СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон»»

Урок № 9. Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: познакомить учащихся с историей создания поэмы Лермонтова «Демон», с историей Демона в христианской мифологии; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; сравнивать художественное произведение с произведением изобразительного искусства: анализ картин Врубеля; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.

Планируемые результаты

Предметные: понимание связи литературного произведения
с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
литературного произведения

Метапредметные:

Регулятивные УДД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений

Личностные: оценивают ситуацию
на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019*; информационная справка по теме урока (обзор курса литературы 10 класса). портреты М.Ю.Лермонтова, слайды, аудио и звукозапись стихотворения в исполнении мастеров слова, тексты стихотворений, таблицы.

Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок.

- Каким было домашнее задание?

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

-Дома вы читали поэму Лермонтова. Какие впечатления оставила у вас поэма?

- Кто главный герой? Какая будет тема?

- Сформулируйте цель нашего занятия.


Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

Сообщение обучающегося.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

Организует проверку знаний. Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах:

- В каких произведениях русской литературы идет речь о демонах и демонической силе?

- Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему?

- Давайте вспомним, как интерпретируется образ Демона в христианской мифологии


Сообщение ученика «Образ демона в христианской мифологии»

(индивидуальная домашняя работа )

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Перед тем, как мы начнем анализировать поэму и рассматривать образ Демона, необходимо обратиться к предыстории создания поэмы «Демон», проблемному объяснению нового знания.

- В жизни Лермонтова значительное место занимал Кавказ. Не обошёл стороной эту тему Лермонтов и в поэме «Демон». Каким представлен Кавказ?

- А как Демон относится к красотам Кавказа?

- Кто привлек Демона?

Сравнение с иллюстрацией: Танец Тамары

- В тексте дан великолепный портрет Тамары. Какая она? В чём особенность портрета?

-Тамара удивительно хороша. Даже дух изгнания обратил на нее внимание. Как об этом сказано в поэме?

- Как изменился Демон после встречи с Тамарой?

- Что делает Демон во имя своей любви?

- Как это характеризует Демона?

- Что стало с Тамарой, когда узнала о смерти жениха?

- В каком образе Демон впервые предстает перед Тамарой?

Анализ 2 части поэмы

- Почему Тамара просится в монастырь?

- Нашла ли спасение Тамара в монастыре? 

- Что нового в образе Тамары открывает 6 строфа?

- Как преобразился Демон? - Что разозлило Демона, всколыхнуло его темные силы?

- Почему Ангел покидает Тамару?

Сообщение ученика «Образ демона в христианской мифологии»

(индивидуальная домашняя работа)

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Организует работу по просмотру отрывка из оперы «Демон». Ставит учебную задачу.

- Чтобы лучше понять образ Демона, необходимо услышать его голос. Какие интонации вы слышите?

- Почему Тамара верит Демону?

- Сравните чувства Тамары и Демона.

- Что же случилось дальше?

– Сравните 2 эпизода: Демон-видение при жизни Тамары и настоящий Демон после ее смерти.

- Почему Бог прощает Тамару, а её душа попадает в рай?

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. Работа с текстом .

поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

6. Первичное закрепление

Организует самостоятельную работу.

Письменный ответ на вопрос.


Письменная работа

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить сообщение о Гоголе.


Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока.

– Почему образ Демона привлекателен для людей?

Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.