I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. II. Актуализация знаний | Учитель предлагает детям с помощью метода «Кластер» систематизировать полученные знания об имени существительном Приводят все факты, всплывающие в памяти об имени существительном. Анализируют и формулируют общее правило | Анализируют, обобщают, делают выводы, строят рассуждения. |
III. Постановка учебной задачи | Педагог предлагает детям материал для наблюдения. - Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему? «Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа. Сравните! «Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа. - А сейчас вы можете определить, о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? - Определите род существительных умница, непоседа, соня. А так можно сказать? «Молодец, доченька!» – сказала мама. «Что же ты за егоза, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сынок, ну ты и соня!» - не выдержал папа. - Определите род существительных молодец, егоза, соня. СДЕЛАЕМ ВЫВОД: - Какое противоречие вы заметили? (Oдно и то же слово может обозначать лиц как мужского пола, так и женского пола). - Что вам помогло определить род существительных? (Контекст). - Как вы считаете можно ли их род назвать общим? (Можно). - Как будут называться такие существительные? (Существительные общего рода). Сформулируем тему урока: «Имена существительные общего рода». Высказывают предположения на основе наблюдений. Определяют род. | Анализируют при сравнении. Высказывают предположения на основе наблюдений Обобщают и делают выводы Формулируют тему урока. Извлекают необходимую информацию. на конкретном материале находят и ставят учебную проблему слушают, формулируют собственные мысли |
IV. Открытие новых знаний. V. Закрепление VI .Рефлексия VII. Домашнее задание. Составить таблицу «Род имен существительных». Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода. Записывают домашнее задание. | Учитель приглашает к расследованию при помощи учебника Изучить материал параграфа . Читают материал учебника . Соотносят правило со своим ответом. Называют грамматические признаки существительных общего рода Учитель предлагает задание – Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его: а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.) б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.) в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.) г) Неаккуратный человек. (Неряха.) - Составьте предложение с любым из этих слов, так, чтобы оно было употреблено и в ж.р. и в м.р. – Что объединяет все записанные вами слова? (Это существительные, которые отрицательно характеризуют человека) 2. Распределительный диктант. Распределить имена существительные на два столбика: 1) с отрицательной оценкой 2) без отрицательной оценки Мазила, зазнайка, разиня, тёзка, левша, умница, соня, неряха, растяпа. работяга, симпатяга, малютка Выборочный диктат Выпишите только существительные общего рода. Определите автора этих строк. (И.А. Крылов) 1) «Ах, ты, обжора! Ах, злодей!» — тут Ваську повар укоряет. 2) Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку. 3) «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» — про дождик говорил на ниве камень лёжа. 4) Невежды судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. Учитель предлагает детям прием облако "тегов", которые необходимо дополнить, на интерактивной доске слайд, где указаны варианты: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. | научатся самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые учебные задачи. Научатся проводить анализ языкового материала, соотносить свои мысли с научными знаниями Излагают свои мысли в устной и письменной форме. Слушают других, корректируют свою точку зрения. Анализируют собственную деятельность |