СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «А.Н. Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.Н. Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «А.Н. Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!»»

Урок № 16. А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!».

Тип урока: комбинированный урок

Педагогические задачи: познакомить уч-ся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями  об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность.

Планируемые результаты

Предметные: понимание связи литературного произведения
с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
литературного произведения

Метапредметные:

Регулятивные УДД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений

Личностные: оценивают ситуацию
на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019*;

Интернет-ресурсы: : https://youtu.be/Yi0ILT5icgYhttp://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf

1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. -

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Эпиграф к уроку: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр…» (И.А.Гончаров)

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.


коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

  1. Какие общественно-политические события в России второй половины XIX века повлияли на развитие литературы критического реализма?

  2. Какие процессы в литературе способствовали появлению новых тем и произведений?

  3. Кто из писателей второй половины XIX века возродил деятельность журнала «Современник», и какую роль он сыграл в становлении писателей?

  4. Назовите основные жанры в литературе. Как они способствовали формированию новых идеалов революционной демократии?

  5. В чем видели свое назначение писатели в эпоху отмены крепостного права?

  6. О каких особенностях развития литературы критического реализма можно вести разговор? Приведите примеры.

  7. Какие традиции русской литературы продолжили революционеры-демократы?

  8. С какими произведениями русской литературы второй половины XIX века вы знакомы? Чем они вас поразили?

Сообщение обучающихся


личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

  1. Знакомство с биографией А.Н. Островского и составление хронологической таблицы жизни и творчества.

  1. Основные этапы жизненных исканий А.Н. Островского

п/п

Вопросы

Ответы на вопросы

1.

Когда и где родился А.Н. Островский?

А.Н. Островский родился 31 марта 1823 года в Москве в Замоскворечье в семье титулярного со­ветника, а затем штатного секретаря 1-го департа­мента Московской палаты Гражданского суда.

Мать умерла 27 декабря 1831 года.

2.

Где учился будущий писатель?

Окончил 1-ю Московскую гимназию и в 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета. В 1843 году оставляет учебу, и отец определил его на службу в Московский совестный суд.

3.

С каким первым произведением пришел А.Н. Островский в литературу?

14 февраля 1845 года вышла первая пьеса «Картина семейного счастья», литературную известность принесла пьеса «Банкрот» («Свои люди - сочтемся!»), в основу которой положен конфликт отцов и детей на почве «просвещения», «образованности».

4.

Какие произведения вышли в свет в 50-е годы XIX века?

1856 г. – «В чужом миру похмелье»

1857 г. – «Доходное место», «Праздничный сон до обеда»

1858 г. – «Не сошлись характерами»

1859 г. – «Бесприданница», «Гроза»

1860 г. - «Старый друг лучше новых двух».

5.

Какую оценку получили пьесы А.Н. Островского в литературной критике?

Статья Н.А. Добролюбова «Темное царство» посвящена пьесе «Свои люди - сочтемся!», в которой критик отметил гоголевские традиции в драматургии. У Островского в бездушном мире открываются источники живых человеческих чувств.

6.

Чем явилась пьеса «Гроза» для русской литературы?

Пьеса «Гроза», по словам Н.А. Добролюбова, «самое решительное произведение Островского».


Групповая раюота над заданием

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

  1. Беседа по вопросам.

  1. Как происходило формирование убеждений А. Островского?

  2. Кто оказал существенное влияние на его драматургическую судьбу?

  3. Почему Н. Добролюбов назвал произведения А. Островского «пьесами жизни»?

  4. Как в развитии драматургии А. Островского (в конфликтах, характерах героев) сказалось движение времени?

  5. Почему обращение к жизни русского купечества позволило автору заявить о себе как о новом таланта в русской драматургии?

  6. Что вы знаете о Малом художественном театре в Москве? Чье имя он носит?

  7. В каких характерах более всего отразился национальный характер русского купечества?

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами..

поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

6. Первичное закрепление

Тесты для самоконтроля

1.  Назовите жанр произведения:

а) драма; б) комедия; в) трагедия.

2. В рамках какого литературного направления написана пьеса «Свои люди – сочтемся!»:
а) натурализм;   б) реализм;    в) классицизм.

3.  Для чего герой комедии  объявил себя банкротом?
а) чтобы не попасть в долговую яму;б) чтобы погасить все долги;в) чтобы не платить кредиторам; г) оставить дочь без приданого.

4. Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Свои люди – сочтемся!»:
а) Самсону Силычу; б) Лазарю Елизарычу; в) Липочке.

5. С кем ассоциируется Подхалюзин:
а) с миллионщиком;  б) с обманщиком;  в) с подхалимом.

6. О ком из героев идет речь: «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова»:
а) о Большове; б) о Подхалюзине; в) о Липочке.

7. С каким условием Олимпиада соглашается выйти замуж за Лазаря?

а) с тем, что он не бросит в старости ее родителей; б) с тем, что они будут жить своей жизнью и не зависеть  от родителей; в) с тем, что этот брак будет фиктивным, и она сделает это только ради спасения семейного имущества.

 Ответы: 1)- б;   2)- б;   3) – в;   4)- б);  5)- в); 6)-а; 7)-б. 

Обсуждение, анализ и сравнение

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику).


Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

А.Н.Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.