Технологическая карта урока русского языка в 1 классе А.
Тема: “Буквы Й иИ” | Тип урока: открытие нового знания |
Цель:изучение различий букв и, й; правильного написания слов с гласным звуком [И] и согласным звуком [Й’]; способов переноса слов с буквой Й. |
Планируемые результаты |
Предметные Знать:гласные и согласные буквы; характеристику звука [Й’];правила переноса слов с Й; различия между буквами и, й, понятие антонимы, многозначные слова, знак переноса. Понимать:отличие звука от буквы, правила проверки парных согласных. Уметь:делить для переноса слова с буквой й; знак переноса на письме; распознавать согласный звук [Й’] и гласный звук [И];уметь самостоятельно давать характеристику звукам [Й’], [И]; подчеркивать орфограмму, расставлять ударение. Анализировать:делить слова на слоги, отличать звук от буквы. Синтезировать:составление слов с согласным звуком [Й’]. Оценивать:свою работу на уроке и работу своего соседа. | Метапредметные: Регулятивные: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; — исправлять ошибки в учебном тексте; - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - различать буквы и от й, обосновывать своё мнение; - отличать новое от уже известного; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - переносить слова с буквой Й; Коммуникативные: — формулировать высказывание и обосновывать своё мнение; - работать в парах, - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других. | Личностные: проверять задание и вносить корректировку, оценивать свою работу и работу своего соседа. |
Методы, технологии:беседа, объяснение,упражнения, работа с учебником, устный опрос, индивидуальная работа, работа у доски, работа с раздаточным материалом. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учеников |
1. Организационный момент– 1 мин |
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, чтобы у вас на парте лежал учебник“русского языка”, тетрадь, дневник и письменные принадлежности. - Покажите мне, что вы готовы к работе на уроке. Сядьте ровно, проверьте, чтобы между партой и животом помещался кулачок. Перед уроком пожелаем друг другу удачи и улыбнемся. | Ребята приветствуют учителя, готовят рабочее место. |
2. Актуализация знаний |
- вспомним прошлую тему урока? (согласные звуки) - как можно объяснить согласный звук? (во рту встречает преграду, образует слог только вместе с согласным) - На доске ряд букв, произнесем только согласные звуки: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б - сколько согласных букв? (21) - сколько согласных звуков (36) - назовем парные согласные звуки - назовем только твердые согласные звуки ([ц], [ш], [ж]) - откроем тетрадь, запишем число, классная работа и посмотрим на слайд. - запишите слова с удвоенными согласными через запятую в строчку: Анна, Инна, грибы, Аня, касса, класс, утка, группа. - проверим, какие слова записали? (Анна, Инна, касса, класс, грипп)- если верно, то на полях ставим плюс, если не верно, то – - как нужно переносить слова с удвоенными согласным с одной строки на другую? Покажи на доске (шоссе, аллея). - слова, которые вы записали, разделите вертикальной чертой для переноса карандашом. - какие слова нельзя разделить для переноса? (класс – 1 слог) - один ученик выходит к доске и делит вертикальной чертой место переноса слов. | |
3. Объявление темы и цели урока | |
- Что общего между данными словами? (чайка, лайка, лейка, трамвай) - во всей словах есть согласная буква Й. - Что знаете о согласном звуке [Й’], дайте характеристику ему на доске, а вы в тетради на следующей строке записывайте букву в транскрипции и давайте характеристику звуку. [Й’] - согласный, звонкий, мягкий, непарный. - давайте немного узнаем о скромной букве Й, прочитаю вам сказку: Сказка “Скромная Й” У буквы И есть тоже сестра-близняшка. И ей как-то тоже захотелось отличаться. Очень ее это беспокоило и хотелось поскорее решить вопрос. Поэтому она придумала носить над собой точку. Вот откуда и появилось такое известное выражение: «расставить все точки над «и». Значит окончательно что-то решить. Й – удивительная буква. Чаще всего она находится либо в середине слова: чайник, район, тайга, либо вовсе в конце –край, попугай, герой. Но слов, где она стоит вначале, очень-преочень мало. Но они все же есть. Это йог, который может сидеть на гвоздях, и лекарственный йод, который не понадобится йогу, и вкусный и полезный йогурт, питающий его организм. А еще есть название греческой буквы – йота. Вот какая скромная, но необходимая буква Й. - Какая тема урока, как вы думаете? (поговорим о словах с буквой Й) | |
4. Организация познавательной деятельности | |
- А что вы знаете о звуке [И] – гласный. - откроем страницу учебника 78, упражнение № 2, прочитайте про себя, вслух.. - Что может звук [И], чего не может звук [Й’] ([и] может составить слог, [й’] – не может? Потому что согл.) Нарисуйте букву эту, Как идет она по свету. Где она – там вечный бой, Всюду крики :ой !ой! ой ! Но зато с ней дружат чайки, Без нее не сделать гайки, Без нее не сваришь чай… Что за буква? Отвечай! (хором) - запишем в тетради пары выделенных слов: Рой – рои Попугай – попугаи - выделим ударение во всех словах и разделим карандашом слова на слоги. - одинаковое ли количество слогов в словах каждой пары? - Почему в словах с буквой И слогов больше? (сколько гласных, столько и слогов) - подчеркните слог с буквой Й - Прочитаем хором на стр. 78 “Обрати внимание” | Ребята выделяют звуки ,дают характеристику звуков. |
5. физкультминутка | |
Летит по небу шар, По небу шар летит И знаю я, что этот шар До нас не долетит. | Дети выполняют движения руками. |
6. работа с учебником |
Откроем страницу 79 и прочитаем упражнение № 3 - читаем слово по кругу (часовой стрелки), это как? (обведите пальчиком по учебнику).- - начнем со слога –зай- и по цепочке. - вторая колонка читает слово и объясняет его значение. - третья колонка отвечает на вопрос какое из данных слов является многозначным? - многозначные слова – это? (имеют много значений, а пишутся по - разному) - тройка (лошадей, отметка) | |
7. работа в словаре |
- откроем словарь и запишем новое слово, которое спряталось в этих буквах, кто догадался, что за слово – поднимаем руку: НЫЙ ЖУР ДЕ (дежурный) - кто запишет на доске это слово? Объяснит его написание, выделит, сколько слогов, поставит ударение и подчеркнем орфограмму? - что нужно сделать с этим словом? (запомнить) | |
8. Работа с учебником | |
- Упражнение № 4 прочитает … - Что нужно сделать, читаем первый пункт. - Какие буквы пропущены? (гласные, удвоенные согласные) - что общего между этими словами? (словарные слова) - прочитаем по цепочке словосочетания с объяснением, какую букву вставляем. - запишите 2 словосочетания, на ваш выбор, только с выделенными жирным шрифтом словами. Подчерните в словах с пропущенными буквами – орфограмму, а к выделенным словам подберите слова противоположные по значению, это какие слова? (антонимы) Трусливый – храбрый Новый – старый Черный – белый Маленький – большой -Кто выбрал … запишет на доске пару антонимов. | Учащиеся работают по учебнику. |
9. Дополнительное задание | |
Упражнение № 6 прочитает… - прочитаем слова в рамочке. - слово пушистыйподойдет к какой иллюстрации? Почему? - слово колючийк какой иллюстрации? Почему? - составь предложение с любым словом и запиши в тетрадь. - повторим правила написания предложения. (с заглавной буквы, в конце точка, между словами пробелы) | Ребята выполняют упражнение. |
10. Подведение итогов | |
Игра“Верите ли вы, что?” Если высказывание истинное – встаем, ложное – садимся на место. - согласных звуков (36) меньше, чем букв (21) их обозначающих?(нет) - Й – это согласный звук? (да) - Й – всегда твердая (нет) - без согласного Й слога несоставляет (да) - согласные бывают ударными (нет)ударные только гласные -в слове рой 2 гласных(нет)–гласный [О] - омоним слову высокий - низкий(да) - в слове теннис удвоенный согласный звук – [н](да) - делю на слоги так – сколько гласных в слове – столько и слогов (да) - Ребята, что за тема урока была? - Что узнали? Что родителям вечером расскажите? | Дети играют в игру. |