СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Металлы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Металлы"»

Открытый урок по химии в 9 классе
для конференции по теме: «Функциональная грамотность как средство формирования 4К компетенций: критичность, креативность, коммуникация, коллаборация»

Аладьина Елена Николаевна, учитель химии
МАОУ СШ №3 п. Ильиногорск

УМК «Химия. 9 класс» Рудзитис Г.Е.

Урок «Металлы: общая характеристика, физические свойства, применение» является начальным звеном изучения темы «Металлы» (24 часа) по программе Рудзитиса Г.Е.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Цели урока: изучить положение металлов в П.С.Х.Э., раскрыть причины общих физических свойств металлов.

Виды познавательной деятельности: Постановка проблемы, наблюдение за экспериментом, умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.

Способы управления познавательной деятельностью: Ознакомление с целями и задачами урока, видом контроля.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая деятельность, лабораторный опыт.

Методы организации учебной деятельности: беседа, демонстрационный эксперимент, метод проблемная ситуация.

Средства обучения:

Учебники: Рудзитис Г.Е. «Химия»9 кл.

Оборудование и материал: Коллекции образцов металлов, карточка Приложение 1, текст Приложение 2


























Этапы урока:

1.Организационный момент. Введение.

5-7 минут

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о металлах, без которых невозможно представить нашу жизнь.

-Я вас просила принести на урок предметы из металла, а где металлы встречаются в повседневной жизни? (машины, чайник, оборудование на предприятиях и т.д

где бы мы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте - видно, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас)

-А кто создает все эти вещи? (Люди, профессии которые связанны с металлами)

-Хорошо, люди, которые работают с металлами, что должны знать о них?

(свойства металлов, физические и химические, получение..)

-А вы знаете это о металлах? (Пока нет)

-Хотели бы узнать? (Да)

-У нас получилось некое противоречие. Мы знаем, что металлы встречаются в нашей повседневной жизни, но мы затрудняемся охарактеризовать их свойства. А так же затрудняемся назвать профессии, которые связаны с производством различных предметов из металлов.

Проблема: как систематизировать информацию по данной теме

-Давайте поставим цель урока:

По всей видимости, нам надо изучить эту информацию о металлах и представить ее в систематизированном виде? Что будем создавать?

(Буклет, презентацию, брошюру..КЛАСТЕР)

-Отлично! Выстаиваем план действий

1. Дать общую характеристику металлов. Положение металлов в ПСХЭ (их восстановительные свойства)

2. Изучить физические свойства и применение металлов

3. Выяснить, какие профессии людей связаны с металлами


II. Этап усвоения учебного материала.

5 минут

Задание 1.

- Начнем с первого пункта. Сейчас вам предстоит выполнить задание: «Вставь пропущенные слова». У вас на столах лежат карточки, вам необходимо, работая с текстом 39 параграфа, вставить пропущенные слова в предложения на этих карточках.

- Закончили. Давайте проверим и подведем итог, смотрим на экран.

- Поднимите руку у кого все получилось и нет ошибок. Отлично! Переходим к следующему пункту нашего плана.

«Вставь пропущенные слова»

1. В таблице Менделеева более 80 элементов, которые относятся к металлам

2. Металлы располагаются преимущественно в левой части периодической таблицы

3. У атомов металлов на внешнем энергетическом уровне обычно находится от одного до трех электронов

4. Атомы металлов обладают большим радиусом

5. В отличие от неметаллов, атомы металлов легко отдают электроны, т.е. являются сильными восстановителями

6. Металлы имеют металлическую кристаллическую решетку


-Отлично ребята! Теперь давайте выделим три основных общих характеристики металлов.

(Дети отвечают: их более 80 в ПСХЭ, восстановители, имеют металлическую кристаллическую решетку)

- Вот и положено начало нашего кластера! Идем дальше


20-25 минут

Задание 2.

- Нам предстоит познакомиться с физическими свойствами металлов.

- У вас на столах находятся образцы различных металлов. Пока я раздаю вам карточки, ознакомьтесь с этими образцами.

- Вы получили небольшой текст. Прочитайте задание

(Ребенок вслух читает задание: Необходимо изучить текст, и ответить на четыре вопроса: О каких физических свойствах металлов здесь идет речь?

Чем это можно объяснить? Каким образом можно доказать это свойство?

Где применяются металлы, благодаря этому свойству? )

-На подготовку даю Вам три минуты, после чего два человека от группы расскажут нам то, что узнали и повесят на доску свойство и область применения. А для того что бы объяснить доказательство этого свойства, воспользуйтесь дополнительным материалом на демонстрационном столе.


-Выступления учащихся

(Изучив, выданный нам текст, мы поняли что металлы обладают таким-то свойством, можно провести простой эксперимент что доказать это свойство…)


- Давайте сейчас посмотрим в таблицу, которая у вас на столах по тепло- и электро- проводности. Выберете самый теплопроводный металл. (серебро,медь). А самый электропроводный? (тоже серебро, медь)


- Мы с вами назвали не все физические свойства металлов, давайте попробуем вспомнить из курса физики 8 класса еще одно свойство. Для этого посмотрим эксперимент: нагреваю железный гвоздь и алюминиевую фольгу.

- Почему фольга изменяет форму, а гвоздь нет?

( Температура пламени спиртовки не позволяет расплавить железо).

- Важное свойство металлов - их температура плавления.

Итак, металлы бывают легкоплавкие и тугоплавкие,


Великий русский ученый М. В.Ломоносов так говорил о металлах: «Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно».


-Мы с вами познакомились с физическими свойствами металлов и на основе этих свойств определили области применения металлов.

- Давайте теперь попробуем выбрать профессии людей, которые связанны напрямую с металлами.

(ребята подходят к карточкам и выбирают нужные профессии, комментируя при этом свой выбор)


III. Рефлексия и подведение итогов

3 минуты

- Ребята, что мы сегодня изучили?

- Какие новые профессии, связанные с металлами вы сегодня узнали?

-Будет ли ваша жизнь или ваша будущая профессия, каким - то образом связана с металлами?

- Следующий шаг, который мы можем с вами сделать – это съездить на дни открытый дверей в техникумы и колледжи, или посетить мероприятия для абитуриентов.

- Давайте поаплодируем тихонько друг другу, мы сегодня хорошо потрудились!


VI. Домашнее задание

Креативное домашнее задание: вам необходимо перевести получившийся на уроке кластер в электронный вид

(в программе Word или используя специальный онлайн сервис: https://online.visual-paradigm.com/app/diagrams/#diagram:proj=0&type=ClusterDiagram&width=11&height=8.5&unit=inch&gallery=/repository/d4d87ef4-b4b8-41bc-875e-87aa4f0d4653.xml)





Дети показывают предметы из металлов и ставят их на стол























Карточки Приложение 1






















Образцы металлов

Текст Приложение 2

На дем.столе оборудование и реактивы:

зеркало, металлическая пластина, тонкая фольга, проволока, натрий, нож, кристаллическая решетка


Таблица Ме с их значениями тепло- и электро- проводности


Демонстрация с накаливаниием гвоздя и фольги







ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

«Вставь пропущенные слова»

  1. В таблице Менделеева более ____ элементов, которые относятся к металлам

  2. Металлы располагаются преимущественно в _____ части периодической таблицы

  3. У атомов металлов на внешнем энергетическом уровне обычно находится от ____ до ______ электронов

  4. Атомы металлов обладают ______ радиусом

  5. В отличие от неметаллов, атомы металлов легко ______ электроны, т.е. являются сильными ________

  6. Металлы имеют __________ кристаллическую решетку


Приложение №2

Текст 1

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

  • О каком физическом свойстве металлов здесь идет речь?

  • Чем это можно объяснить?

  • Каким образом можно доказать это свойство?

  • Где применяются металлы, благодаря этому свойству?

Обратите внимание на внешний вид металлов, посмотрите в зеркало. Какое свойство металлов используют при изготовлении зеркал, елочных игрушек? По металлическому блеску на первом месте стоит серебро. Сравнить блеск гранулы цинка и порошка цинка. Металлический блеск объясняется способностью электронов кристаллической решетки отражать световые лучи, а не пропускать их, как стекло.

Текст 2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

  • О каком физическом свойстве металлов здесь идет речь?

  • Чем это можно объяснить?

  • Каким образом можно доказать это свойство?

  • Где применяются металлы, благодаря этому свойству?

Металлы могут изменять свою внешнюю форму под воздействием механических факторов, не приводящих к разрушению его на части. Например, их можно ковать, вытягивать в проволоку и прессовать. Пластичность определяется способностью слоев кристаллической решетки смещаться друг относительно друга без разрыва связи.

Текст 3

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

  • О каком физическом свойстве металлов здесь идет речь?

  • Чем это можно объяснить?

  • Каким образом можно доказать это свойство?

  • Где применяются металлы, благодаря этому свойству?

Следующее свойство - твердость. По внешним признакам определяем твердость пластин. Металлы бывают мягкие и твердые. Калий, натрий можно резать ножом. Из вольфрама и хрома изготавливают режущие, бурильные инструменты. Т.к. они очень твердые. Объяснить это свойство можно особенностью строения кристаллической решетки.

Текст 4

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

  • О каком физическом свойстве металлов здесь идет речь?

  • Чем это можно объяснить?

  • Каким образом можно доказать это свойство?

  • Где применяются металлы, благодаря этому свойству?

Следующее свойство металлов - электропроводность и теплопроводность. Наиболее электропроводные металлы: серебро, медь, золото. Наиболее теплопроводные - серебро, медь, алюминий, железо. Электро-и теплопроводность металлов объясняется присутствием свободных электронов, которые направленно перемещаются под действием электрического тока.


Приложение 3