2. Актуализация знаний | Организовать актуализацию знаний обучающихся о прямоугольном треугольнике: название сторон прямоугольного треугольника, виды углов в прямоугольном треугольнике, теорема Пифагора. Устная работа. Ответить на вопросы: Какой треугольник изображен на рисунке? Как называются стороны прямоугольного треугольника Какой угол прямой у треугольника АВС? Какие углы А и В? Какая теорема применяется в прямоугольном треугольнике? Сформулируйте ее. Решить задачи. Задача 1. Катеты прямоугольного треугольника равны 8 и 15. Найдите гипотенузу этого треугольника. Задача 2. В прямоугольном треугольнике катет и гипотенуза равны 40 и 50 соответственно. Найдите другой катет этого треугольника. | Отвечают на вопросы: Прямоугольный Катеты и гипотенуза Угол С Острые Теорема Пифагора. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Решают устно задачи. Решение. 82 + 152 = с2 64 + 225 = с2 289 = с2 с = = 17. Решение. b2 = 502 - 402 b2 = 2500 – 1600 b2 = 900 b = b = 30 | Слайд 1. Слайд 2. (Задачи из открытого банка заданий ФИПИ) |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Создать проблемную ситуацию в решении задачи. Учитель предлагает обучающимся решить две задачи. Задача 1. В треугольнике АВС угол С равен 90º, АС = 16, АВ = 40. Найдите sin B. Задача 2. В треугольнике АВС угол С равен 90º, ВС = 16, АВ = 25. Найдите cos B. Учитель вместе с обучающимися формулируют тему урока и ставят цели. Учитель предлагает учащимся начертить прямоугольный треугольник АВС и вводит новые понятия: катет противолежащий углу А и катет прилежащий к углу А. Учитель просит обучающихся назвать катет противолежащий углу В и катет прилежащий к углу В. Учитель предлагает учащимся выполнить устно задание по готовым чертежам. Задание. Назовите катет противолежащий и прилежащий к каждому острому углу треугольника. Учитель вводит понятия синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника и их обозначения. Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе. sin A = Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе. cos A = Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему катету. tg A = Учитель предлагает учащимся самостоятельно записать синус, косинус и тангенс для угла В, используя их определения. Учитель предлагает найти отношение синус угла В к косинусу угла В. tg B = | Обучающиеся читают условия задач и понимают, что им не хватает знаний для их решения. Обучающиеся вместе с учителем формулируют и записывают тему урока. Ставят цели урока. Обучающиеся чертят прямоугольный треугольник и записывают новые понятия в тетради. Называют катет противолежащий углу В (АС) и катет прилежащий к углу В (СВ). Выполняют задание. Рис. 1. EF – катет противолежащий углу D, FD – катет прилежащий к углу D, FD – катет противолежащий углу Е, EF – катет прилежащий к углу Е. Рис. 2. PR – катет противолежащий углу S, RS – катет прилежащий к углу S, RS – катет противолежащий углу Р, РR – катет прилежащий к углу Р. Рис. 3. МК – катет противолежащий углу L, LК – катет прилежащий к углу L, МК – катет прилежащий к углу М, LК – катет противолежащий углу М. Обучающиеся записывают определения в тетрадях. Выполняют задание. sin В = cos B = tg B = Записывают в тетрадях. | Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Учитель предлагает вернуться к задачам, которые обучающиеся не смогли решить в начале урока и решить их. Задача 1. В треугольнике АВС угол С равен 90º, АС = 16, АВ = 40. Найдите sin B. Задача 2. В треугольнике АВС угол С равен 90º, ВС = 16, АВ = 25. Найдите cos B. Задача 3. В треугольнике АВС угол С равен 90º, ВС = 5, АС = 3. Найдите tg B. | Один обучающийся решает задачу у доски, а остальные – записывают решение задач в тетрадях. Решение. sin B = Решение. cos B = Решение. tg B = | Слайд 11. Слайд 12. Слайд 13. |