2. Класс: 4 Предмет: русский язык.
Структура урока Дидактические средства (ДС) | Задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФОУД | ПР |
Оргмомент. | Проверить готовность к уроку (психологический настрой). | - Здравствуйте. Меня зовут Любовь Ивановна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Проверьте, у вас на партах должны лежать учебники, тетради, ручки и цветные карандаши желтого и красного цветов. - Ребята, сейчас возьмите своего соседа по парте за руку, улыбнитесь ему и пожелайте удачи. А я улыбаюсь и желаю удачи вам! | | Ф | |
Актуализация знаний. | Мотивационный этап. ДС: мультимедийный проектор, презентация. | Показать необходимость/значимость изучения материала, спланировать деятельность. | - Ребята, прочитайте пословицу на слайде. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - О чём эта пословица, как вы думаете? - Зачем нам нужно учиться? - Зачем нам изучать русский язык? | - Самое важное - учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями- - Чтобы быть грамотными. | | К2 Л1 |
Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке. ДС: мультимедийный проектор, презентация, карточки. | Повторить материал, необходимый для «ОНЗ». | Планирование деятельности. - Я предлагаю вам спланировать свою деятельность на уроке. На доске находятся этапы урока, восстановите их последовательность. Примерный план: 1. Словарная работа. 2. Открытие темы. 3. Выполнение упражнений. 4. Подведение итогов. Словарная работа. -Сейчас мы проведем словарную работу и проверим, как вы помните написание словарных слов. - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классную работу. - Я буду диктовать слова, а вы - записывать. Слова: сапоги, ботинки, богатство, салют, ракета. - Подчеркните в словах орфограммы. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените работу вашего товарища по эталону на слайде зеленой ручкой, также поставьте отметку на полях. - Обменяйтесь обратно тетрадями. - Какой этап урока мы завершили? Что мы повторили на данном этапе? - Ребята, у нас сегодня на уроке есть флаг, но необычный. Флаг знаний. В нем вы будете оценивать свою работу на уроке. Прочитайте критерии. Оцените себя по данным критериям на этапе «словарная работа». | | Ф | Р1 Р2 |
Открытие новых знаний. | Постановка учебной задачи. ДС: мультимедийный проектор, презентация. | Сформулировать тему урока, поставить цель. | - Мы переходим к следующему этапу урока. Какому? - Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно разгадать ребусы в парах. - Что у вас получилось? Соедините ответы. - Предположите тему урока. - Какую цель поставим на урок? | - Открытие темы. - Личные местоимения. - Узнаем о лицах личных местоимений, научимся их различать. | П | П2 |
Учебное действие. ДС: учебник, мультимедийный проектор, презентация. | Познакомить новым материалом. | - Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с признаками личных местоимений. - Скажите, что такое местоимение? Приведите примеры. - Как их называют? - Почему их так называют? - Назовите еще раз личные местоимения. - Откройте учебник на 52 странице и прочитайте определение личных местоимений. - Расскажите определение, не опираясь на учебник. - Какие грамматические признаки личных местоимений вы знаете? - Откройте 54 страницу и найдите таблицу. - Попробуйте самостоятельно разобраться, какие бывают личные местоимения. Какие? – Как скажете, когда вы будете говорить о себе? - Когда будете рассказывать вместе? - А как вы скажете, когда будете обращаться друг к другу? - Как вы скажете, когда будете рассказывать о мальчике? - А про девочку? - Про дерево? - А как вы скажите про детей из другого класса? - Какие местоимения относятся к 1, 2, 3 лицу? - А к кому мы обращаемся на Вы? - Как мы будем писать данное обращение? - Расскажите соседу, как изменяются личные местоимения, какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам. - Ребята, кто может подвести итог, в каком лице мы говорим о себе, когда обращаемся к собеседнику, когда говорим о тех, кого нет рядом? Вывод на слайде: 1 лицо- о себе; 2 лицо- обращаемся к собеседнику; 3 лицо- о тех, кто не участвует в беседе или собеседникам. - Какой этап завершили? Закрасьте звездочку в соответствии с критериями. | -Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. - Личные. - Личные местоимения указывают на лицо. - Число, лицо, род, падеж. -Местоимение бывает 1, 2, 3-го лица. - Я. - Мы. - Ты. - Он. - Она. - Оно. - Они. 1- я, мы. 2- ты, вы. 3-он, она, они. - Ко взрослым. - С заглавной буквы. - Изменяются по лицам, числам. Местоимения 3 лица ед. числа изменяются по родам. | Ф П | Пр1 К2 К1 |
Применение знаний. | Действия контроля. ДС: карточки. | Выявить уровень первичного усвоения учебного материала. Форма контроля: устная. | - Какой этап у нас следующий? - Для того, чтобы проверить, как вы запомнили лица личных местоимений, предлагаю вам поиграть в игру «Снеговики». Вам нужно распределить личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, они, оно по лицам. Выходим по очереди, берем кружок с местоимением, определяем лицо и прикрепляем в соответствующую колонку. Остальные наблюдают и оценивают. - Назовите местоимения 1,2,3 лица. - Молодцы! Физминутка. - Пришло время немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Проведем физминутку. Раз- согнулись, разогнулись. Два- присели, потянулись. Три- в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка. На четыре – руки шире (рывки руками). Пять – повернемся мы опять (повороты туловищем). А на шесть – тихонько сели. - Садимся. Продолжаем работать. | | Ф | П1 |
Действие самоконтроля. ДС: учебник | Развивать способности к оценочным действиям. Форма самоконтроля: устная и письменная. | - Продолжаем выполнять упражнения. - Найдите упр. 113. Прочитайте стихотворение и задание. - Коля выполняет за отворотом у доски, остальные самостоятельно в тетради по образцу, как в учебнике. Затем сверим с доской. - Поднимите руку, у кого не было ошибок. Теперь те, у кого были ошибки. - Теперь оценим работу Коли, что ему необходимо было сделать, справился ли он с заданием? Какую оценку поставим? - Записываем в тетради упр.114. - Прочитайте задание. - Выполняем 2 первых предложения у доски, остальные в тетради самостоятельно. - Лена, прочти нам свой ответ. Ребята, поднимите руки, у кого по-другому? - Коля читай следующий ответ. Поднимите руки, у кого другой ответ? - Молодцы ребята! - Посмотрите упр.115. Прочтите его. - С какой целью использованы в предложениях местоимения? - Вместо какого существительного употреблено в предложении местоимение она? - Сколько предложений дано? (2) - Закройте учебники и запишите предложения по памяти. - Теперь откройте учебник и проверьте себя. - Поднимите руки, кто все записал точно так же, как в учебнике? - Молодцы! - Разберите 1-е предложения по членам. - Ира выполняет у доски. Итог: Каким членом предложения является местоимение? (подлежащим) - Поднимите руки, у кого выполнено по-другому? - Мы завершили этап выполнения упражнений. - Оцените себя по критериям, закрасив последнюю звездочку. | | И Ф | |
Рефлексия познавательная. | Действия оценки. ДС: мультимедийный проектор, презентация | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся. Форма оценки: устный опрос. | - Вот мы и подошли к последнему этапу урока. - Как звучала наша тему урока? - Какую цель ставили? Достигли её? - На что указывают личные местоимения? - Назовите местоимения 1, 2, 3 лица. - О чем была пословица в начале урока? | - На предмет. | Ф | |
Рефлексия личностная. | Действия самооценки. ДС: раздаточный материал. | Формировать умение оценивать результаты своей деятельности. Форма самооценки: устная. | - На протяжении урока вы определяли цвет звезд на флаге знаний. - Поднимите вверх карандаш того цвета, который лидирует у вас на флаге. - Спасибо за работу на уроке, до свидания! | | Ф | Р2 |
ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).