СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Площадь прямоугольника"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана с  элементами  технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Площадь прямоугольника"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МОУ КАЛЕНОВСКАЯ СОШ










Методическая разработка урока по математике




Преподаватель: Перевалова Т.И.
















Преподаватель

Перевалова Татьяна Ивановна

Дата проведения


Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока

Формула площади прямоугольника

Номер учебного занятия по КТП

75

Вид занятия

Урок

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока:



Образовательная

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по теме: «Формула площади прямоугольника»

Развивающая

Создать условия для развития практических умений и навыков, умений анализировать, делать выводы, обобщать, выделять главное, сравнивать, формирования у обучающихся способностей к рефлексии, фиксирования собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.

Воспитательная

Создать условия для воспитание культуры общения, ответственности, требовательности к себе и другим, познавательных интересов, умений наблюдать и мыслить, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, мотивов труда.




Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

-владение знаниями о важнейших этапах развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей, положительных и отрицательных

чисел; происхождение геометрии из практических потребностей людей);

- умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

- стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректного высказывания, различению гипотезы и факта;

-стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;

-способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рас-

суждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем;

-умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

-овладения практически значимыми математическими умениями и навыками, их применением к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:

-выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления;

- усвоение понятия площади, ее буквенное обозначение;

-находить равные фигуры;

-записывать правила нахождения площадей прямоугольника и квадрата в виде формул;


- сформированность первоначальных представлений о математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

-умения понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы, диаграммы, графики) для иллюстрации содержания сюжетной задачи или интерпретации информации статистического плана;

-способности наблюдать, сопоставлять факты, выполнять аналитико-синтетическую

деятельность, умение выдвигать гипотезы при решении учебно-познавательных задач, понимать необходимость их проверки, обоснования;

- умения выстраивать цепочку несложных доказательных рассуждений, опираясь на

изученные понятия и их свойства;

-способности разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

- понимания необходимости применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

-стремления продуктивно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- сформированность основы учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

- способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей

жизни (простейшие ситуации);


Педагогичес

кие технологии

Методы обучения

Образовательные ресурсы

Формы организации работы

Технология критического мышления

.

Словесный, практический, репродуктивный, демонстрационный, проблемный, рефлексии,

взаимодействие, контроля, самоконтроля, метод контрольных вопросов.

Литература

1.Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2018.

2.Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2017.

3.Математика. 5-6 классы: методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015.

4. Образовательные ресурсы Интернета - Математика. http://www.alleng.ru/edu/math.htm

Фронтальная, индивидуальная, групповая,


Структурная часть урока

Цель

Методы

Формы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Орг. момент

Целевая установка урока.

Словесные методы.

Фронтальная.

1.Приветствует.

2.Проверяет присутствующих.

3.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

4.Организует внимательность.

5. Проверят домашнее задание.


1.Приветствуют.

2.Доклад дежурного.

3.Готовятся к уроку.

4.Слушают.

5. Отвечают на вопросы.



Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Коммуникативные: планирование учебного доброжелательного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Этап всесторонней проверки знаний опорных знаний и умений.


(стадия вызова)


Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Репродуктивный.

  Методы формирования познавательного интереса.

Ситуационный метод.

Устный опрос.





Метод демонстраций, иллюстраций.



Групповая, индивидуальная.

1.Активизирует познавательную деятельность учащихся через построение словесной и символьной математической модели.

2. Организует решение ситуационной задачи.

На доске в электронном варианте предлагается кроссворд.

(Приложение 1.)

3.Совместно с обучающимися формулирует тему урока, определяет цели урока и план.

4. Задание: Выбрать верные утверждения на карточках и заполнить таблицу «Верно – не верно».( Приложение 2.)




1.Считают, отвечают, корректируют ответы других учащихся.

2.Отгадывают кроссворд, чтобы узнать тему урока.


3.Обсуждают, анализируют, делают выводы.

4. Читают слово по вертикали и формулируют тему урока.

Формулируют тему и задачи урока.

5.Планируют свою деятельность в соответствии с целями и содержанием урока. По выполненному заданию

получают название темы урока «Формула площади прямоугольника».

Применение правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено)

III. Этап изучения нового материала(стадия осмысления)

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Метод контрольных вопросов. Взаимодействие: обучающийся – педагог - обучающийся.


Групповая, индивидуальная.

1.Задает вопросы.

Проводит инструктаж по использованию приема(INSERT). (Приложение 3).

2.Органиует фронтальную работу по составлению памятки «Площади фигур» (Приложение 4).

5.Проводит сопоставление с ранее изученным материалом.

Работа с таблицей «Верно – не верно».

6.Контролирует выполнение заданий.

1.Отвечают на вопросы. Вспоминают, слушают.

2.Анализируют. Составляют план достижения цели и определяют средства.

3.Индивидуально заполняют таблицу.

4. Делают выводы.

5.Самоконтроль выполнения задания.

6. Обсуждают в парах и сверяют предположения с новыми, полученными знаниями. 7.Взаимопроверка задания.

Формула. Нахождений значения по формуле.




Алгоритм нахождения площади прямоугольника


Коммуникативные:

Индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

- читать и извлекать нужную информацию;

- умение работать с текстом;

- представлять информацию в виде таблиц;

- анализировать, сравнивать новые знания с полученными ранее;

- систематизировать информацию;

- умение точно и полно излагать свои мысли.


IV. Этап закрепле

ния

пройденно

го материала.


Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Методы контроля, самоконтроля. Практический метод

Фронта

льная.


1.Организует физкультминутку (Приложение 5).

2. Контролирует соблюдение правил санитарии, гигиены.

2. Организует выполнение заданий № 206 (а,б), 207 (а,б )по изученному алгоритму.

3.Организует индивидуальную проверку знаний учащихся.

4.Консультирует по устранению возможных ошибок, оказывает помощь при затруднениях при выполнении задания.

5. Устный опрос. (Приложение 6)







1. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

2.Слушают.

3.Записывают.

4.Выполняют задание, используя полученные знания на уроке.

5. Анализируют, обобщают, оценивают.

6. Самоконтроль выполнения задания.

7. Проверяют выполненное задание с шаблоном.






Закрепляют алгоритм нахождения площади прямоугольника и вычислений по формуле


Познавательные: умение сконструировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения уравнений, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Умение оформлять свою мысль в учебной речи, грамотно формулировать высказывания.

Регулятивные:

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

V. Этап подведения итогов.

Анализ и оценка достижения целей.

Методы рефлексии.

Взаимодействие обучающийся –обучающийся.

Индивидуальная, групповая

1.Подводит итоги урока.

2.Анализирует работу учащихся. Рейтинговая таблица. (Приложение 6).

3. Д/з п.12, № 206 (в,г), 207 (в,г)

4. Организует рефлексию:

Незаконченное предложение..

. (Приложение 7).

Выполняют рефлексию «Незаконченное предложение»

Анализ учебной деятельности на уроке

Познавательные: Анализировать и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне, применять алгоритм, полученный на уроке к решению уравнений.

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

Регулятивные:

самооценка результатов деятельности, анализ своего уровеня знаний по теме.

Приложение 1

Кроссворд

По горизонтали:

1.Сумма длин сторон геометрической фигуры (Периметр).

2.Инструмент для измерения длины отрезка (Линейка).

3.Правило, записанное с помощью букв (Формула).

4.Пройденный путь (Расстояние).

5.Арифметическое действие (Деление).

2. Читают слово по вертикали и формулируют тему урока.



Приложение 2




Вопрос

Верно

Не верно

1.Площадь измеряют в квадратных сантиметрах.



2.Площадь фигуры равна сумме площадей его частей.



3.Фигуры называются равными, если одну из них можно наложить на вторую, и они совпадут.



4.Равные фигуры имеют равные площади.



5.Площадь прямоугольника равна произведению длины на ширину.



6.Площадь квадрата находится по формуле S = а*а.



7.Если площади равных фигур равны, то их периметры тоже равны.



8.В старину площадь земли измеряли в десятинах.



9.Если сторону квадрата увеличить в два раза, то площадь увеличится в четыре раза.












Приложение 3


Читают п.№12 учебника и делают пометки на полях.

«v» - известная информация.

«+» - новая информация.

«?» - непонятная информация.

« -» - информация, идущая в разрез с имеющимися представлениями и знаниями.

2.Обсуждение текста в парах и заполнение таблицы.



V

«галочка»

_

Знак «минус»

+

Знак «плюс»

?

«вопр.

Знак»




































Приложение 4





Площадь прямоугольника


S=a*b


где S – площадь,

а – длина,

b – ширина

Отсюда:


а = S : b

b = S : a


Периметр прямоугольника


P=a+a+b+b=a*2+b*2


или


Р=(а+b)*2

Отсюда:

а = (Р - b) : 2

b= (P - a) : 2


Периметр и площадь квадрата


S=a*a

P= a*4


Площадь прямоугольника


S=a*b


где S – площадь,

а – длина,

b – ширина

Отсюда:


а = S : b

b = S : a


Периметр прямоугольника


P=a+a+b+b=a*2+b*2


или


Р=(а+b)*2

Отсюда:

а = (Р - b) : 2

b= (P - a) : 2


Периметр и площадь квадрата


S=a*a

P= a*4











.


Приложение 5


Гимнастика для глаз



 1.Вверх-вниз, влево - вправо.   Двигать глазами  вверх-вниз, влево - вправо.  Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

 2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

 3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого  верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

 4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Пальчиковая гимнастика

 1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.


Приложение 6



Устный опрос


1. Простой вопросы:

-Как найти площадь прямоугольника по формуле площади?

2.Практический вопрос

Начертите прямоугольник и квадрат, имеющие одинаковые площади.

3.Объясняющий вопрос.

Для чего нужно знать свойства площадей?

4.Творческий вопрос

Фермер решил увеличить участок земли квадратной формы, увеличив сторону квадрата в 2 раза. Во сколько раз увеличится площадь этого участка? Начертите первоначальный участок и вновь получившийся.

5.Уточняющий вопрос.

Помогают ли формулы для вычисления площадей фигур?








Приложение 7




РЕЙТИНГОВАЯ ТАБЛИЦА


Ф И О

Устно

Тест

Решение уравнений

Практическая работа


























































Приложение 8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!