Конфликтное и бесконфликтное поведение
Эпиграф «Конфликт любой всегда уладит мудрец,
владеющий собой» (Г. Александров).
Цель урока: способствовать усвоению конструктивной линии поведения и формирования установки на поиск эффективных путей разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
1.Научить различать типы конфликтов и извлекать положительный опыт разрешения конфликтных ситуаций.
2. Развивать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
3. Способствовать формированию установки на доброжелательное, толерантное отношение с окружающими, готовность к конструктивным действиям и поступкам.
Учащиеся должны знать и понимать:
- определение понятия «конфликт»;
- линии поведения человека в конфликтной ситуации;
- типы конфликтов.
Учащиеся должны уметь:
- определять собственную конструктивную линию поведения в конфликтных ситуациях;
- проектировать пути разрешения межличностных конфликтов.
Классификация урока: усвоение новых знаний.
Форма организации урока: индивидуальная деятельность и работа в парах.
Используемые технологии: лично-ориентированная и задачно-целевая стратегия организации урока.
Оформление школьной доски: тема, план и эпиграф урока, схема «Структура конфликта».
Методическое обеспечение: Обществоведение: учебное пособие для 9 класса под ред. М. И. Вишневского; презентация, дидактический материал для заданий, рабочие тетради.
Ход урока
План
1. Типы конфликтов.
2. Линия поведения в конфликтной ситуации.
3. Пути разрешения конфликтов.
I.Организационный момент:
- подготовка учащихся к уроку;
- настрой на учебную деятельность.
- Добрый день. Общение – это то, что сопутствует человека на жизненном пути. Но не все могут позитивно его осилить.
Мы миримся, мы ссоримся, по-разному бывает:
Конфликты зарождаются и движутся по кругу.
То что-то непонятно нам, то нас не понимают,
Так важно и полезно – просто выслушать друг друга.
И сегодня на уроке мы с вами поговорим о формах общественного поведения.
II. Мотивация учебной деятельности
Создание проблемной ситуации
- О чем пойдет речь на уроке, вы догадаетесь, просмотрев видеофрагмент из кинофильма «Большая перемена» (просмотр видеоролика). Как называется такая ситуация? (учащиеся: ссора, спор, конфликт…). О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (учащиеся: об отношениях, конфликтах). Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей. И тема нашего урока «Конфликтное и бесконфликтное поведение». Слайд 1.
III. Актуализация знаний
- Так как мы поведем разговор о конфликтном и бесконфликтном поведении, ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы:
1.Кто является участником конфликта?
2. Можно ли разрешить конфликт конструктивным (плодотворным) методом? (ответы учащихся)
Итак, каким бы мирным ни был человек, все равно ему хотя бы раз в жизни приходится вступать в конфликт. А уж если говорить об ученическом коллективе, то здесь разногласия встречаются очень часто. Поэтому информация о природе зарождения конфликтов и методах их разрешения очень актуальна в жизни каждого человека.
IV. Целепологание учебной деятельности
Учащиеся вместе с учителем определяют основные задачи и цель урока, пути их достижения. В рабочих тетрадях они записывают дату, тему и план урока. На доске записана схема:
Я должен:
Знать _______________.
Уметь ______________.
Научиться ___________.
V. Изложение нового материала
5.1. Типы конфликтов:
а) что такое конфликт?
- Отношения между людьми не всегда складываются беспроблемно. Могут ли люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями во всем ладить друг с другом? Невысокая культура общения – это одна из причин возникновения конфликтов.
Актуализация опорных знаний учащихся
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт»? (учащиеся: ссора, спор, драка, неприязнь, слезы, крик…). Да, действительно. Все эти действия связаны с конфликтом. Что же такое конфликт?
Слайд 2. Учащиеся зачитывают определение конфликта (запись в тетрадях).

Структура конфликта
- Что, по вашему мнению, лежит в основе конфликта (учащиеся: противоположные мнения, интересы…). Вы правильно отметили, что в основе конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению.
б) причины конфликтов
Актуализация опорных знаний учащихся
- В вашей жизни бывают конфликты? (учащиеся: да). Почему же в жизни так часто наступают конфликты? Назовите возможные причины возникновения конфликтов? (учащиеся: из-за порванной куртки другом, из-за разных взглядов на одно и то же…).
- Все верно. А сейчас вам предстоит решить проблемное задание: самостоятельно проработать учебное пособие, с.130 и назвать основные причины возникновения конфликтов (самостоятельная работа учащихся, их ответы). Слайд 3, 4.
Причины конфликта (запись в тетрадях):
иллюзия собственного благородства;
поиск « соломинки в глазу другого»;
двойная этика;
позиция «все ясно»;
расходятся цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению;
ненамеренно или преднамеренно искажается информация.
- В структуре конфликта кроме его участников и причины, можно еще выделить инцидент (конкретный повод) и сложившуюся конкретную ситуацию. Слайд 5.
Работа класса:
1.Учащиеся проводят запись в тетрадях следующих понятий:
- инцидент – случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение;
- конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.
2. Учитель вместе с учащимися рассматривает структуру конфликта на примере, приведенном в учебном пособии, с.131. Проводится беседа.
в) типология конфликтов
Актуализация опорных знаний учащихся
- Какие типы и виды конфликтов выделяют ученые? На этот вопрос вы ответите после анализа текста учебного пособия (самостоятельная работа учащихся, учебное пособие, с.139-140).
- Так, какие же виды конфликтов выделят ученые? (ответы учащихся, запись в тетрадях).
Виды конфликтов:
Промежуточное закрепление материала
- Сейчас вы, работая вместе, проанализируете предложенные ситуации и ответите, к какому виду конфликта они относятся. (Приложение 1.Ответы учащихся.)
- Вы правильно ответили. Но различают еще конструктивные и неконструктивные конфликты. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти прееммлемое решение проблемы. Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: во-первых, когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы своей стороны и, во-вторых, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремиться психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.
5.2. Линия поведения в конфликтных ситуациях
Актуализация опорных знаний учащихся
- Как вы ведете себя в конфликтной ситуации? (ответы учащихся). Действительно, после того как конфликт осознан, его участники могут избрать различные стратегии в конфликтной ситуации. Такая линия поведения зависит от индивидуальных особенностей человека, специфики сложившейся ситуации и многого другого. Психологи выделяют несколько наиболее традиционных способов выхода из конфликта и советуют в зависимости от конкретной ситуации выбирать наиболее приемлемый для вас.
Слайд 8. Учитель вместе с учащимися путем рассказа-беседы работает по таблице «Линия поведения в конфликте». Учащиеся делают запись в тетрадях.
Линия поведения в конфликте:
сотрудничество;
компромисс;
уклонение или бегство;
приспособление;
конкуренция
Промежуточный контроль знаний
- Для большего усвоения пройденного материала мы проведем практическое занятие. Опираясь на текст карточки, необходимо определить данный стиль конфликта. (Приложение 2. Ответы учащихся.)
- В итоге можно отметить, что не один из пяти стилей выхода из конфликта не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из конфликта приходиться комбинировать разные стили.
5.3. Пути разрешения конфликтов
Актуализация опорных знаний учащихся
- Предпринимали ли вы попытки самостоятельно конструктивно разрешить конфликт? (учащиеся: открыто выражали свое мнение, обращались за помощью и так далее). Да, действительно, в конфликте очень важна готовность личности к поиску эффективных путей разрешения ситуации. Следует выработать в себе качества, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов.
Слайд 9. Пути разрешения конфликтов учащимися изучаются на основе текста учебного пособия (с.142), с уточнениями и пояснениями учителя, формируются правила поведения в конфликтной ситуации. Учащиеся анализируют эпиграф к уроку.
Слайд 10. Правила поведения в конфликтной ситуации (запись в тетрадях)
открытость;
уважение личности соперника;
конкретность в выражениях;
доброжелательность;
учет мнений всех участников;
умение слушать, не прерывать собеседника.
- Конфликт имеет как негативные, так и позитивные последствия. Слайд 11. Учитель вместе с учащимися обсуждает последствия конфликта по предлагаемой схеме.
VI. Рефлексия
- Искать пути выхода из конфликта нельзя за один урок, поэтому надо учиться постоянно. Что же является определяющим в разрешении конфликта?
ЧЕЛОВЕК
Все споры разрешает не война,
Как пережиток варварской эпохи.
А человек, чья мысль и речь сильна,
Чье сердце откликается на вздохи.
И. Северянин
Вот и подошел к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился, проиграв сценку «Конфликт в автобусе». (Рефлексия на овладение стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Приложение 3.)
VII. Закрепление пройденного материала
Проводится в форме тестовых заданий. Приложение 4.
VIII. Объяснение домашнего задания
§ 18;
- составить перечень слов, фраз, которых следует избегать во время конфликта;
- составить перечень слов, фраз, пригодных для выхода из конфликта.
IX. Выставление оценок.