СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится.."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта хода урока литературного чтения во 2 классе по теме Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." УМК "Перспектива". Урок-исследование, технология развивающего обучения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится.."»

Паспорт урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока:

Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»

Учитель

Малиева Татьяна Николаевна

Образовательная цель

Формирование эстетической и духовной культуры личности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей второклассников на основе осмысления средств выразительности языка в стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злиться».

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: проявляет интерес к чтению лирических произведений о весне;

ЛР-2: активно и заинтересованно выполняет все задания на уроке

ПУД-1: определяет средства выразительности текста: олицетворение, сравнение, эпитеты;

ПУД-2: устанавливает аналогии при сопоставлении произведений авторов разных видов искусств на одну тему;

ПУД-3: сравнивает образы героев лирических произведений на основе предложенного учителем основания и критериев классификации;

ПУД-4: устанавливает с помощью учителя причинно-следственные связи на основе анализа прочитанного произведения;

ПУД:-5: делает попытки строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы;

КУД-1: формулирует высказывания, используя новые термины;

КУД-2: адекватно взаимодействует с партнёром в рамках учебного диалога;

РУД-1: формулирует с помощью учителя цели и задачи урока;

РУД-2: планирует предстоящую деятельность на уроке;

ПР-1: с помощью наводящих вопросов определяет тему и главную мысль поэтического текста и обосновывает своё суждение;

ПР-2: определяет средства выразительности текста;

ПР-3: сравнивает образ героев лирических произведений.

Программные требования к образовательным результатам раздела ««Весна, Весна! И всё ей радо!»

Ученик научится:

-работать с художественным текстом;

-сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

-наблюдать, как с помощью литературных приёмов поэты и писатели передают свои чувства и настроение.

Ученик получит возможность научиться:

-понимать мотивы поступков героев произведений.

Программное содержание

Изучение художественных произведений русских писателей и поэтов о красоте родной природы весной. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение.

Мировоззренческая идея

формирование читательской компетенции — как важного средства самообразования.

Ценностно-смысловые ориентиры

Человек. Культура. Поэзия.

План изучения учебного материала

1.Работа над выразительным чтением стихотворения.

2.Пополнение словарного запаса.

3. Знакомство с приёмами художественной выразительности.

Основные понятия

Поэзия, рифма, олицетворение, сравнение, эпитеты.

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

урок-исследование

Образовательная технология

технология развивающего обучения

Оснащение урока

Репродукции: И. И. Левитан «Ранняя весна»; карточки с учебными заданиями; мультимидийные средства; аудиозапись художественного чтения произведения, музыки П.И. Чайковского «Времена года. Апрель», видеоурок «Ф.И. Тютчев».

Мизансцена урока

класс, традиционная

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится...».


Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запомнить.

Слайд№1

хоровое

проговаривание


II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.)

  1. Вводная беседа

Рассматривают картину И.И. Левитана «Март» под звуки музыки П. И. Чайковского «Весна. Март».

– Расскажите о том, что вы увидели на картине и что подсказали вам звуки музыки. Попробуйте описать свои впечатления словами.

2. Рисование словесных картин.

- Как вы думаете, удалось ли вам также красиво рассказать о полученных впечатлениях, как это удалось сделать композитору и художнику?

-Послушайте, как это сделала поэтесса Галина Новицкая.


Вскрылись чёрные дороги -

Солнце греет горячо,

Но в сугробе, как в берлоге,

Марту дремлется легко.

По нему ещё на лыжах

Пробегают смельчаки.

Спит он сладко и не слышит

Как смеются ручейки.

3.Формулирование темы и постановка целей урока.

-А можно ли научиться также красиво и легко говорить?

-Кто может помочь нам в этом? (поэты и писатели).

-Сегодня на уроке нам поможет это сделать замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.

-Сформулируйте тему урока (учебник стр.51.)

- Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…»

-Чему будем учиться у Ф.И. Тютчева? (учиться красиво и правильно говорить).

-Какой вопрос мы зададим поэту? (главный вопрос урока)

-Какие приемы использует поэт, чтобы сделать речь красивой, богатой и выразительной?

-Как мы это будем делать?

-научимся выразительно читать стихотворение;

- пополним свой словарный запас;

- познакомимся с приёмами художественной выразительности.



Слайд№2

фронтально











Слайд№3

фронтально


ЛР-2: активно включается в выполнение всех заданий





ПУД-2: устанавливает аналогии при сопоставлении произведений авторов разных видов искусств на одну тему








РУД-1: формулирует с помощью учителя цели и задачи урока;


РУД-2: планирует предстоящую деятельность на уроке;

III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

4.Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

-Как вы думаете, почему Ф.И.Тютчева называют «певец природы»? (в своих стихотворениях поэт описал все четыре времени года).

5.Знакомство с текстом стихотворения.

1)Чтение стихотворения (аудиозапись, читает О. Табаков)

2)Самостоятельное чтение

6. Анализ стихотворения.

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Определите тему и главную мысль произведения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится...». О чём оно?

-Определите жанр произведения «Зима недаром злится...».

- Сегодня вы будете работать парами, помогать друг другу и оценивать свою работу. Познакомьтесь со своим оценочным листом и подпишите его.

7. Словарная работа

-Прочтите друг другу стихотворение Ф.И.Тютчева на с. 50—51, отметьте непонятные вам слова.

Задание: Выполните задание №1 в оценочном листе. Установите соответствие между словами из текста и их значением.

Проверка по слайду. Самооценка. (!-было всё понятно и легко, + -сделал с помощью учителя или товарища, ? –ничего не понял).

8. Работа с текстом.

–Назовите главных героев стихотворения.

- Подумайте, почему слова «зима», «весна» в тексте написаны с заглавной буквы? (Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, сделал их живыми, одушевлёнными).

-Как называется этот прием? (олицетворение)

Задание: Найдите в тексте образные выражения, передающие характер героев, раскрывающие отношение автора к герою. Запишите их в таблицу №2 в оценочном листе.

Проверка по слайду. Самооценка.

Вывод. Какие же средства художественной выразительности и образные выражения использует Ф. И. Тютчев в стихотворении «Зима недаром злится...»?

9. Работа над выразительным чтением. (Хоровое чтение по строфам с разной интонацией)

Слайд№4

просмотр видеофрагмента

Слайд№5

«жужжащее» чтение


Слайд№6

фронтально





Слайд№7

работа в паре (приложение №1 1-ое задание)









Слайд№8

работа в паре (приложение №1 2-ое задание)


Слайд№9

фронтально по рядам











ПУД-1: выделяет основную мысль в тексте, формулирует выводы










ПУД-1: определяет средства выразительности текста


КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Задание№3. Подберите и впишите такие слова, чтобы получился текст о Весне-красавице, который бы ей понравился

Проверка по слайду. Самооценка

Вывод: Прочитайте, что у вас получилось.

-Как вы думаете, это описание получилось у нас лучше, чем в начале урока? Понравится оно весне - красавице?

самостоятельно (приложение №1 2-ое задание)


ЛР-2: активно и заинтересованно выполняет все задания на уроке


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

9.Рефлексия деятельности:

-Какой был главный вопрос урока? Почему он возник?

-Что изменилось?

-Что вызвало самую большую трудность, почему?

-Над чем необходимо особенно поработать дома?

- Что дал вам урок? Что в вас изменилось?

- На какие свои вопросы вы получили на уроке ответы?


Слайд№3

фронтально


ЛР-1: проявляет интерес к чтению лирических произведений о весне;


Приложение 1

Раздаточные материалы

Оценочный лист по теме: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»

хлопочет

(от слов три и звон) 

«трезвонить» означает «сообщать всем и каждому какую-либо новость».

взбесилась

вопреки

наперекор

очень сильно разозлилась

трезвон

ещё больше

пуще

занимается чем-то очень усердно

Задание исследовательского типа №1. Установить соответствие между словами из текста и

их значением


Самооценка: _________________


Задание исследовательского типа №2. Найдите в тексте образные выражения (олицетворения, сравнения) которыми автор характеризует и сравнивает героев.

:

План сравнения

Зима

Весна

образ героя

ведьма злая (враг)

прекрасное дитя

образные

выражения

олицетворения:

злится

хлопочет

взбесилась

пустила снегом,

убегая...

олицетворения:

гонит

хохочет

шумит

умылася

румяней стала...

отношение

автора

называет её злой

ведьмой, она

проигрывает в борьбе с Весной

радуется приходу Весны,

называет её ласково,

на стороне Весны, вся

природа радуется её

приходу, помогает

Ваше отношение

обоснование




Самооценка: ________

Задание творческого типа №3. Подберите и впишите такие слова, чтобы получился текст о Весне-красавице, который бы ей понравился

Текст

Слова для справки

Весна — это самое_______________время года.

Тает снег. Земля покрывается _______________ травкой.

На полянках появляются _________ и ____________цветы.

Солнышко ласково ___________ . Журчат ____________ .

На душе легко и ____________.

Весь мир ____________и ____________ Весну-красавицу!


нежное, радостное, удивительное

нежно – зелёной

первые весенние, голубые и белые

светит; ручейки

радостно

просыпается и встречает


Самооценка______________ Оценка учителя___________