Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах.
Этапы урока (занятия, мероприятия) | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Результаты* |
1.Организационный момент. Мотивационный настрой. | Настрой на работу - Добрый день, дорогие ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение и настройтесь на урок. | Дети улыбаются друг другу, настраиваются на работу. | Личностные УУД: самоопределение; Коммуникатив-ные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний | Минутка чистописания. Словарная работа. На доске записаны слова: Молоковоз, древне-русский, однокомнатная,, чемоданчик. -Какое слово лишнее? - Назовите сложные слова. - Какие у них корни? - Выберите из этих слов два сложных слова на свой выбор, подберите к каждому однокоренные слова с каждым из корней. Фронтальная проверка результатов. -Оцените ответы с помощью цветных карандашей. Сначала давайте вспомним, каким цветом будем оценивать и, что обозначает каждый цвет. | Дети работают в тетрадях. -Чемоданчик – лишнее слово.-Остальные слова сложные: молоковоз, древнерусский однокомнатная, языковед -молоко-, -воз-, -древн-, -рус-, -одн-, -комнат-. Дети записывают и подбирают к двум сложным словам однокоренные слова с каждым из корней. (К одному сложному слову – два однокоренных слова) -Зелёный цвет: «Правильно», «Молодец»; -Жёлтый цвет: «Хорошо, но есть замечания»; -Красный цвет: «Неправильно, старайся». Работа в парах. Обмениваются тетрадями, проверят друг друга, оценивают в помощью цветных карандашей. | Познавательные УУД: развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи Личностные УУД: вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Регулятивные УУД: формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности; |
III.Постановка учебной проблемы как темы урока. Цель: постановка проблемы, сообщение темы урока, определение средств (алгоритмы и опоры) | Беседа. - Что такое сложные слова? - Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово? - Я возьму корень –лед- и корень –руб-. Получилось ли у меня новое слово? - Что нам надо решить? | - Сложные слова – это слова, у которых два корня. Варианты детей. - Нет. - Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: развивать интеллектуальные умения: анализировать. |
IV. «Открытие» детьми нового знания | -Объединитесь в группы. -Слова, записанные на карточках, замените одним словом. Объясните значение каждого полученного слова. Полученное слово разберите по составу. Объясните, как соединяются 2 корня в сложных словах?
Карточка 1 для группы ЛЁД | | КОЛЕТ | ЗЕМЛЯ | | КОПАТЬ | ВОДА | | ПАДАЕТ | Карточка 2 для группы ЛЕС | | ВОЗИТ | ПЕШИЙ | | ХОДИТЬ | МОРЕ | | ХОДИТ | Карточка 3 для группы МЯСО | | РУБИТЬ | ПТИЦА | | ЛОВИТЬ | КАМЕНЬ | | ПАДАЕТ | | | | | | | | | | | | | | Работа в группах. Учащиеся составляют слова Результаты работы вывешивают на доску, объясняя значение каждого слова. 1 группа: ледокол, землекоп, водопад. 2 группа: лесовоз, пешеход, мореход. 3 группа: мясоруб, птицелов, камнепад | Познавательные УУД: формировать познавательную мотивацию на основе создания проблемной ситуации с помощью частично-поискового метода. Регулятивные УУД воспитывать навыки сотрудничества; формировать навыки самостоятельной и групповой работы |
| -Распределите слова на две группы. Охарактеризуйте каждую группу - Какие гласные соединяют два корня в сложных словах. Подчеркните в каждом слове букву, которая соединяет два корня. - После каких согласных написано о, а после каких е? - Какой вывод можно сделать? -Оцените ответы с помощью цветных карандашей. | - Два корня соединяют буквы о и е. Подчеркивают букву, которая соединяет два корня. - Вывод: у слов 1-го столбика общая гласная о, которая соединяет два корня; у слов 2-го столбика корни соединяет гласная е. После твердых согласных пишется о, после мягких согласных – е. Дети оценивают ответы. | Регулятивные УУД: учиться планировать, прогнозировать; выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать. Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: формировать умение находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу |
V. Работа с определением, алгоритмом | Алгоритм на с. 107, чтение определения на с.106. -Ответьте на вопрос после определения: -Как вы думаете, почему соединительные гласные получили такое название? -Что нового узнали из определения? Вы, молодцы! Предлагаю немного потанцевать. | -Соединяют 2 корня -После ж и ш пишется Е Дети встают на выполнение физкультминутки | Познавательные УУД: развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, анализировать, учиться работать с алгоритмом. |
VI.. Физкультминутка Флешмоб «Улыбайся» |
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Работа по разноуровневым карточкам. - Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим. - Прочитайте задания, выберите то задание, которое сможете выполнить без ошибок. I уровень: Списать, вставив соединительную гласную. Выделить корни. Скал . лаз, камн . пад, вод . лаз, сонц . пек, мор . ход. II уровень: Составьте и запишите сложные слова с корнем: хлеб, снег, ход, воз. III уровень: Подбери антонимы: Враждебное отношение - … (дружелюбное) Ленивый ученик - … (трудолюбивый) Серьезный юноша - …(легкомысленный) Самопроверка по образцу. - Оцените свою работу. Фронтальная проверка. | Учащиеся сами оценивают свои возможности и выполняют в тетрадях то задание, которое им посильно. Оценивание ответов. | Познавательные УУД: развитие аналитических способностей; Регулятивные УУД: учить целеустремленно и настойчиво достигать цели, готовности к преодолению трудностей.
|
VIII.Творческая самостоятельная работа по применению новых знаний на практике. Включение в систему знаний. Цель: организация повторения учебного действия. | -Преобразуйте высказывание в сложное слово. Человек, у которого длинные волосы. Человек, у которого добрая душа. Сказочный персонаж, поедающий людей. Человек, низкого роста. Человек, у которого слабая воля. Человек, который любит узнавать новое. Жук, поедающий кору деревьев. Шуруп, который сам нарезает резьбу. Русская народная игра-пляска. Отгаданные слова вывешиваются на доске. -Составьте с любыми из этих слов предложения.
-Запишите два понравившихся предложения в тетрадь
| Учащиеся преобразовывают высказывание в сложное слово. Дети составляют с полученными словами предложения. Предложения записывают в тетрадь. | Познавательные УУД: уметь осознанно строить речевое высказывание, развивать интеллектуальное умения - анализировать |
IХ. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организация рефлексии -Какое правило мы с вами вывели? -Домашнее задание: с.108, упр.128. Оцените сами себя. Какую оценку за урок вы себе поставили бы? Зелёный: работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу. Жёлтый - работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. Красный - работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи. |
-Сложные слова соединяются при помощи гласных О и Е. Самооценка при помощи цветных карандашей. | Коммуникатив-ные УУД: уменеть с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные УУД: формировать навыки самоконтроля и оценки. |
Бунеев Р.Н., Методические рекомендации для учителя, Москва, Баласс, 2013 г.
Бунеев Р.Н., Русский язык, 3 кл, Москва, Баласс, 2013г.