Часть 1.
Дата 25.04.19 | Урок № 64 | Класс 11Б | Предмет Геометрия | ОУ МКОУ «Троицкая СОШ» |
Тема урока: «Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Объемы тел». | УМК Л. С. Атанасян «Геометрия 10-11» |
Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): № 1/1 |
Тип урока: закрепление знаний |
Дидактические единицы учебного материала, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке | Дидактические единицы учебного материала, которые ученик изучит на уроке |
Представлять, понимать | Знать | Уметь | Понятия: многогранники, объем тела, двугранный и линейный угол. Утверждения (теоремы, аксиомы): теорема о вычислении объемов тел, площади полной и боковой поверхности. Методы (рассуждений, решения задач): общий метод решения задач. |
Пространственные фигуры и их развертки | Формулы для вычисления объема тел, площади полной и боковой поверхности. | Строить чертежи, сечения, применять формулы для расчета объема к решению задач. |
Планируемые предметные результаты урока |
Ученик должен знать | Ученик должен уметь | Ученик научится представлять и понимать |
На 3 | На 4 | На 5 | На 3 | На 4 | На 5 |
Формулы вычисления объем тел, площади полной и боковой поверхности. | Формулы вычисления объемов тел, площади полной и боковой поверхности, теоремы о вычислении объемов тел. | Формулы вычисления объема, площади полной и боковой поверхности, теорема о вычислении объема, доказательство теоремы. | Решать задачи на вычисление объемов тел. | Решать задачи, используя площади полной и боковой поверхности и связанные с ними понятия для нахождения объемов тел. | Решать задачи повышенной сложности. | Пространственные фигуры, находить объем тел, применять связанные с ними понятия и формулы к решению задач. |
Метапредметная направленность урока заключается в формировании умения осуществлять поиск решения задачи посредством организации деятельности учащихся по анализу условия, составлению плана решения. | |
Личностная направленность урока заключается в формировании ответственного отношения к делу посредством организации деятельности учащихся по осуществлению поиска решения задач. | |
Технология обучения | Форма обучения | Метод обучения |
Системно-деятельностный подход | Фронтальная, индивидуальная | поисковый |
Дидактические средства обучения |
Карточки, модели конуса, цилиндра, шара |
Источники информации: |
для учителя | для обучающихся |
учебник по геометрии Л. С. Атанасян. | учебник по геометрии Л. С. Атанасян. |
Цель урока: (определяется планируемыми результатами и способами их достижения) | Задачи урока: (конкретизация цели) |
Формирование у учащихся умения обобщать и систематизировать информацию по теме «Объемы тел» | 1) формирование у учащихся умения отбирать нужную информацию для изучения темы (фронтальный опрос); 2) формирование у учащихся умения формулировать тему и цель урока (фронтальная работа по вопросам учителя); 3) формирование у учащихся умения анализировать и обобщать при решении задач; 4) формирование у учащихся умения осуществлять поиск решения задачи по данной теме; 5) формирование у учащихся способности к самоанализу и рефлексии. |
Часть 2.
Характеристики этапов урока |
| | | | | |
Этап урока, время | Цели этапа | Предметные учебные действия, формируемые на этапе | Универсальные учебные действия, формируемые на этапе | ФОУД | Используемые на этапе СО |
1.Актуализация знаний, 10 мин | вспомнить ранее изученное (понятия пространственных фигур, формулы для расчета площадей полной поверхности, объема и боковой поверхностей) | Умение определять понятия пространственных фигур, уметь рассчитывать площадь полной и боковой поверхностей пирамиды, объем. | Умение анализировать объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; выводить следствия, классифицировать по различным основаниям | ИФ | Сплошные модели многогранников и тел вращения |
2.Закрепление знаний, 25 мин | формирование умения выполнять анализ задач через фронтальную работу с классом; формирование умения составлять план решения задач; формирование умения реализовывать план решения задач через самостоятельную работу. | Умение решать задачи на нахождение объемов тел. | Умение составлять план действий | Ф П И | Учебник, карточки |
3.Подведение итогов урока, 5 мин | подвести итоги урока | | Умение анализировать и оценивать свою деятельность | Ф | |
4.Домашнее задание, 2 мин | Инструктаж о выполнии домашнего задания | | | Ф | |
Характеристики этапов урока |
| | |
Этап урока, время | Деятельность учителя (с указанием конкретных методов и приемов обучения, средств и форм контроля, учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на данном этапе) | Деятельность учащихся | Продукт деятельности учащихся |
1.Актуализация знаний, 10 мин | Учитель проводит фронтальный опрос по теме «Объемы тел» | Учащиеся отвечают на вопросы учителя во время фронтального опроса | Ответы на вопросы учителя. |
2.Закрепление знаний 25 мин | Учитель организует индивидуальную работу с классом по решению задач. Затем учитель организует обсуждение решенных задач у доски (представление решений). | Учащиеся решают задачи. | Ответы на вопросы, записи в тетрадях |
3.Подведение итогов урока, 5 мин | Учитель организует рефлексивную деятельность учащихся и задает домашнее задание. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность | Ответы на вопросы |
4.Домашнее задание | Учитель задает домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник | |
Часть 3.
Ход урока.
Этап урока | Содержание урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Актуализация знаний | Приветствие. Включение в деловой ритм. -Что мы изучали с вами на протяжении всей четверти? -Объемы каких тел мы научились находить? -Как вы думаете, что нам осталось сделать? -Какова цель нашего занятия? Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? Прямой призмы? Наклонной призмы? Пирамиды? Конуса? | Подготовка класса к работе. -Объемы тел. - Призма, конус, цилиндр, пирамида, шар. -Обобщить все эти знания. - Научиться обобщать и систематизировать информацию по теме «Объемы тел». Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту. - Объем призмы (прямой и наклонной) равен произведению площади основания, на высоту. Объем пирамиды (конуса) равен одной трети произведения основания на высоту. Объем усеченной пирамиды (усеченного конуса) вычисляется по формуле: . |
2. Закрепление изученного материала. | На карточках перед вами задачи по пройденной теме. Вы будете решать их самостоятельно, но первый решивший должен представить свое решение на доске. Задачи по готовым чертежам №1 №2 №3 №4 №5 | Решают задачи и по очереди пишут их на доске с объяснениями. №1 (1) (2) №2 №3 №4 №5 |
3. Рефлексия | -Как вы считаете, достигнута ли цель сегодняшнего урока? -Почему? - Как вы оцениваете свою готовность к контрольной работе? | - Достигнута. -Мы Систематизировали информацию и прорешали задачи для всех изученных тел. -Хорошо. |
4. Домашнее задание. | Повт. объемы тел, № 581. | |