СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "СССР 1945-1953гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "СССР 1945-1953гг."»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ. 9 класс. Учитель МБОУ СШ № 68 Финогина О.В.

Тема урока

« Народ и власть: поддержка? смирение? противостояние?» (раздел 5. СССР в 1945-1953гг. Политическое развитие)


Тип урока

Проблемный

Цель урока

усвоить наличие в послевоенном СССР двух аль­тернатив общественно-политического развития — демократичес­кой и тоталитарной; определить причины возрождения первой и победы второй альтернативы; раскрыть причины и характер из­менений в структурах власти после окончания войны, нового вит­ка репрессий, усиления борьбы с национальными движениями.

Образовательные ресурсы

Учебник. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М., «Просвещение», 2012 год.

Электронное приложение к учебнику. История России. СД-3.Т.С. Антонова, А.А. Данилов «История России XXвек»

Презентация

План урока

1)От войны к миру: настроения и ожидания.

2)Изменения в политической системе.

3)Апогей тоталитаризма.

4)Национальная политика.

Личностно значимая проблема

продолжить формирование у учащихся активной гражданской позиции, негативного отношения к тоталитарному режиму.

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

«демократический импульс войны»; реп­рессии; ГУЛАГ; «дело врачей»; «ленинградское дело»; тоталитарный режим.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:


Познавательные: владеть общим приёмом решения учебных задач; в дополнительных источниках искать информацию.

Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение воспринимать тест с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7







Беседа по изученному материалу.



Эпиграф:

И совсем не вернется. Или он вернется совсем Другой.

О.Мандельштам

Вводное слово учителя (слайд №1-2).

Представьте себе человека, который вместе с другими советски­ми людьми 22 июня слушал выступление Молотова, 3 июля — выступление Сталина. Он ушел на фронт, был ранен, снова воевал. В эвакуации его жена и дети получали письма с фронта и больше всего на свете боялись получить похоронку. Это была счастливая семья, она снова воссоединилась в июне 1945 г. Подросли, по­взрослели дети, прибавилось болезней у жены, но все были счаст­ливы и полны надежд: завоеван желанный мир, они опять вместе, значит, все сложится хорошо.

Постановка проблемы:

Учитель обращается к эпиграфу: что имел в виду автор? Задумаемся, как изменился наш герой? Каким он пришел с войны? Какие черты характера, какие качества личности «выковала» в нем история? А чем его встретила страна, свободу которой он отстоял? Изменилось ли что-нибудь в государстве и обществе за эти годы? На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течении урока, тема которого «Народ и власть: поддержка? смирение? противостояние?» (слайд №3).










Слушают, записывают тему и эпиграф в тетрадь.


















Фронтальная работа.



Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради









Устные ответы







III.

Изучение

нового

материала



17



Беседа























Работа с историческим документом.





































































































Работа со схемой












Работа с учебником



















Беседа










Задание
















































Задание









Работа с таблицей











Работа с документом

«Открытие» нового знания


I. От войны к миру: настроения и ожидания.

Как повлияла война на человека? Каким он пришел с войны? Какие черты характера выковала в нем история? Как и почему изменилась психология советского человека после войны?










В Литературной газете в мае 1945г. поэтесса Ольга Берггольц писала: «необычайно выросло за эти годы самосознание личности». Историки пишут о послевоенном советском обществе как обществе надежд. Тогда многим казалось, что самое страшное и тяжелое позади. Весной 1945г. люди не без основания считали себя гигантами. Все ждали перемен, стремились к лучшей жизни. (слайд №4).


Задание: Рабочий лист № 1.

Систематизируйте информацию, сделайте записи в тетради. Определите, каких перемен больше всего ожидают люди?












































































































Предположите, как на эти настроения реагировала власть?

С

Направления внутренней политики

хема: « Направления внутренней политики» (слайд №6)

Декоративная, видимая демократизация

Усиление борьбы с вольнодумством, укрепление режима







II. Изменения в политической системе. Что изменилось в структурах власти? Коснулись ли эти изменения основ существовавшей политической системы (слайд №7)?















III. Апогей тоталитаризма.

1.Вспомните из курса обществознания, какой политический режим был установлен в СССР в 30-е гг.?

2. Дайте определение понятию «тоталитаризм».

3.Назовите основные черты тоталитаризма (слайд № 8).

Используя мультимедийное пособие, выделите политические процессы, которые проводились в 1945-1953гг., какие новые категории заключенных появились после войны? В чём вы видите причины ужесточения политического режима после войны (слайд № 9-10)?















































IV. Национальная политика.

1. На основании данных учебника заполните таблицу.

2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы (слайд№11).


Рабочий лист №2


1. На основании данных учебника заполните таблицу.


Репрессии против народов СССР в 1945—1950 гг.


Народы

Число

репрессированных

Число репрессированных

Украинцы



Литовцы



Латыши



Эстонцы

Народы Северного Кавказа






Прочитайте документ и ответьте на вопросы.




Отвечая на вопрос, учащиеся, как правило, едины в своем мнении: люди, прошедшие испытание войной, ощутили свою значимость, стали более само­стоятельными. Сталкиваясь с проблемами войны, они научились принимать ответственные решения. Пройдя через боль и страх, они научились ценить фронтовую дружбу, познали разницу между словом и поступком.













Группа №1

Из справки о настроениях среди интеллигенции Харькова (1944 г.):

Отсутствие информации о жизни и борьбе советского народа, а также фашистская ложь породили среди отдельных групп интелли­генции нездоровые настроения. Вот, например, рассуждения доцен­та Селигеева: «Мы находимся накануне большого сдвига политико-идеологического порядка... Лучшие мысли, идеи западной культуры не только в сфере науки и техники, но ив области морали и полити­ки, в области мировоззрения неизбежно будут проникать к нам и наложат свою печать на нашу жизнь.

Краеугольным камнем этой... перестройки будет отказ от реализа­ции каких бы то ни было социальных идей силой оружия, всеобщее проникновение истинной демократии и полной терпимостью ко всем мировоззренческим, идеологическим вариациям, течениям, торже­ство свободы и гуманности в лучшем западноевропейском понима­нии этих слов».

Группа №2

Вопросы, заданные на собраниях колхозников, рабочих, служа­щих, на лекциях и беседах:

«...9. Будут ли судить после войны за самовольный уход с предпри­ятия?

10. Война закончилась. Почему же продолжается мобилизация в армию и на промышленные предприятия? ...

14. Скоро ли будет проведена демобилизация специалистов сель­ского хозяйства?

15. Когда в нашей области откроют промтоварные магазины по коммерческим ценам?

16. Будет ли уменьшен рабочий день для женщин, обремененных детьми?

17. Будет ли в массовом порядке предоставлено курортное лечение инвалидам Отечественной войны?

18. Скоро ли часть военных заводов будет переведена на изготов­ление гражданской продукции?

19. Когда будет отменена карточная система?

20. Когда отменят военный налог? Когда будет введен 8-часовой рабочий день?

22. Будут ли отпуска и когда будут выдаваться деньги за неисполь­зованные отпуска?

27. Будут ли предоставляться отпуска военнослужащим?»


Группа № 3

Из протокола заседания Челябинского обкома ВКП(б) (1946 г.):

Председатель артели «Вперед» Лапов... в кругу своих близких в августе 1945 г. заявил: «Сейчас при Советской власти народ и кресть­яне чувствуют себя угнетенными, работают от гудка до гудка. Крестьяне ничего не имеют, во всем ограничены, общественные земли поросли сорняком, качество обработки земли плохое, хуже, чем в старое время. Сельхозинвентарь и машины не берегутся, а ломаются, так как колхозники не считают их своими собственными, а чужими, колхозными. Много колхозных земель пустует, а раньше у каждого крестьянина обрабатывался каждый участок земли. Крестьяне не являются сами себе хозяевами, их заставляют насильно работать... Если бы все наше сельское хозяйство все время развивалось так же, как в период проведения НЭПа, то теперь, в 1945 г., каждый кресть­янин-единоличник имел бы в своем индивидуальном хозяйстве трак­тор, автомашину и другой инвентарь. Крестьяне имели бы изобилие продуктов и ни в чем не нуждались».



Учащиеся анализируют документы и делают выводы:

- колхозники рассчитывали на роспуск колхозов;

- рабочие надеялись, что будут отменены жестокие законы военного времени и улучшено материальное положение;

- интеллигенция – ослабление политического диктата, развитие демократии, свободу творчества (слайд №5).

















1.Отменено чрезвычайное положение.

2. Упразднен Государственный комитет обороны.

3. СНК СССР преобразован в Совет Министров, наркоматы в министерства.

4. Выборы в советы всех уровней, обновление депутатского корпуса.

5. Выборы народных судей.

6. ВКП(б) переименована в КПСС.

7. Прошли съезды профсоюзов и комсомола.



Тоталитаризм, его черты







1 группа

Репрессиям подверглись:

- бывшие военнопленные;

- народы Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии;

- рабочие и крестьяне, не выполнявшие нормы выработки;

2 группа

Политические процессы:

- «дело авиаторов» и других крупных военачальников;

- «ленинградское дело»;

- «дело врачей».

Репрессировано 6,5млн. человек.

3 группа

Причины ужесточения политического режима:

1. Борьба с элементами свободы, возникшими в обществе после войны.

2. Воссоздание атмосферы всеобщего страха.

3. Поиск внутреннего врага, ответственного за нарастание испытываемых страной трудностей.

4. Противостояние « чуждой идеологии».

5. Использование репрессий как средства борьбы за власть в самом руководстве партии и государства.


Из речи И. В. Сталина перед избирателями г. Москвы

9.02.46 г.

Советский многонациональный государственный строй еще больше окреп за время войны, ибо наше многонациональное го­сударство выросло не на буржуазной основе, стимулирующей чувство национального недоверия и национальной вражды, а на советской основе, которая культивирует чувство дружбы и брат­ского сотрудничества между народами нашего государства. Наш строй — образец многонационального государства, где проблемы сотрудничества наций разрешены лучше, чем в лю­бом другом многонациональном государстве.


1. Насколько согласуются данные заполненной вами табли­цы с приведенным текстом выступления Сталина?

2. Чем были вызваны репрессивные меры против перечислен­ных в таблице народов СССР?

3. Какие факты дали основание Сталину сделать вывод об «укреплении многонационального государства» после войны?

4. Какие проблемы для будущего развития страны породили массовые депортации народов СССР в годы войны и в послево­енный период.







Фронтальная

работа.



Индивидуальная работа.

















Групповая работа





































































































Работа со схемой












Самостоятельная работа с учебником, составление конспекта: с.300














Индивидуальная работа





Групповая работа













































Индивидуальная работа



Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из документов; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают про себя тексты и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное




Устные

ответы.























Устные ответы.
























































































Записи в тетради












Записи в тетради













Устные ответы

Записи в тетради















Устные ответы







Устные ответы



Записи в тетради



















































Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5


Решение проблемы: (слайд № 12) Обратимся к высказыванию историка Е.Ю. Зубковой: «из войны вышел не просто сражающийся народ, но единое общество. Общая победа, надежды на перемены к лучшему, общие для всех послевоенные трудности сближали людей. На разных уровнях общественной жизни после войны начали формироваться настроения, в которых угадывался прообраз общественного мнения. Но сталинский режим не мог этого допустить. Вся послевоенная политика властей была направлена, прежде всего, на раскол общества, вышедшего из войны. И цель была достигнута: победа в противостоянии власти и общества осталась за властью».








Примерные ответы учеников:

-народ стал иным;

-утверждается чувство ответственности, гражданское и человеческое достоинство людей;

-люди хотели быть хозяевами своей судьбы, своей страны;

-государство нуждалось не в гражданах, а в «винтиках»;

-методы руководства остались прежними.

1.Индивидуальная работа.



2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради



V. Итоги урока. Рефлексия

7

Обобщение полученных на уроке сведений

Решение тестов по теме «Политическое развитие СССР в 1945-1953гг.». Ученики используют мультимедийное пособие, оценка выставляется автоматически, при удовлетворительном результате рекомендуется еще раз прослушать материал данной темы.


Отвечают на вопросы теста. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке


Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


1 уровень. Ответьте на вопросы и выполните задания к параграфу 42.

2 уровень. Докажите или опровергните мнение, что послевоенные годы стали апогеем тоталитаризма.

3 уровень. Составьте сочинение – миниатюру о послевоенном общественно-политическом климате в советском обществе от лица одного из его представителей (представителя партийно-государственной номенклатуры, военного деятеля, рабочего, колхозника, представителя городской интеллигенции).


Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа