СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника" разработана для изучения одноименной темы. К технологической карте разработана презентация "Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника"»

Технологическая карта урока


Дата: 28.03.2024 г.

Класс:

Предмет: геометрия

Учитель: Заремба Н. А.

Тип урока: урок обретения новых знаний


Дидактические ресурсы: презентация, электронная доска, тестовое задание МЭШ «Определение синуса косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника» (ID:11018586)



















Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Примечание

1. Организационный этап

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя


2. Актуализация знаний

Организовать актуализацию знаний обучающихся о прямоугольном треугольнике: название сторон прямоугольного треугольника, виды углов в прямоугольном треугольнике, теорема Пифагора.

  1. Устная работа.

Ответить на вопросы:

  1. Какой треугольник изображен на рисунке?

  2. Как называются стороны прямоугольного треугольника

  3. Какой угол прямой у треугольника АВС?

  4. Какие углы А и В?

  5. Какая теорема применяется в прямоугольном треугольнике? Сформулируйте ее.



  1. Решить задачи.

Задача 1. Катеты прямоугольного треугольника равны 8 и 15. Найдите гипотенузу этого треугольника.


Задача 2. В прямоугольном треугольнике катет и гипотенуза равны 40 и 50 соответственно. Найдите другой катет этого треугольника.








Отвечают на вопросы:

  1. Прямоугольный


  1. Катеты и гипотенуза


  1. Угол С


  1. Острые

  2. Теорема Пифагора.

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Решают устно задачи.

Решение. 82 + 152 = с2

64 + 225 = с2

289 = с2

с = = 17.

Решение. b2 = 502 - 402

b2 = 2500 – 1600

b2 = 900

b =

b = 30






Слайд 1.















Слайд 2. (Задачи из открытого банка заданий ФИПИ)

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать проблемную ситуацию в решении задачи.

Учитель предлагает обучающимся решить две задачи.

Задача 1. В треугольнике АВС угол С равен 90º, АС = 16, АВ = 40. Найдите sin B.

Задача 2. В треугольнике АВС угол С равен 90º, ВС = 16, АВ = 25. Найдите cos B.

Учитель вместе с обучающимися формулируют тему урока и ставят цели.

Учитель предлагает учащимся начертить прямоугольный треугольник АВС и вводит новые понятия: катет противолежащий углу А и катет прилежащий к углу А.

Учитель просит обучающихся назвать катет противолежащий углу В и катет прилежащий к углу В.

Учитель предлагает учащимся выполнить устно задание по готовым чертежам.

Задание.

Назовите катет противолежащий и прилежащий к каждому острому углу треугольника.





















Учитель вводит понятия синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника и их обозначения.

Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.

sin A =

Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.

cos A =

Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему катету.

tg A =

Учитель предлагает учащимся самостоятельно записать синус, косинус и тангенс для угла В, используя их определения.

Учитель предлагает найти отношение синус угла В к косинусу угла В.



tg B =







Обучающиеся читают условия задач и понимают, что им не хватает знаний для их решения.





Обучающиеся вместе с учителем формулируют и записывают тему урока. Ставят цели урока.

Обучающиеся чертят прямоугольный треугольник и записывают новые понятия в тетради.



Называют катет противолежащий углу В (АС) и катет прилежащий к углу В (СВ).







Выполняют задание.


Рис. 1.

EF – катет противолежащий углу D,

FD – катет прилежащий к углу D,

FD – катет противолежащий углу Е,

EF – катет прилежащий к углу Е.


Рис. 2.

PR – катет противолежащий углу S,

RS – катет прилежащий к углу S,

RS – катет противолежащий углу Р,

РR – катет прилежащий к углу Р.


Рис. 3.

МК – катет противолежащий углу L,

LК – катет прилежащий к углу L,

МК – катет прилежащий к углу М,

LК – катет противолежащий углу М.





Обучающиеся записывают определения в тетрадях.

















Выполняют задание.

sin В =

cos B =

tg B =






Записывают в тетрадях.


Слайд 3.














Слайд 4.




Слайд 5.


















Слайд 6.


































Слайд 7.





Слайд 8.






Слайд 9.






Слайд 10.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Учитель предлагает вернуться к задачам, которые обучающиеся не смогли решить в начале урока и решить их.

Задача 1. В треугольнике АВС угол С равен 90º, АС = 16, АВ = 40. Найдите sin B.


Задача 2. В треугольнике АВС угол С равен 90º, ВС = 16, АВ = 25. Найдите cos B.


Задача 3. В треугольнике АВС угол С равен 90º, ВС = 5, АС = 3. Найдите tg B.




Один обучающийся решает задачу у доски, а остальные – записывают решение задач в тетрадях.

Решение.

sin B =


Решение.

cos B =



Решение.

tg B =




Слайд 11.










Слайд 12.





Слайд 13.






5. Первичная проверка понимания

Учитель предлагает учащимся решить самостоятельно задачи с последующей проверкой.

В ходе решения задач учитель оказывает индивидуальную помощь обучающимся, испытывающим затруднения.

Обучающиеся решают задачи самостоятельно. Затем проверяют свое решение с решением на слайде.


Слайд 14.






Слайд 15.

6. Первичное закрепление

Учитель предлагает решить задачи из учебника: №591 (в)

Один обучающийся решает задачу у доски, а остальные – записывают решение в тетрадях.

№591 (в)

Решение.

sin A =

AB2 = BC2 + AC2

AB2 = 12 + 22

AB2 = 5

AB =

sin A = =

cos A =

tg A =

sin B = =

cos B =

tg B =


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание. Выучить определения синуса, косинуса и тангенса. №591 (а, б)

Слушают учителя.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель предлагает выполнить тестовое задание из библиотеки МЭШ.

Учитель сообщает отметки учащимся за работу на уроке.

Выполняют задание.


Слушают учителя.