Личностные: интерес к учебному заданию. Метапредметные: П: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Р: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме. К: уметь оформлять свои мысли в письменной форме. | Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю собрать из букв, лежащих у вас на столе слова. Работаем в паре. МОСРИДЕЛЕИ -Верно. Тема нашего урока «Милосердие». -Послушайте стихотворение Андрея Дементьева и попробуйте сформулировать цели нашего урока. Что мы должны узнать и чему научиться? Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны, Кто-то злобствует, кто-то сердится, Кто-то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души как топоры… Слишком многих мы, словом раним, Позабыв, что слова остры. - Верно, выявим, что такое «милосердие», «сострадание». -Какими качествами должен обладать милосердный человек. Легко ли быть милосердным. Презентация «Милосердие» -Прежде чем приступить к работе, заполните таблицу, состоящую из трёх колонок: знаю, узнал, хочу узнать. Запишите, что вы знаете о милосердии в первую колонку. - Подумайте и запишите в третью колонку, что вы ещё хотите узнать о милосердии. -Зачитайте первую колонку. | Работа в парах.
Ответы детей. Определяют тему и цель урока.
Заполняют таблицу. |
Личностные: интерес к учебному заданию. Метапредметные: П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются? Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка) - Я предлагаю провести исследовательскую работу по группам. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. (1 группа работает со значением слова «милосердие», 2 группа – со значением слова «сострадание»). - Зачитайте значения слов (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека) Одно из самых красивых слов на свете – милосердие. Вслушайтесь в это слово. -Попробуйте выделить корни (милосердие). Как вы понимаете значение слова милосердие (милое сердцу, хорошее, доброе)? -Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит, жалеет. - Узнав значение слова, давайте подумаем, какие душевные качества присущи милосердному человеку? (доброта, отзывчивость, стремление помочь ближнему) -Попробуйте выделить корень в слове сочувствие? -Как вы понимаете значение данного слова? Какие качества присуще человеку, умеющему сострадать? (сочувствие, сопереживание) |
Работа с толковым словарём. Работа в группах.
Уметь отвечать на вопросы и делать выводы. Делятся знаниями из личного опыта. |
Личностные: осмысливать поступки людей. Метапредметные: П:уметь делать выводы, обсуждать проблемные вопросы. Р: уметь высказывать свои предположения. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Познакомимся с притчей. Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой». Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста. Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему. — Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи. Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами: — Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке. Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь. К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр. — Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему. — Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом? — Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий. — Но ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой — а на улице весна…» -Подумайте, какая разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие? - Смог молодой человек подать милостыню слепому? - Милостыню можно подать и пройти мимо, не вникая в проблемы другого человека. У молодого человека не было денег, Но он помог слепому своим участием, своим действием он проявил большую заботу, чем те люди, которые просто давали деньги. |
Чтение притчи.
Умение рассуждать делать выводы. |
Личностные: учебно-познаватель-ный интерес к учебному заданию. Метапредметные: П: уметь работать с учебным текстом, выделять главное. Р: уметь организовать выполнение задания. К: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | - А теперь подумаем, каждый ли человек нуждается в милосердии. - Можно ли прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью. - Нет. Милосердие, так или иначе, сопровождает человеческую жизнь. - Прочитайте в учебнике на с. 118 о людях, которые избрали милосердие основным делом своей жизни. Вернёмся к таблице, состоящей из трёх колонок: знаю, узнал, хочу узнать. Запишите, что вы узнали о милосердии. | Работают с учебником. Работа с таблицей. |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: П: уметь систематизировать и обобщать полученную информацию. К: уметь высказывать свою точку зрения, слушать мнение других. Р: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | - Закончите предложения» Мне было интересно… Я понял, что… Было трудно… Меня удивило… Мне захотелось… | Высказывают свою точку зрения, слушают мнение других. Самооценка учебной деятельности. |