Актуализация знаний | мин | Организует устную работу. – Вычислите: а) ; е) ; б) ; ж) ; в) ; з) ; г) ; и) ; д) ; к) . | Фронтально работают с места | П: анализ предлагаемых заданий, выделение существенной информации; Р: умение слушать, дополнять и уточнять; К: решение возникающих проблемных вопросов. |
Изучение нового материала | 15мин | Организует изучение учебного материала по учебнику 1. «Открытие» теоремы Виета. Целесообразно организовать исследовательскую работу. Для этого разбить учащихся на пять групп, каждой из которых дать решить приведенное квадратное уравнение. После его решения один представитель от каждой группы выходит к доске и заполняет строку в таблице. Уравнение | b | c | Корни | Сумма корней | Произведение корней | x2 – 3x + 12 = 0 | | | | | | x2 – x – 12 = 0 | | | | | | x2 + 5x + 6 = 0 | | | | | | x2 + 3x – 10 = 0 | | | | | | x2 – 6x – 7 = 0 | | | | | | После этого учитель предлагает учащимся сравнить сумму и произведение полученных корней с коэффициентами b и c и сделать предположение. Учитель подтверждает сделанное предположение, сообщая, что данное утверждение называется теоремой Виета, обращая при этом еще раз внимание учащихся, что эта теорема справедлива для приведенных квадратных уравнений. Для доказательства теоремы можно привлекать учащихся, поскольку оно не является сложным. После доказательства на доску выносится запись: Если х1 и х2 – корни уравнения x2 + px + q = 0, то x1 + x2 = –p, x1 ∙ x2 = q | Для первичного усвоения теоремы Виета можно предложить учащимся выполнить задание: найти сумму и произведение корней квадратного уравнения: а) x2 + 7x – 2 = 0; г) x2 – x – 5 = 0; б) x2 – 4x + = 0; д) x2 – 2x + 1 = 0; в) x2 + 10x + 2 = 0; е) x2 + 3x + 5 = 0. При выполнении этого задания учащиеся могут догадаться, что прежде чем применять теорему Виета, необходимо убедиться, что данное квадратное уравнение имеет корни. Если учащиеся не выскажут эту мысль, то при решении задания «е» предложить им найти дискриминант уравнения и сделать соответствующий вывод. 2. Формулы для неприведенного квадратного уравнения. Используя теорему Виета, вывести соответствующие формулы для неприведенного квадратного уравнения. После этого на доску вынести запись: Если х1 и х2 – корни уравнения ax2 + bx + c = 0, то x1 + x2 = – , x1 ∙ x2 =  | 3. Теорема, обратная теореме Виета. Обратить внимание учащихся, что с помощью теоремы, обратной теореме Виета, появляется возможность находить корни квадратного уравнения подбором. Привести примеры. | Изучают новый материал совместно с учителем. Делаю соответствующие записи в тетрадях. | П: умение логически рассуждать, анализировать и осмысливать текст задания; Л: осознание работы в группе; Р: контроль и коррекция выбора способа действий, критическая оценка полученного ответа; |
Закрепление изученного материала | 15мин | Организует закрепление учебного материала по учебнику На этом уроке основное внимание следует уделить непосредственному применению теоремы Виета. Упражнения на нахождение корней подбором, то есть использование обратной теоремы, можно выполнить, если останется время. 1. № 513 (а, в, д). 2. № 514 (а, в, д), 515 (а, в, д). 3. Решите квадратное уравнение по формуле и сделайте проверку, используя теорему Виета: а) x2 + 7x – 8 = 0; в) x2 – 4x – 5 = 0; б) x2 – 5x – 14 = 0; г) x2 + 8x + 15 = 0. 4. № 516 (а, в). 5. Дополнительное задание: найдите подбором корни уравнения: а) x2 – 11x + 28 = 0; д) x2 – 13x + 36 = 0; б) x2 + 11x + 28 = 0; е) x2 – 15x + 36 = 0; в) x2 – 3x – 28 = 0; ж) x2 + 20x + 36 = 0; г) x2 + 3x – 28 = 0; з) x2 + 37x + 36 = 0. Проверочная работа. Вариант I Каждое из следующих уравнений имеет по два корня: х1 и х2. Не находя их, найдите значения выражений x1 + x2 и x1 ∙ x2: а) x2 – 7x – 9 = 0; в) 5x2 – 7x = 0; б) 2x2 + 8x – 19 = 0; г) 13x2 – 25 = 0. Вариант II Каждое из следующих уравнений имеет по два корня: х1 и х2. Не находя их, найдите значения выражений x1 + x2 и x1 ∙ x2: а) x2 + 8x – 11 = 0; в) 4x2 + 9x = 0; б) 3x2 – 7x – 12 = 0; г) 17x2 – 50 = 0. | Самостоятельно решают по учебнику (1 человек у доски для самоконтроля) | П: самостоятельное выполнение действий, умение структурировать свои знания; Р: контроль и коррекция; |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | 2мин | Организует обсуждение: Вопросы учащимся: – Сформулируйте теорему Виета. – Что необходимо проверить, прежде чем находить произведение и сумму корней приведенного квадратного уравнения? – Как можно применить теорему Виета для неприведенного квадратного уравнения? – В чем состоит теорема, обратная теореме Виета? Когда она применяется? | Отвечают на вопросы учителя. Проводят самооценку своей деятельности на уроке. | Л: умение подводить итоги; Р: умение осуществлять самооценку; К: умение грамотно выражать свои мысли; |
Домашнее задание | 1мин | разобрать задания № 513 (б, г, е), 514 (б, г, е), 515 (б, г, е). | Записывают домашнее задание в дневник. | |