СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку»

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Тип урока: Открытия нового знания

Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.

- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.

- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

Планируемые результаты:

Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Метапредметные:

- Познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

- Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.

- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.

Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.

План урока:

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цель – мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя.

- Сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуем их.

- Я рада видеть своих коллег, и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам, ребята, помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться.

-Итак, наш девиз: «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!»

- Откройте тетради и запишите дату. Настраиваются на работу.

Личностные: выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности

II этап Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений.

Цель - актуализировать знания

- Начнем урок со словарной работы.

Словарная работа (по лексическому значению угадывают и записывают слово)

Салют (Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, а также стрельба и

фейерверк в ознаменование торжественной даты, события)

Интерес (Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять)

Ноябрь (Одиннадцатый месяц календарного года)

Телефон (Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических

сигналов по проводам или по радио)

Аллея (Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам)

Костер (Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу)

Сейчас (В настоящее время, теперь)
Инженер (Специалист с высшим техническим образованием)

Столица (Главный город государства)

- Самопроверка. Оцените себя

- Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)

- Что такое синтаксис? (раздел языка, который изучает словосочетания и предложения)

- Понятно, когда изучают глубины океанов, космическое пространство, недра нашей Земли, а что значит изучать предложение? (Это значит: дать характеристику предложению, рассказать о нем всю информацию)

- Напомните, что же такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства.) Ноябрь. Чувствуется приближение зимы.

- По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные, невосклицательные; по наличию второстепенных членов предложения бывают: распространенные и нераспространенные; в предложении могут быть однородные члены предложения:

(Над душистыми цветами порхают бабочки и пчелы.)

Учитель вывешивает на доску два больших гриба.

- Эти грибы были маленькими, а теперь вон как выросли и олицетворяют они ваши знания о предложении, как единицы речи (грамматически оформленной по законам русского языка)

III этап. Работа над новым материалом. Подведение детей к самостоятельному выводу

- Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами? Или возможны еще есть неоткрытые странички в Книге знаний? (ответы детей) Ну что ж, в споре рождается истина!

- Давайте поиграем!

Игра «Договори предложение»

Глаза боятся, а руки (делают). пословица

Белые бараны ( били в барабаны). скороговорка

Унылая пора (очей очарованье). стихотворение

Мартышка к старости (слаба глазами стала) басня

- Назовите жанры литературы.

- Запишите пословицу. Как понимаете смысл пословицы?

- Выполним разбор предложения по членам.

- Чем интересна эта пословица, (две грамматические основы)

- Как можно назвать предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (частей)? (многосоставное, сложное) А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)

- Кто догадался, какова тема нашего урока? Мы будем говорить о простых и сложных предложениях.

(Тема: Простые и сложные предложения)

- В чём будем упражняться (узнавать простое и сложное предложения)

- Зачем? (Чтобы грамотно оформлять их на письме)

- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)

- Слово профессору Ивану Ивановичу Самоварову

Работа по учебнику с 75 упр. 118 - коллективно

! Значит: сложное предложение состоит из простых предложений, связанных по смыслу.

Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ.

Задание: каждой паре вспомнить пословицу, в которой несколько грамматических основ, (время на обсуждение полминуты). Затем обсудим.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя птичка глаза продирает.

Что говорят взрослые, то дети повторяют.

Карандаш пишет, а молот - кует.

Дети плачут, а у матери сердце болит.

Добрая слава лежит, а худая слава вперед бежит.

Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сойдется

Физкультминутка

Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)

• Поют птицы.

• Ярко светит солнце, поют птицы.

• Краб крабу сделал грабли.

• В долине пар белеет тонкий.

• Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака.

• Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.

Применение новых знаний:

Наступил ноябрь. [ ___ ‗ ]

Дуют ветра. [ __ ‗ ]

Птицы попрятались. [ __ ‗ ]

.– Дайте характеристику предложениям.

- Работают с предложением: Наступил ноябрь, дуют ветра, птицы попрятались.

(сложное, состоит из трех простых, между частями ставим запятые)

[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ].

- Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?

- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.

- Выстраивают алгоритм работы с предложениями.

1. Прочитать предложение.

2. Найти грамматическую основу.

3. Определить сложное или простое.

4. Если сложное, то поставить знаки препинания.

Работа в группах:

- Проведите исследование (работа с дидактическими карточками)

« Как определить: сложное или простое предложение»

Выделите основы предложений.

Расставьте знаки препинания.

Составь схемы предложений

Итог:

- Как на письме показана граница этих предложений? (запятой)

- Из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу)

- Обобщая наши рассуждения: простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и отделяются запятой (первая цель достигнута)

Рефлексия учебной деятельности

Цель - научить осознавать свои достижения

- Подошёл к концу наш урок. Посмотри на наши грибочки. Кажется, они выросли.!!!

- Почему? ( Узнали новое о предложениях: предложения бывают не только простыми, но сложными.)

- Цели урока достигнуты.

- Благодаря чему мы их достигли? (наблюдению, исследованию, рассуждению и т.д.)

- Оцените свою работу на уроке.

Прокомментируйте свой результат:

- я старался, но не всё получилось;

- со всеми заданиями я справился;

Оценивание работу учащихся учителем

Домашнее задание

Стр. 76 упр. 121