СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Класс - 3

УМК образовательной системы «Школа 21века»

Тема урока: « Соединительные гласные О и Е в сложных словах»

Тип урока: урок  открытия новых знаний.

Цель:  создать условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс»

Технологическая карта урока

Класс - 3

УМК образовательной системы «Школа 21века»

Тема урока: « Соединительные гласные О и Е в сложных словах»

Тип урока: урок  открытия новых знаний.

Цель: создать условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах. 


Задачи:

  • Образовательные:

    • систематизировать знания о правописании сложных слов;

    • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

  • Развивающие:

    • развивать интеллектуальные умения: анализировать. Обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;

    • развивать память, внимание, речь учащихся;

    • развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.

  • Воспитательные:

    • воспитывать навыки сотрудничества;

    • формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

    • воспитывать интерес к предмету.

Этапы урока (занятия, мероприятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Результаты*

1.Организационный момент. Мотивационный настрой.

Настрой на работу

- Добрый день, дорогие ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение и настройтесь на урок.








Дети улыбаются друг другу, настраиваются на работу.

Личностные УУД: самоопределение;

Коммуникатив-ные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний

Минутка чистописания.

Словарная работа.

  1. На доске записаны слова:

Молоковоз, древне-русский, однокомнатная,, чемоданчик.

-Какое слово лишнее?


- Назовите сложные слова.







- Какие у них корни?





- Выберите из этих слов два сложных слова на свой выбор, подберите к каждому однокоренные слова с каждым из корней.






Фронтальная проверка результатов.

-Оцените ответы с помощью цветных карандашей. Сначала давайте вспомним, каким цветом будем оценивать и, что обозначает

каждый цвет.


Дети работают в тетрадях.









-Чемоданчик – лишнее слово.-Остальные слова сложные: молоковоз,

древнерусский однокомнатная, языковед



-молоко-, -воз-,

-древн-, -рус-,

-одн-,

-комнат-.


Дети

записывают и подбирают к двум сложным словам однокоренные слова с каждым из корней. (К одному сложному слову – два однокоренных слова)




-Зелёный цвет: «Правильно», «Молодец»;

-Жёлтый цвет:

«Хорошо, но есть замечания»;

-Красный цвет: «Неправильно, старайся».


Работа в парах.

Обмениваются тетрадями, проверят друг друга, оценивают в помощью цветных карандашей.

Познавательные УУД:

развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи

Личностные

УУД:

вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


Регулятивные УУД:

формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

III.Постановка учебной проблемы как темы урока.


Цель: постановка проблемы, сообщение темы урока, определение средств (алгоритмы и опоры)



Беседа.

- Что такое сложные слова?



- Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово?


- Я возьму корень –лед- и корень –руб-. Получилось ли у меня новое слово?


- Что нам надо решить?




- Сложные слова – это слова, у которых два корня.


Варианты детей.






- Нет.




- Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

развивать интеллектуальные умения: анализировать.

IV. «Открытие» детьми нового знания


-Объединитесь в группы.

-Слова, записанные на карточках, замените одним словом. Объясните значение каждого полученного слова.
Полученное слово разберите по составу.

Объясните, как соединяются 2 корня в сложных словах?



Карточка 1 для группы

ЛЁД

 

КОЛЕТ

ЗЕМЛЯ

 

КОПАТЬ

ВОДА

 

ПАДАЕТ

Карточка 2 для группы

ЛЕС

 

ВОЗИТ

ПЕШИЙ

 

ХОДИТЬ

МОРЕ

 

ХОДИТ

Карточка 3 для группы

МЯСО

 

РУБИТЬ

ПТИЦА

 

ЛОВИТЬ

КАМЕНЬ

 

ПАДАЕТ






























Работа в группах.



Учащиеся составляют слова

Результаты работы вывешивают на доску, объясняя значение каждого слова.

1 группа: ледокол, землекоп, водопад.

2 группа: лесовоз,

пешеход, мореход.

3 группа: мясоруб, птицелов, камнепад

Познавательные УУД:

формировать познавательную мотивацию на основе создания проблемной ситуации с помощью частично-поискового метода.


Регулятивные УУД

воспитывать навыки сотрудничества;

формировать навыки самостоятельной и групповой работы


-Распределите слова на две группы. Охарактеризуйте каждую группу

- Какие гласные соединяют два корня в сложных словах.


Подчеркните в каждом слове букву, которая соединяет два корня.




- После каких согласных написано о, а после каких е?

- Какой вывод можно сделать?









-Оцените ответы с помощью цветных карандашей.







- Два корня соединяют буквы о и е.


Подчеркивают букву, которая соединяет два корня.



- Вывод: у слов 1-го столбика общая гласная о, которая соединяет два корня; у слов 2-го столбика корни соединяет гласная е. После твердых согласных пишется о, после мягких согласных – е.


Дети оценивают ответы.

Регулятивные

УУД: учиться планировать, прогнозировать;

выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

формировать умение находить общее решение;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу


V. Работа с определением, алгоритмом


Алгоритм на с. 107, чтение определения на с.106.

-Ответьте на вопрос после определения:



-Как вы думаете, почему соединительные гласные получили такое название?


-Что нового узнали из определения?


Вы, молодцы! Предлагаю немного потанцевать.










-Соединяют 2 корня







-После ж и ш пишется Е


Дети встают на выполнение физкультминутки


Познавательные УУД:

развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи,

анализировать,

учиться работать с алгоритмом.



VI.. Физкультминутка Флешмоб «Улыбайся»


VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Работа по разноуровневым карточкам.

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Прочитайте задания, выберите то задание, которое сможете выполнить без ошибок.

I уровень:

Списать, вставив соединительную гласную. Выделить корни.

Скал . лаз, камн . пад, вод . лаз, сонц . пек, мор . ход.

II уровень:

Составьте и запишите сложные слова с корнем: хлеб, снег, ход, воз.

III уровень:

Подбери антонимы:

Враждебное отношение - … (дружелюбное)

Ленивый ученик - … (трудолюбивый)

Серьезный юноша - …(легкомысленный)

Самопроверка по образцу.

- Оцените свою работу.

Фронтальная проверка.




Учащиеся сами оценивают свои возможности и выполняют в тетрадях то задание, которое им посильно.




























Оценивание ответов.

Познавательные УУД:

развитие аналитических способностей;

Регулятивные

УУД:

учить целеустремленно и настойчиво достигать цели,

готовности к преодолению трудностей.

VIII.Творческая самостоятельная работа по применению новых знаний на практике. Включение в систему знаний.


Цель: организация повторения учебного действия.

-Преобразуйте высказывание в сложное слово.

Человек, у которого длинные волосы.

Человек, у которого добрая душа.

Сказочный персонаж, поедающий людей.

Человек, низкого роста.

Человек, у которого слабая воля.

Человек, который любит узнавать новое.

Жук, поедающий кору деревьев.

Шуруп, который сам нарезает резьбу.

Русская народная игра-пляска.

Отгаданные слова вывешиваются на доске.

-Составьте с любыми из этих слов предложения.



-Запишите два понравившихся предложения в тетрадь








Учащиеся преобразовывают высказывание в сложное слово.




























Дети составляют с полученными словами предложения.



Предложения записывают в тетрадь.

Познавательные УУД: уметь осознанно строить речевое высказывание,

развивать интеллектуальное умения - анализировать



IХ. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

-Какое правило мы с вами вывели?

-Домашнее задание: с.108, упр.128.


Оцените сами себя. Какую оценку за урок вы себе поставили бы?

Зелёный: работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Жёлтый - работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.

Красный - работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.



-Сложные слова соединяются при помощи гласных О и Е.


Самооценка при помощи цветных карандашей.

Коммуникатив-ные УУД: уменеть с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные УУД: формировать навыки самоконтроля и оценки.


Используемая литература:

Бунеев Р.Н., Методические рекомендации для учителя, Москва, Баласс, 2013 г.

Бунеев Р.Н., Русский язык, 3 кл, Москва, Баласс, 2013г.