Урок № 16. А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!».
Тип урока: комбинированный урок |
Педагогические задачи: познакомить уч-ся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность. |
Планируемые результаты |
Предметные: понимание связи литературного произведения с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие литературного произведения | Метапредметные: Регулятивные УДД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений | Личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019*; |
Интернет-ресурсы: : https://youtu.be/Yi0ILT5icgYhttp://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/ 2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. - | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Эпиграф к уроку: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр…» (И.А.Гончаров) | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | Какие общественно-политические события в России второй половины XIX века повлияли на развитие литературы критического реализма? Какие процессы в литературе способствовали появлению новых тем и произведений? Кто из писателей второй половины XIX века возродил деятельность журнала «Современник», и какую роль он сыграл в становлении писателей? Назовите основные жанры в литературе. Как они способствовали формированию новых идеалов революционной демократии? В чем видели свое назначение писатели в эпоху отмены крепостного права? О каких особенностях развития литературы критического реализма можно вести разговор? Приведите примеры. Какие традиции русской литературы продолжили революционеры-демократы? С какими произведениями русской литературы второй половины XIX века вы знакомы? Чем они вас поразили? | Сообщение обучающихся | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Знакомство с биографией А.Н. Островского и составление хронологической таблицы жизни и творчества. Основные этапы жизненных исканий А.Н. Островского № п/п | Вопросы | Ответы на вопросы | 1. | Когда и где родился А.Н. Островский? | А.Н. Островский родился 31 марта 1823 года в Москве в Замоскворечье в семье титулярного советника, а затем штатного секретаря 1-го департамента Московской палаты Гражданского суда. Мать умерла 27 декабря 1831 года. | 2. | Где учился будущий писатель? | Окончил 1-ю Московскую гимназию и в 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета. В 1843 году оставляет учебу, и отец определил его на службу в Московский совестный суд. | 3. | С каким первым произведением пришел А.Н. Островский в литературу? | 14 февраля 1845 года вышла первая пьеса «Картина семейного счастья», литературную известность принесла пьеса «Банкрот» («Свои люди - сочтемся!»), в основу которой положен конфликт отцов и детей на почве «просвещения», «образованности». | 4. | Какие произведения вышли в свет в 50-е годы XIX века? | 1856 г. – «В чужом миру похмелье» 1857 г. – «Доходное место», «Праздничный сон до обеда» 1858 г. – «Не сошлись характерами» 1859 г. – «Бесприданница», «Гроза» 1860 г. - «Старый друг лучше новых двух». | 5. | Какую оценку получили пьесы А.Н. Островского в литературной критике? | Статья Н.А. Добролюбова «Темное царство» посвящена пьесе «Свои люди - сочтемся!», в которой критик отметил гоголевские традиции в драматургии. У Островского в бездушном мире открываются источники живых человеческих чувств. | 6. | Чем явилась пьеса «Гроза» для русской литературы? | Пьеса «Гроза», по словам Н.А. Добролюбова, «самое решительное произведение Островского». | | Групповая раюота над заданием | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | Беседа по вопросам. Как происходило формирование убеждений А. Островского? Кто оказал существенное влияние на его драматургическую судьбу? Почему Н. Добролюбов назвал произведения А. Островского «пьесами жизни»? Как в развитии драматургии А. Островского (в конфликтах, характерах героев) сказалось движение времени? Почему обращение к жизни русского купечества позволило автору заявить о себе как о новом таланта в русской драматургии? Что вы знаете о Малом художественном театре в Москве? Чье имя он носит? В каких характерах более всего отразился национальный характер русского купечества? | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.. | поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи; коммуникативные: умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; личностные: умение выражать своё отношение к событиям; |
6. Первичное закрепление | Тесты для самоконтроля 1. Назовите жанр произведения: а) драма; б) комедия; в) трагедия. 2. В рамках какого литературного направления написана пьеса «Свои люди – сочтемся!»: а) натурализм; б) реализм; в) классицизм. 3. Для чего герой комедии объявил себя банкротом? а) чтобы не попасть в долговую яму;б) чтобы погасить все долги;в) чтобы не платить кредиторам; г) оставить дочь без приданого. 4. Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Свои люди – сочтемся!»: а) Самсону Силычу; б) Лазарю Елизарычу; в) Липочке. 5. С кем ассоциируется Подхалюзин: а) с миллионщиком; б) с обманщиком; в) с подхалимом. 6. О ком из героев идет речь: «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова»: а) о Большове; б) о Подхалюзине; в) о Липочке. 7. С каким условием Олимпиада соглашается выйти замуж за Лазаря? а) с тем, что он не бросит в старости ее родителей; б) с тем, что они будут жить своей жизнью и не зависеть от родителей; в) с тем, что этот брак будет фиктивным, и она сделает это только ради спасения семейного имущества. Ответы: 1)- б; 2)- б; 3) – в; 4)- б); 5)- в); 6)-а; 7)-б. | Обсуждение, анализ и сравнение | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1. Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии. 2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж? 3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику). | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | А.Н.Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах. | Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |