СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме: "Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Из книжной сокровищницы Древней Руси"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 4 «А».

Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Тип урока «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности на Руси; представление о летописях как исторических документах;

  2. Формировать умение называть отличительные черты древней письменности.

Предметные:

  1. У учащихся будет сформировано представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности на Руси; представление о летописях как исторических документах.

  2. Формировать умение называть отличительные черты древней письменности.

Развивающие:

  1. Формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самооценку деятельности.





  1. Формировать умение выделять существенную информацию, осуществлять анализ, проводить сравнение и устанавливать причинно-следственные связи.




3.Формировать умение владеть диалогической формой речи, и контролировать действия партнёра.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научаться:

  • осуществлять волевую саморегуляцию;

  • принимать и сохранять учебную задачу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

Учащиеся научаться:

  • осуществлять поиск необходимой информации;

  • осуществлять анализ;

  • проводить сравнение.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

Учащиеся научаться:

  • владеть диалогической речью;

  • слушать и понимать речь других.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • контролировать действия партнёра.

Воспитательная:

1.Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2. Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.







































ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные


Личностные


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный

(беседа).


Приветствие.

-Здравствуйте, меня зовут Мария Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я.

Проверяет готовность к уроку.

Как вы понимаете данное высказывание:

«Без книги — в мире ночь, без книги мрак кругом.»

-Ваше мнение очень важно.

Приветствуют учителя.





Проверяют готовность.






Р: осуществлять волевую саморегуляцию.





2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа).


- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое России.

А для начала мы с вами решим не большой тест. (Приложение 1)

У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 10 вопросов. На каждый вопрос есть только один правильный ответ. На выполнение теста у вас 5 минут. Начинаем работать.

- А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему.

Обменяйтесь тестами с соседом по парте.


Критерии отметки:

8 – «5» 6 - 7 – «4» 4 - 5 – «3»




Решают тест.









Работают индивидуально



Взаимопроверка


П: осуществлять анализ.

К: владеть диалогической формой речи.


3.Выявление места и причины затруднения.

Словесный

(беседа).


Наглядный (демонстрация).


Подведение к теме урока.


- А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку:

«Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.»

- Так о чём мы будем говорить?

- А какой раздел вы сейчас изучаете?

- Так о каких книгах мы с вами будем говорить?

Правильно! А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (на доске)










-Книга.


- О книгах



-Страницы истории России



- О русских книгах



П: осуществлять анализ.


Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный

(беседа).


– На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

– Эти задачи мы и будем решать на нашем уроке.




- На прошлом уроке вы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения:


А) письменность Кто Руси славянскую на создал?

Б) на чем Руси На писали и чём?

Выяснить, как Петр прославил Россию.

Выяснить, кто был первым императором.

Что сделал первый император для своей страны.









А) Кто создал на Руси славянскую письменность?

Б) На чём и чем писали на Руси?


Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа).


Наглядный (демонстрация)


Словесный (рассказ).



(слайд с рисунками)

-Как вы думаете, было ли удобно писать пиктограммами?

-Мне тоже так кажется, ведь каждый мог понять рисунок по своему.

Поэтому вскоре письменность перешла на написание иероглифов, которые стали обозначать по 1-2 слова, но бывало и предложения обозначало.

Интересный факт – есть места где до сих пор иероглифы используют.

-А что еще требуется что бы писать, что пиктограммами, иероглифами?

- Да, но это мы стали использовать отнюдь недавно. Раньше писали палочками по мягкой глине, позже писалами и перьями.

- А на чем же могли изображать и писать?

(введение понятий пергамент, папирус)

1. Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос)

- Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.

Впрочем, давайте начнем по порядку.

Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст, который лежит у вас на столах (Приложение 1)

Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

     «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»


- Чем отличаются буквы и звуки?  



Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла – Кириллицей.


-Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору?



-Кто создал первую славянскую азбуку?




-Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? 



- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица.

- Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
Рассмотрите иллюстрацию.

Первые две буквы этой азбуки назывались…
 -  Аз 

-  Буки 


Давайте попробуем составить слово «баба», используя старославянские буквы. (в парах)

(Проверка по образцу)

-Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

Эта азбука называлась глаголица.

Известно, что слово глагол
переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей.  Она была создана Кириллом в 863 году.

Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.


 В мае 24, в 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности
и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт
памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена
Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.


- Какой цели мы сейчас достигли?




-Нет.
















Ручку









































Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим





















-Прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа


-Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита


-Старший брат Мефодий















Работа в парах








-По названию первых букв
































Узнали, кто создал на Руси славянскую письменность.











К: владеть диалогической формой речи.



П: осуществлять поиск.


П: проводить сравнение.



П: устанавливать причинно-следственную связь..



П: осуществлять анализ.

Р: осуществлять контроль.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Словесный (рассказ).


Наглядный (демонстрация)


Словесный (рассказ).


Наглядный (демонстрация)

Словесный (рассказ).


Словесный (беседа).


Практический (упражнение).


Открывается слово (С книгой)


2. На чём и чем писали в Древней Руси?


- Рассказ:

В Древней Руси создавались летописи.

- Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина».

В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет».

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково      начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как    образовалось Русское государство».


Летопись писали от руки, гусиным пером или писалами (Новое слово на доске)

((показ картинки) их изготавливали из кости, металла или другого твёрдого материала), тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

- Писались летописи и книги на пергаменте. (Новое слово на доске)

Пергамент — телячья кожа, выделанная особым способом.

Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом.

- Так же русичи использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту (Новое слово на доске), наши предки использовали для повседневных нужд.


- Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем. Раскопки показали, что купцы, воины, ремесленники и прочие сословия, часто использовали бересты для личной переписки. Они прекрасно показывают жизнь людей того времени, описывая ее в малейших деталях и проливая свет на, порой неизвестные, страницы в истории. Выводы сделанные учеными были поразительными, ведь благодаря таким текстам удалось восстановить уникальные недостающие моменты быта и культуры жителей Древней Руси.


Открывается слово (Знаться)

Физминутка.










Ответы учеников



П: осуществлять анализ.


К: владеть диалогической формой речи.


П: осуществлять анализ.


К: владеть диалогической формой речи.


П: осуществлять анализ.


Р: осуществлять контроль.

К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение).

Работа с учебником. (стр. 56-57).

(Чтение статьи по цепочке)

Вопросы после текста:

1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?



2.Какие чернила использовали для письма?


3.Что такое киноварь?



Охра?


4. Какими были книги в Древней Руси?


Открывается слово (Ума)






-Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики


-Черные или коричневые


-Краска оранже-красного цвета


Краска желтого цвета


(Описание книги учащимися)





П: осуществлять анализ.

К: контролировать действия партнёра.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Наглядный

(демонстрация)

Словесный (беседа).


Практический (практическая работа).

Работа по листу-историка

  1. Кто создал славянскую письменность?

  2. Как называлась 1 азбука?

  3. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих?

  4. Что такое летопись?


  1. Где и кем велись летописи?


  1. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?

  2. На чем писали в Древней Руси?


  1. Что такое пергамент?


  1. Почему его ценили?






  1. Что такое береста?

  1. Чем писали?


  1. Каким способом написания на бересте пользовались?


  1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?



  1. Какие чернила использовали для письма?

  2. Что такое киноварь?


  1.  Охра?


  1. Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры?


  1. (Описание книги учащимися)



-Кирилл и Мефодий



-Глаголица


-Кириллица


-Летопись - писание событий по годам


-Монахами в монастырях


-Нестор




-На бересте и пергаменте



-Писчий материал из телячьей кожи

-Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте

-Кора березы


-Перьями и писалами


-Выдавливали и
выцарапывали буквы



-Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики


-Черные или коричневые


-Краска оранжево-красного цвета

-Краска желтого цвета


-В 1992 году



К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа).

Урок подходит к концу.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?



Открывается слово (Набраться)


- Какой секрет нам открылся?

- Как вы понимаете эту пословицу?


- Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке.

Славянскую письменность создали X и Y.



На Руси писали на ? и ?, используя для этого ? и  ?




Словесная оценка детей.

-Раскрасьте книжку:

-Зеленый – все было интересно и понятно

-Желтый – было не очень, но немного понятно

-Красный – ничего не было понятно.

Запись домашнего задания

1. Кто создал на Руси славянскую письменность?

2. На чем и чем писали на Руси?







Читают хором







Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий



На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья


Раскрашивают



К: владеть диалогической формой речи.

Способность к самооценке.



Ф.И___________________________

Л и с т и с т о р и к а

1. Выбери правильный ответ

  • Чем отличаются буквы и звуки?  

А) Написание Б) Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим В) Звуки мы пишем и видим, а буквы произносим и слышим.

  • Кто с просьбой обратился к Византийскому императору?

А) Славяне Б) Кирилл и Мефодий В) Греки

  • Кто создал первую славянскую азбуку и кто помогал?

А) Кирилл и Мефодий Б) Иван и Алексей В) Кирилл и Иван


2. Запиши слово «баба» используя старославянские буквы.












3. Выберете правильный ответ.

  • Кто создал славянскую письменность?

А) Иван и Алексей Б) Кирилл и Мефодий В) Кирилл и Иван

  • Как называлась 1 азбука?

А) Глаголица Б) Словесница В) Мефодица

  • Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих?

А) Мефодица Б) Кириллица В) Глаголица

  • Какие чернила использовали для письма?

А) Черные и синие Б) Черные и коричневые В) Коричневые и синие

  • Чем писали?

А) Ручками и карандашами Б) Ручками и перьями В) Перьями и писалами


4. Ответь своими словами:

  • Что такое летопись…___________________________________________________

  • Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

_____________________________________________________________________

  • Каким способом написания на бересте пользовались?

_____________________________________________________________________


Ф.И. _____________________________


Тест «Страна городов»

1.Из какого материала было построено большинство домов и городов Древней Руси?

А) Из дерева

Б) Из камня

В) Из кирпича

2.Как назывался центр древнего русского города?

А) Площадь

Б) Кремль

В) Собор

3. Как называлось собрание всех горожан в Новгороде

А) Дума

Б) Вече

В) Рада

4. На берегах, какой реки возник Великий Новгород?

А) Днепра

Б) Волги

В) Волхов

5. Как называли знатного боярина, управлявшего Великим Новгород?

А) Посадник

Б) Князь

В) Дружинник

6. На чём писали грамотные новгородцы?

А) На бумаге

Б) На глиняных дощечках

В) На бересте

7. Чем писали новгородцы?

А) Ручкой

Б) Гусиным пером

В) Заострённой палочкой

8. В какое время в летописях встречается первое упоминание Москвы?

А) В 12 веке

Б) В 13 веке

В) В 14 веке



Ф.И. _____________________________


Тест «Страна городов»

1.Из какого материала было построено большинство домов и городов Древней Руси?

А) Из дерева

Б) Из камня

В) Из кирпича

2.Как назывался центр древнего русского города?

А) Площадь

Б) Кремль

В) Собор

3. Как называлось собрание всех горожан в Новгороде

А) Дума

Б) Вече

В) Рада

4. На берегах, какой реки возник Великий Новгород?

А) Днепра

Б) Волги

В) Волхов

5. Как называли знатного боярина, управлявшего Великим Новгород?

А) Посадник

Б) Князь

В) Дружинник

6. На чём писали грамотные новгородцы?

А) На бумаге

Б) На глиняных дощечках

В) На бересте

7. Чем писали новгородцы?

А) Ручкой

Б) Гусиным пером

В) Заострённой палочкой

8. В какое время в летописях встречается первое упоминание Москвы?

А) В 12 веке

Б) В 13 веке

В) В 14 веке










Конспект учебного занятия

по окружающему миру

в 4 «А» классе

Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Студентки 403 группы

Ковтун Марии Алексеевны













Школа: школа № 218



Новосибирск, 2021