Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Здравствуй, мир! Это я, А вокруг страна моя! Солнце в небесах горит, И у ног земля лежит! Там леса, а тут поля, Здесь друзья, и там друзья! Я легко к земле нагнусь, К каждой травке прикоснусь, Влево, вправо повернусь, По округе пробегусь. Стал я бодрый и весёлый, Здравствуй же, родная школа! Здравствуй же, страна моя! Здравствуй, мир! Проснулся я! (Слайд 1+музыка «Здравствуй мир») Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. -Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят. Записываем дату. (На доске) | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II.Актуализация знаний (4-5 минут). Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | А сейчас давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. (Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство). Какие члены предложения называются главными, второстепенными? Что такое подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение? Запишите предложение и подчеркните в нем дополнение, определение и обстоятельство. У доски: Яркое солнце, прозрачный воздух и чистая вода нужны нашему организму всегда. К какому члену предложения относятся подлежащие? (Относятся к одному и тому же члену предложения). Получается, что у нас три подлежащих при одном сказуемом. На какие вопросы отвечают подлежащие? (На один и тот же). Какой частью речи выражены? (Одной и той же) С какой интонацией они произносятся? (С интонацией перечисления). Как называются такие члены предложения? (Однородными членами) Молодцы. Ну а сейчас я предлагаю вам отгадать загаданное мною слово, которое поможет сформулировать тему нашего урока. Первая буква каждого отгаданного слова будет приближать вас к разгадке. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы какой?, чей? (Определение). Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? (Дополнение). Как называются предложения, которые не имеют второстепенных членов? (Нераспространенные). Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы где?, куда?, откуда? (Обстоятельство). Как называются предложения, которые имеют второстепенные члены? (Распространенные). Прибавить корень слова “одного”. Взять окончание в слове “спортивный” | Слушают, отвечают на вопросы, используют схемы, участвуют в беседе. 1 человек работает у доски, разбирает предложение, остальные разбирают на месте. ОРФОГРАММЫ Предполагаемый ответ: однородный | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
III.Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Создает проблемную ситуацию: -Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы -Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы. -Что необычного в этом предложении? -Какую грамматическую основу предложения вы подчеркнули? -Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? -С какой интонацией они читаются? -Как называются подобные члены предложения? Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но, полномочия на них Поровну возложены. И подчеркнуть в строке их нужно одинаково, И между ними правильно Должны расставить знаки мы. Шагают вереницею они за словом главным, Оно ими командует и за собой их тянет. Наверное, вы поняли, Слова те благородные Все называют в языке, Конечно, однородными. -Cформулируйте тему урока. Однородные члены предложения. А для чего нам надо знать однородные члены? ( какие члены предложения называются однородными. Их признаки. Пунктуация при них) | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока. (Ответ: Однородные члены предложения) -Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания. Запись темы урока в тетради: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» (Слайд № ) | Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут) Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме. ФИЗМИНУТКА | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1. Предлагает понаблюдать над материалом урока - Прочитайте предложения, найдите однородные члены. Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? -Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. НА СЛАЙДЕ. Переставить слова таким образом, чтобы получились предложения с однородными членами Ласточки в грачи осенью жаворонки теплые края улетают. Клумбе росли на цветы тюльпаны красивые розы незабудки . Я обезьяна зоопарке вчера в тигра льва видел. ВЫВОД КАКИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЫ НАЗЫВАЕМ ОДНОРОДНЫМИ? Члены предложения. которые выражены одной частью речи, являются одним членом предложения и произносятся с перечислительной интонацией) ПУНКТУАЦИЯ ПРИОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ? Признаки однородных членов предложения: 1. Отвечают на один вопрос 2. Являются одним членом предложения 3. Относятся к одному слову 4. Обычно являются одной частью речи 5. Интонация перечисления СРАВНИМ СВОЙ ВЫВОД С ВЫВОДОМ УЧЕБНИКА | Составляют план достижения цели. На основе материала учебника делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и составляют алгоритм : Найду в предложении однородные члены. Определю, есть ли союзы при них. Выберу нужный знак препинания. Знаки препинания при однородных членах. Каким членом предложения могут быть однородные члены предложения?(Подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством) Нужны ли знаки препинания в предложениях с однородными членами? Какие?(Да, нужны. Запятые) Ставится ли запятая между однородными членами предложения, если там присутствует союз И? (Ставится, если союз И повторяется два и более раз) ЧТЕНИЕ СТРАНИЦ УЧЕБНИКА СТР.91 РАСПЕЧАТКИ РАЗДАТЬ ТАБЛИЦЫ | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
V.Первичное закрепление (4-5 минут) Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. НА СЛАЙДЕ Он учится хорошо но не отлично. Зимой солнце светит но не греет. На улице ветер сильный и холодный. Океан большой глубокий холодный. Дети ходили в лес за грибами и ягодами. . СОСТАВИТЬ СХЕМЫ НА СЛАЙДЕ Ребята купались, загорали . Ребята не купались , а загорали . Ребята купались , но не загорали . Ребята купались и загорали .. | Находят однородные члены предложения, графически их выделяют, составляют схемы. Выразительно читают предложения с ОЧ, соблюдая интонацию перечисления. Разбирают по составу выделенные слова. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
VI.Физминутка | Учитель организует физминутку. -Ребята, давайте передохнем и выполним несколько упражнений. | Выполняют упражнения | |
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут) | Организует деятельность по применению новых знаний Цифровой диктант. А сейчас я попрошу Слушать предложения И записывать в тетрадь Цифрами решение. Утром прилетали синицы и клевали пшено. В наших лесах живут медведи, лисы, волки. Мы очень спешили к поезду, но опоздали. По склонам гор видны сосны и ели. Шумит, бурлит непогода. Проверить (Ответ: 2,3,5) | Самостоятельно работают: 1.Отметить номера тех предложений, где однородные члены выделяются запятой Напишите номера этих предложений. Напишите номер нераспространенного предложения. | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут) | Работа с текстом Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумыаются о страшных последствиях. Забыают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму. И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. Это исследовали и доказали учёные всего мира. Ежедневно в России умирает 300 человек. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним. При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били по стопам палками, отрезали нос и уши. Это было страшно, жестоко, но эффективно. Откажись от вредных привычек, закаляйся, занимайся спортом и веди здоровый образ жизни. Проверка Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Но люди курят и отравляют свой организм. И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним. Вопросы: - Заинтересовала вас этот текст? (Ответ учащихся) - Какова его основная мысль? (Ответ учащихся) Вывод учителя. Основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ. - А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов, чем же он может привлечь наше внимание? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения) Фронтальный опрос - Какие члены предложения называются однородными? - Зависят ли однородные члены друг от друга? - С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? - Какие члены предложения могут быть однородными? - Приведите свои примеры предложений с однородными членами. - Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения | Учащиеся выполняют задание. ВЫПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, ПОДЧЕРКНУТЬ ИХ. СОСТАВИТЬ СХЕМЫ | Регулятивные: контроль, коррекция. |
IX.Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. -Придумайте и запишите кластер (объединение нескольких однородных элементов) на тему «Однородные члены». (Слайд № ) (Прочтение кластеров) (Слайд № ) Организует рефлексию (Слайд № ): -Оцените то, как вы усвоили материал: - Я не допустил ни одной ошибки. - Я ошибался 1-3 раза. - Я ошибался более 3 раз. - Я не понял материал. Обобщает сказанное. 1. Узнал ли ты на уроке то, что вам пригодиться в учёбе? 2. Комфортно ли вы чувствовали себя на этом уроке? 3. Хотелось бы тебе ещё присутствовать на похожем уроке? ЗАМЕНИЛИ БЫ ВЫ ТУЧКУ НА ТУЧКУ ДРУГОГО ЦВЕТА? ПОЧЕМУ? Благодарит за работу. Оценивает ответы. Объясняет домашнее задание разного уровня сложности: Параграф 40, карточки с разноуровневыми заданиями Уровень «3» Задание. Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы 1 предложения. Потянулись по берегам луга огороды поля рощи. Огни далекой деревни ярко и весело светились в ночи. Водоросли растут на дне рек озер и прудов. Николай умеет водить машину управлять яхтой чинить паруса. На поляне росли колокольчики ромашки и гвоздики. Уровень «4» Задание. Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы 1,2,3 предложений. Тонкий туман разливается в воздухе и застилает лес. Зеленели деревья и цветы кусты и травы. Путь был короткий но трудный. Растворились в темноте рощи сады поля виноградники. Быстро но осторожно ребята перебегали дорожки. Уровень «5» Задание . Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы 1,2,3 предложений. Обведите в кружок союзы. Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес поле и спутников греющим светом. Тускло белел снег который запорошил и старую листву и остатки костра и пни и деревья. Я побывал в музеях и театрах на выставке и в галерее. Песня слышалась то слева то справа то сверху. | Составляют внутреннюю речь. Работают , составляют кластер, представляют его. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. Записывают задание в дневник (Слайд № ). Подают дневники для оценки учителю. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) Дифференцированные задания |