1 | Тема: Рабство в Древнем Риме |
2 | Цель: Углубить и закрепить понятие о рабстве через выявление особенностей рабовладения в Риме. |
3 | Задачи: Образовательные: создать условия для представления о причинах появления в Древнем Риме большого числа рабов; важнейших особенностях рабовладения; познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов, умения давать характеристику событиям и их участникам. Развивающие: создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в парах. группах; развития творческих способностей учащихся и коммуникативных навыков: умению сравнивать и делать выводы Воспитательные: создать условия для воспитания отрицательного отношения к рабскому положению людей; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки. |
Формируемые УУД |
Метапредметные | Предметные |
4 | развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; систематизировать учебную информацию; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности и целенаправленности при поиске нужной информации с различными историческими источниками. овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (презентация,.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. | развитие умений работать с учебником, словарями, историческими источниками; овладение понятиями: раб, рабовладелец, имение, амфитеатр, гладиатор — способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. |
| 4.1 | Методическая технология (приём) Работа с мотивационными вопросами, вопросами после параграфа, терминами, иллюстрациями на уроках истории |
| 4.2 | Учебная литература. учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. 5 класс. словарь Ожегова, энциклопедический словарь по истории Древнего мира. |
| 4.3 | Источники информации компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор, презентация «Рабство в Древнем Риме», индивидуальные технологические карты урока, рабочие листы для учащихся, |
Этапы урока | Деятельность учителя , в том числе учебные задачи (задания) | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Как настроение? Покажите жестом…а в Др.Риме этот жест мог спасти человека. Создание комфортной психологической атмосферы на уроке | Готовятся воспринимать информацию, приветствуют учителя, друг другаю |
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний | Вспомним о зарождении рабства в Греции Заполняют первую колонку - «Знаем». Работая с таблицей вспомнить, что мы уже знаем о рабстве | Заполнение таблиц, устное обсуждение. |
Изучение нового материала: Обоснование и формулирование новой темы | Создает игровую ситуацию неожиданности. «Посылка из Древнего Рима» Организует фронтальную беседу по пройденному тематическому материалу. Организует работу с дополнительными источниками исторических знаний. Организует работу учащихся направленную на систематизацию и углубление знаний для формирования цели и задач урока Обобщение знаний о рабстве, формирование цели и задач урока | Открывают посылку, читают письмо Мудреца. Решают проблему: кому могли в Риме принадлежать данные вещи: плетка, цепь, ошейник. Самостоятельно формулируют тему урока: «Рабство в Древнем Риме». Отвечают на вопросы учителя; Работа со словарями; сравнивают определение раба, рабовладельца, гладиатора. Работают с таблицей «рабство в Древнем Риме (2 колонка) в технологической карте ученика |
Открытие нового знания. | Организует работу в парах с дополнительными историческими источниками для составление кластера Составить кластер «Источники рабства в древнем Риме», сравнить его с ранее имеющимися знаниями (опора на таблицу) выделить особенность рабства в Древнем Риме. Организует коллективную работу по слайду презентации. Прием «Оживи картину» Инсценируют картину «Рабы в имении». Решают поставленную проблему. На основе инсценировки, высказать свое мнение: раб – это человек или говорящее орудие труда. Справедливо ли рабство на ваш взгляд? Организует работу с иллюстрациями учебника и соответствующей схемой в технологической карте ученика. Дает алгоритм работы по составлению устной тематической презентации, организуя работу в группах. Рассмотреть иллюстрации параграфа 49 и составить схему «Рынок рабов» Составление устных презентаций по темам: Рабство в имении. Рабство в богатом доме. Гладиаторские бои. Выделение особенностей рабства в Древнем Риме: А) массовое использование рабов в сельском хозяйстве. Б) использование рабов в качестве домашней прислуги. рабы – парикмахеры; рабы – музыканты и певцы; рабы – врачи, библиотекари, секретари, управляющие. В) Рабы – гладиаторы, кровавые зрелища. | Работают с историческими источниками по вопросу в карточке, составляют кластер. Выделяют источники рабства: плен, долги, работорговля, по приговору суда, рабство по рождению, пиратство. Особенность: основной источник рабства - война, но появились и новые – пиратство и преступники. Записывают в индивидуальных картах урока. Выделают особенность рабства в Древнем Риме: рабы - это говорящие орудия труда. Записывают в индивидуальных картах урока. Работают с иллюстрациями учебника параграфа 49, составляют схему «Рынок рабов» в технологической карте ученика, работают по алгоритму с учебником и готовят устную тематическую презентацию Записывают в индивидуальных картах урока |
Закрепление нового материала | Подведение итогов-источники рабства, использование труда рабов, особенности рабовладения. | Отвечают с составленных рабочих листов. |
Рефлексия | Заполните задание в рабочем листе – «Оцени себя сам». | Оценивают по 10-ти бальной шкале работу на занятии. |