II. Актуализация знаний. Целеполагание | Повторение. На прошлом уроке вы изучили тему «Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных». А насколько успешно, мы сейчас проверим: - Расскажите, когда в прилагательных пишутся два Н? ( 1) прил., образованные при помощи суффикса –н- от имён существительных, основа которых заканчивается на н : лунный – луна) 2) прил., образованные от имён существительных при помощи суффиксов –онн- , -енн-: станционный – станция. Исключение: ветреный.) - Расскажите, когда в прилагательных пишется одна Н? ( 1)непроизводные имена прилагательные :зелёный, юный; 2) имена прилагательные, образованные от имён существительных при помощи суфф. –ин- , -ан- : лебединый, песчаный. Исключения : оловянный, деревянный, стеклянный. ) - Как будем писать краткие имена прилагательные? (В кратких прил. пишется столько же букв н, сколько и в полной). Словарный диктант. Стеклянный(искл.), ветреный (искл.) (день), временный, глуб-ин-ный (обр. от сущ., основа которого заканчивается на н, суфф –н-), гостиная, деревянный (искл.), жизненный, кожаный, нефтяной. Взаимопроверка, взаимооценка. Чтобы определить тему, я вам расскажу сказку, которая называется «Разговор суффиксов». Разговор суффиксов В городе Прилагательное, в самом центре поляны качеств и свойств жили в соседних домах суффиксы –к- и –ск-. Родом они были из страны Морфемики, но прижились в своих словах, много новых слов образовали. Немало у них было родственников. И вот как – то –к- и говорит: - Слушай , сосед, зачем тебе лишняя буква? Выбрось её и переходи в мой домик жить. Представляешь, как тебе будут благодарны ученики? Не будет никакой путаницы, а будет один суффикс –к-. - И что ты такое говоришь? Сразу видно, что только одна буква у тебя в голове. Как же можно мне лишиться моей гордости! Какое мне дело до учеников? Пусть учат правило и не смеют нас путать. Я- важный и необходимый суффикс – ск-, без меня слова становятся смешными. Смотри: русский, кавказский, английский, французский, киргизский. Ты бы лучше взял да и написал на своём домике правила поведения, никто бы тебя со мной не путал. Пошёл –к- домой, сел и написал правила поведения суффиксов –к- и –ск- в общественных местах, а затем прибил их к забору. Но это было давно, и правила смыло дождём. Теперь все эти правило никто не знает, даже отличники. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Ребята, чему мы с вами должны сегодня научиться? Какие задачи поставим перед собой? Я хочу научиться… Я хочу понять… (различать суффиксы –к- и –ск-; понять их необходимость) Правильно и для этого давайте обратимся к нашей схеме, которая написана на доске. (Обсуждение). Слова-исключения: январский, день-деньской. Образец рассуждения, показывает учитель: черкес..кий. Краткой формы это прилагательное не имеет. Определим, от какого существительного оно образовано: черкес..кий – черкес. Основа Слова черкес не оканчивается ни на к, ни на ч, ни на ц. Следовательно, в прилагательном черкес..кий пишется суффикс -ск. | Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок. | К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. |
III. Основная часть | Экран: уз...ий, вяз...ий, скольз...ий, дерз...ий, француз...ий - Вспомните, какой разряд прилагательных имеет краткую форму? - Имеют ли данные прилагательные краткую форму? Образуйте, вставьте соответствующий суффикс. Упр. 376. Заполните таблицу данными примерами, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле). • Составьте 2-3 сложных предложения с любыми из данных слов. Вяз..ий, немец..ий, белорус..ий, киргиз..ий, казац..ий, француз..ий, турец..ий, индус..ий, одес..ий, матрос..ий, украин..ий, кельт..ий, звер..ий, простец..ий. Физминутка. | Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку. | М. Умение строить логическое рассуждение. |
IV. Первичное закрепление | Самостоятельная работа. Вставить пропущенный буквы, пользуясь правилом в учебнике. Рус..кий (Русь), немец..ий (немец), киргиз..кий (киргиз), каза..кий (казак), туре..кий (турок), мор..кой (море). Самопроверка по ключу. | Выполнение задания. Делают выводы. | К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Оценивание усваиваемого содержания. Контроль, коррекция, оценка. |
V. Итог урока рефлексия | Итог. Учитель: Скажите, с каким правилом мы сегодня познакомились? (суффиксы –к- и –ск- в именах прилагательных) Учитель: когда пишется суффикс –к-? А когда –ск-? Учитель: молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили эту тему. Надеюсь. Вы не забудете, как различать на письме суффиксов-братьев –к- и -ск-. Рефлексия. Я вспомнил… Я понял… Было интересно… Было трудно… Оценки… Открываем дневники, записываем домашнее задание: п. 65 учить, упр. 377. Спасибо за работу, урок окончен. | Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание. | К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самооценка; Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |