СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Правописание суффиксов -К- и -СК- имен прилагательных" (6 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Правописание суффиксов -К- и -СК- имен прилагательных" (6 класс).»

Технологическая карта урока

Дата: ______________


Предмет: русский язык


Тема: 6 класс, № 111. Правописание суффиксов -К- и -СК- имен прилагательных.

Тип: урок «открытия» нового знания.

Цель: организация деятельности обучающихся для ознакомления с правилом написания суффиксов -К- И -СК- в именах прилагательных; формирования орфографических умений в различении на письме суффиксов -К- и –СК.

Планируемые результаты:

Предметные: характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).Иметь представление о русском литературном языке.


Метапредметные: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Личностные: проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык». Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с литературой, историей.

Ресурсыурока: https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-v-6-klasse-na-temu-suffiksy-k-i-sk.html

Учебно-методический комплекс:учебник «Русский язык» 6 кл, 2 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов; наглядный материал, дидактический материал.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать:

-учебник;

-тетрадь;

-пенал;

-дневник.

- Запишите сегодняшнее число.

За индивидуальными карточками ко мне подходят…

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание












Повторение.

На прошлом уроке вы изучили тему «Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных». А насколько успешно, мы сейчас проверим:

- Расскажите, когда в прилагательных пишутся два Н?

( 1) прил., образованные при помощи суффикса –н- от имён существительных, основа которых заканчивается на н : лунный – луна)

2) прил., образованные от имён существительных при помощи суффиксов –онн- , -енн-: станционный – станция. Исключение: ветреный.)

- Расскажите, когда в прилагательных пишется одна Н?

1)непроизводные имена прилагательные :зелёный, юный;

2) имена прилагательные, образованные от имён существительных при помощи суфф. –ин- , -ан- : лебединый, песчаный. Исключения : оловянный, деревянный, стеклянный. )

- Как будем писать краткие имена прилагательные?

(В кратких прил. пишется столько же букв н, сколько и в полной).

Словарный диктант.

Стеклянный(искл.), ветреный (искл.) (день), временный, глуб-ин-ный (обр. от сущ., основа которого заканчивается на н, суфф –н-), гостиная, деревянный (искл.), жизненный, кожаный, нефтяной.

Взаимопроверка, взаимооценка.

Чтобы определить тему, я вам расскажу сказку, которая называется «Разговор суффиксов».

Разговор суффиксов

В городе Прилагательное, в самом центре поляны качеств и свойств жили в соседних домах суффиксы –к- и –ск-. Родом они были из страны Морфемики, но прижились в своих словах, много новых слов образовали. Немало у них было родственников. И вот как – то –к- и говорит:

- Слушай , сосед, зачем тебе лишняя буква? Выбрось её и переходи в мой домик жить. Представляешь, как тебе будут благодарны ученики? Не будет никакой путаницы, а будет один суффикс –к-.

- И что ты такое говоришь? Сразу видно, что только одна буква у тебя в голове. Как же можно мне лишиться моей гордости! Какое мне дело до учеников? Пусть учат правило и не смеют нас путать. Я- важный и необходимый суффикс – ск-, без меня слова становятся смешными.

Смотри: русский, кавказский, английский, французский, киргизский. Ты бы лучше взял да и написал на своём домике правила поведения, никто бы тебя со мной не путал.

Пошёл –к- домой, сел и написал правила поведения суффиксов –к- и –ск- в общественных местах, а затем прибил их к забору.

Но это было давно, и правила смыло дождём. Теперь все эти правило никто не знает, даже отличники.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Ребята, чему мы с вами должны сегодня научиться? Какие задачи поставим перед собой?


Я хочу научиться…

Я хочу понять…

(различать суффиксы –к- и –ск-; понять их необходимость)

Правильно и для этого давайте обратимся к нашей схеме, которая написана на доске. (Обсуждение).


Слова-исключения: январский, день-деньской.


Образец рассуждения, показывает учитель: черкес..кий. Краткой формы это прилагательное не имеет. Определим, от какого существительного оно образовано: черкес..кий – черкес. Основа Слова черкес не оканчивается ни на к, ни на ч, ни на ц. Следовательно, в прилагательном черкес..кий пишется суффикс -ск.

Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



Экран: уз...ий, вяз...ий, скольз...ий, дерз...ий, француз...ий

- Вспомните, какой разряд прилагательных имеет краткую форму?

- Имеют ли данные прилагательные краткую форму? Образуйте, вставьте соответствующий суффикс.

Упр. 376. Заполните таблицу данными примерами, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле). • Составьте 2-3 сложных предложения с любыми из данных слов.

Вяз..ий, немец..ий, белорус..ий, киргиз..ий, казац..ий, француз..ий, турец..ий, индус..ий, одес..ий, матрос..ий, украин..ий, кельт..ий, звер..ий, простец..ий.



Физминутка.


Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Самостоятельная работа. Вставить пропущенный буквы, пользуясь правилом в учебнике.


Рус..кий (Русь), немец..ий (немец), киргиз..кий (киргиз), каза..кий (казак), туре..кий (турок), мор..кой (море).


Самопроверка по ключу.

Выполнение задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

Контроль, коррекция, оценка.

V. Итог урока рефлексия




Итог.

Учитель: Скажите, с каким правилом мы сегодня познакомились? (суффиксы –к- и –ск- в именах прилагательных)

Учитель: когда пишется суффикс –к-? А когда –ск-?

Учитель: молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили эту тему. Надеюсь. Вы не забудете, как различать на письме суффиксов-братьев –к- и -ск-.

Рефлексия.

Я вспомнил…

Я понял…

Было интересно…

Было трудно…

Оценки…

Открываем дневники, записываем домашнее задание:

п. 65 учить, упр. 377.

Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений


2