Этапы урока: 1.Организационный момент. Введение. 5-7 минут Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о металлах, без которых невозможно представить нашу жизнь. -Я вас просила принести на урок предметы из металла, а где металлы встречаются в повседневной жизни? (машины, чайник, оборудование на предприятиях и т.д где бы мы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте - видно, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас) -А кто создает все эти вещи? (Люди, профессии которые связанны с металлами) -Хорошо, люди, которые работают с металлами, что должны знать о них? (свойства металлов, физические и химические, получение..) -А вы знаете это о металлах? (Пока нет) -Хотели бы узнать? (Да) -У нас получилось некое противоречие. Мы знаем, что металлы встречаются в нашей повседневной жизни, но мы затрудняемся охарактеризовать их свойства. А так же затрудняемся назвать профессии, которые связаны с производством различных предметов из металлов. Проблема: как систематизировать информацию по данной теме -Давайте поставим цель урока: По всей видимости, нам надо изучить эту информацию о металлах и представить ее в систематизированном виде? Что будем создавать? (Буклет, презентацию, брошюру..КЛАСТЕР) -Отлично! Выстаиваем план действий 1. Дать общую характеристику металлов. Положение металлов в ПСХЭ (их восстановительные свойства) 2. Изучить физические свойства и применение металлов 3. Выяснить, какие профессии людей связаны с металлами II. Этап усвоения учебного материала. 5 минут Задание 1. - Начнем с первого пункта. Сейчас вам предстоит выполнить задание: «Вставь пропущенные слова». У вас на столах лежат карточки, вам необходимо, работая с текстом 39 параграфа, вставить пропущенные слова в предложения на этих карточках. - Закончили. Давайте проверим и подведем итог, смотрим на экран. - Поднимите руку у кого все получилось и нет ошибок. Отлично! Переходим к следующему пункту нашего плана. «Вставь пропущенные слова» 1. В таблице Менделеева более 80 элементов, которые относятся к металлам 2. Металлы располагаются преимущественно в левой части периодической таблицы 3. У атомов металлов на внешнем энергетическом уровне обычно находится от одного до трех электронов 4. Атомы металлов обладают большим радиусом 5. В отличие от неметаллов, атомы металлов легко отдают электроны, т.е. являются сильными восстановителями 6. Металлы имеют металлическую кристаллическую решетку -Отлично ребята! Теперь давайте выделим три основных общих характеристики металлов. (Дети отвечают: их более 80 в ПСХЭ, восстановители, имеют металлическую кристаллическую решетку) - Вот и положено начало нашего кластера! Идем дальше 20-25 минут Задание 2. - Нам предстоит познакомиться с физическими свойствами металлов. - У вас на столах находятся образцы различных металлов. Пока я раздаю вам карточки, ознакомьтесь с этими образцами. - Вы получили небольшой текст. Прочитайте задание (Ребенок вслух читает задание: Необходимо изучить текст, и ответить на четыре вопроса: О каких физических свойствах металлов здесь идет речь? Чем это можно объяснить? Каким образом можно доказать это свойство? Где применяются металлы, благодаря этому свойству? ) -На подготовку даю Вам три минуты, после чего два человека от группы расскажут нам то, что узнали и повесят на доску свойство и область применения. А для того что бы объяснить доказательство этого свойства, воспользуйтесь дополнительным материалом на демонстрационном столе. -Выступления учащихся (Изучив, выданный нам текст, мы поняли что металлы обладают таким-то свойством, можно провести простой эксперимент что доказать это свойство…) - Давайте сейчас посмотрим в таблицу, которая у вас на столах по тепло- и электро- проводности. Выберете самый теплопроводный металл. (серебро,медь). А самый электропроводный? (тоже серебро, медь) - Мы с вами назвали не все физические свойства металлов, давайте попробуем вспомнить из курса физики 8 класса еще одно свойство. Для этого посмотрим эксперимент: нагреваю железный гвоздь и алюминиевую фольгу. - Почему фольга изменяет форму, а гвоздь нет? ( Температура пламени спиртовки не позволяет расплавить железо). - Важное свойство металлов - их температура плавления. Итак, металлы бывают легкоплавкие и тугоплавкие, Великий русский ученый М. В.Ломоносов так говорил о металлах: «Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно». -Мы с вами познакомились с физическими свойствами металлов и на основе этих свойств определили области применения металлов. - Давайте теперь попробуем выбрать профессии людей, которые связанны напрямую с металлами. (ребята подходят к карточкам и выбирают нужные профессии, комментируя при этом свой выбор) III. Рефлексия и подведение итогов 3 минуты - Ребята, что мы сегодня изучили? - Какие новые профессии, связанные с металлами вы сегодня узнали? -Будет ли ваша жизнь или ваша будущая профессия, каким - то образом связана с металлами? - Следующий шаг, который мы можем с вами сделать – это съездить на дни открытый дверей в техникумы и колледжи, или посетить мероприятия для абитуриентов. - Давайте поаплодируем тихонько друг другу, мы сегодня хорошо потрудились! VI. Домашнее задание Креативное домашнее задание: вам необходимо перевести получившийся на уроке кластер в электронный вид (в программе Word или используя специальный онлайн сервис: https://online.visual-paradigm.com/app/diagrams/#diagram:proj=0&type=ClusterDiagram&width=11&height=8.5&unit=inch&gallery=/repository/d4d87ef4-b4b8-41bc-875e-87aa4f0d4653.xml) |