1.Мотивация к коррекционной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует учащихся. Организует мотивацию к коррекционной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны лежать тетради, учебники, рабочие листы и пеналы. Слайд 1 - Ребята, послушайте пословицу и скажите, как вы её понимаете: «Знания собираются по капельке». - Правильно, каждый день вы узнаете что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. -К чему мы должны стремиться на уроках русского языка? | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Высказывают свое мнение о смысле высказывания. -На уроках русского языка мы должны быть трудолюбивыми и старательными, чтобы наша учёба была успешной. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; воспринимать суждения. | |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует актуализацию знаний и пробное учебное действие. - Откройте тетради. Напишите в тетрадях число, «Классная работа». - Пропишите красиво и аккуратно соединения букв. - Теперь выполним словарную работу. Начинаем писать с красной строки, через запятую: бесéда, бесéдовать, собесéдники, прирóда, прирóдный, сли́вовый. - В написанных словах подчеркните ошибкоопасные места, поставьте ударение и выделите корень. - Вспомните, из каких значимых частей может состоять слово. -На доске записаны слова. Докажите что они однокоренные. Выделите корни слов: речник, реченька, река, заречье, речной, речка. Слайд 2 - Чтобы продолжить наш урок, нам нужно вставить пропущенные буквы в словах. | Повторяют материал предыдущих уроков, отвечают на поставленные вопросы. Пишут в тетради число, «Классная работа». Прописывают соединения букв. Выполняют словарную работу. Подчеркивают ошибкоопасные места, выделают корни слов. -Приставка, корень, суффикс, окончание. Выделяют корень –рек-, реч-. - Правописание корня. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, суффикс. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. | Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по построению проекта выхода из затруднения. Слайд 4-5 - Что нам необходимо будет сделать, чтобы достичь нашей цели? Пункты плана действий перепутаны на слайде, надо восстановить их порядок. | Составляют план действий, определяя правильную последовательность пунктов плана. 1. Закрепить умение проверять написание слов с безударным гласным звуком в корне. 2. Научиться выделять корни слов с чередованием согласных. 3. Применять изученные правила при выполнении заданий. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. - Давайте вспомним, что такое однокоренные слова? - Почему именно корень называют главной значимой частью слова? - Что помогает в образовании однокоренных слов? - Что происходит с окончанием, если изменить форму слова? - Давайте выполним 5 упр. на 94 стр. Прочитайте задание упражнения вверху и под точками. - Перечислите по шагам, что необходимо сделать, чтобы выполнить упражнение. -Давайте посмотрим на слова в первом столбике. Что можно о них сказать? -Как определили? -Какую букву вставили в слове словарь? Почему? -Посмотрите на слова во втором столбике. Что можете о них сказать? -Посмотрим на третий столбик. Что скажете об этих словах? -А в четвёртом столбике? -Теперь, с красной строки, запишем формы одного и того же слова, выделим корни и в них гласные. Кто хочет выйти к доске? -Записываем однокоренные слова, выделяем корень и гласную в корне. Проводит физкультминутку. «Суффикс» -Ребята, если я буду называть слова без суффикса – вы приседаете, если же суффикс есть в слове – вы поднимаете руки вверх. Горка, лес — лесок, полюшко, сом — сомище, внук — внучек, город, мяч — мячик, словечко. -Молодцы, ребята. Приступим к 16 упр. Прочитайте задание упражнения вверху и под точками. - Перечислите по шагам, что необходимо сделать в этом упражнении? -Посмотрите на строку под номером 1. Давайте прочитаем слова. Это однокоренные слова? Какой в них корень? -Давайте прочтём вверху над упражнением о чередовании родственных корней. -Так, какие чередовании согласных в корне возможны? -Давайте запишем слова, выделим корни и подчеркнём чередующиеся согласные. Выполняем упражнение самостоятельно в тетрадях. -Посмотрим на вторую строку. Это однокоренные слова? Какой здесь корень? -Какие согласные чередуются? Отлично. Записываем слова, выделяем корни. -Что можете сказать о словах в третьей строке? -Все верно. Какие гласные в корнях требуют проверки и почему? | Работают по построенному проекту. - Слова с одинаковым корнем. -Потому что он несет в себе лексическое значение слова, то есть указывает на то, какой предмет или явление обозначает слово. - Приставки и суффиксы, они образуют слова с новым лексическим значением. - Окончание при изменении слова образует его форму. Читают задание. - Прочитать и записать сначала формы одного и того же слова, затем однокоренные слова. Выделить корни слов, а в них гласные. -Это однокоренные слова. - К словам добавляются приставки и суффиксы, которые помогают образовать новые слова. - Букву о. Потому что корень -слов-. - Это формы одного и того же слова. У них изменяются только окончания. -Это однокоренные слова. -Формы одного и того же слова. Выполняют упражнение, один у доски. 1) формы одного и того же слова: о слове, (к) слову, слова; словесный, словесная, словесные. 2) однокоренные слова: слово, словарь, пословица; словечко, словесный, словцо. Выполняют физкультминутку. Читают задание. -Записать слова и выделить в них корни, подчеркнуть чередующиеся согласные. -знак-, -знач-. Один читает вслух. -к//ч, к//ш, г//ж//з, х//ш, ст//щ. Выполняют упражнение в тетрадях. -друг-, -друзь-, -друж-. -г//з//ж. - Однокоренные слова, корень -орех-, -ореш-. Чередуются буквы х//ш. -1) значóк, значéние - безударная гласная в корне, проверочное слово - знак. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, суффикс. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. П: находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма. П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. | Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнений) | Организует деятельность по нахождению способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. -Прочитайте 17 упражнение на 95 странице. -Выполним это упражнение устно. Посмотрите, первое слово - ковровый. Какое можно подобрать проверочное слово, чтобы проверить гласную в корне? -Если задаётся вопрос "что?", значит слово какой части речи перед нами? -Давайте подберём такое проверочное слово к слову ковровый, чтобы ударение падало на первый слог. -Да, всë верно. Кто хочет прочитать следующее слово? | Повторяют изученный материал посредством предложенных заданий. Работают с упражнениями из учебника. Один ученик читает задание. -Однокоренное, где в корне на этот слог падает ударение. -Имя существительное. - Кóврик. Выполняют упражнение устно. Кóврик - коврóвый, вёсны - весéнний, дéрево - деревя́нный, óсень - осéнний, лёд - ледóвое, кóсмос - косми́ческое, клён - кленóвый, мёд - медóвый, хóлод - холóдная, мя́со - мяснóй, глаз - глазнóе. | Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень. | К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту. П: делать выводы. | Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу учащихся со взаимопроверкой по эталону. - Ребята, теперь поработайте самостоятельно. Вам необходимо выполнить самостоятельную работу на карточках. В первом номере вам нужно вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, обозначить корни. Во втором номере нужно дописать ряды слов, обозначить корни, подчеркнуть чередования в корнях. В третьем номере нужно проверить орфограмму однокоренным словом, обозначь корни. Слайд 6 - Давайте проверим как вы выполнили задание со слайдом. Если нет ошибок, поставьте плюс, если есть ошибки – минус. | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют свою работу по эталону. | | П: находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Давайте с вами повторим изученный материал. -Из каких значимых частей может состоять слово? - Что такое однокоренные слова? - Почему именно корень называют главной значимой частью слова? - Что помогает в образовании однокоренных слов? - Что происходит с окончанием, если изменить форму слова? - Какие чередовании согласных в корне возможны? - Какое можно подобрать проверочное слово, чтобы проверить гласную в корне? Слайд 7 - Достигли ли мы цель, которую поставили в начале урока? Слайд 8 - Все ли пункты плана мы выполнили? - Где могут пригодиться полученные знания? | Обобщают изученное на уроке. Ответы учащихся. -Приставка, корень, суффикс, окончание. - Слова с одинаковым корнем. -Потому что он несет в себе лексическое значение слова, то есть указывает на то, какой предмет или явление обозначает слово. - Приставки и суффиксы, они образуют слова с новым лексическим значением. - Окончание при изменении слова образует его форму. -к//ч, к//ш, г//ж//з, х//ш, ст//щ. -Однокоренное, где в корне на этот слог падает ударение. - Да. - Да. Ответы детей | | П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. | Познавательный к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |