слова?

- Какие чередовании согласных в корне возможны?

- Какое можно подобрать проверочное слово, чтобы проверить гласную в корне?


Слайд 7

- Достигли ли мы цель, которую поставили в начале урока?

Слайд 8

- Все ли пункты плана мы выполнили?


- Где могут пригодиться полученные знания?

Обобщают изученное на уроке.


Ответы учащихся.


-Приставка, корень, суффикс, окончание.

- Слова с одинаковым корнем.

-Потому что он несет в себе лексическое значение слова, то есть указывает на то, какой предмет или явление обозначает слово.

- Приставки и суффиксы, они образуют слова с новым лексическим значением.

- Окончание при изменении слова образует его форму.

-к//ч, к//ш, г//ж//з, х//ш, ст//щ.


-Однокоренное, где в корне на этот слог падает ударение.




- Да.



- Да.



Ответы детей






П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.


Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует рефлексию учебной деятельности.

- Оцените свою работу. На партах у вас лежит лестница успеха из трёх ступенек.

Нарисуйте небольшого человечка на нижней ступени, если вы ничего не поняли, на средней те, кто всё понял, но были трудности, и на самом верху те, кто всё понял и не было никаких трудностей.

- На этом наш урок заканчивается. До свидания!

Оценивают свою деятельность на уроке.



Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.