БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|
Оргмомент |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок, начинается урок. Сели ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись. Я рада видеть вас на уроке! -Вы готовы к уроку? - Тогда начинаем урок. Желаю вам получить новые знания и закрепить полученные знания на сегодняшнем занятии! | Настраиваются на урок |
|
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность обучающегося (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Перед вами кроссворд «Мифы и легенды о цветах». Если задания выполнены правильно, то в выделенном столбце по вертикали вы получите название темы, с которой нам предстоит познакомиться на уроке. (Приложение 1) -Кто из вас разгадал кроссворд? Сверьте с ответами (слайд 2) -Сформулируйте тему урока. | Решают кроссворд: (Приложение 1) Сверяют ответы (смотрят слайд 2) Формулируют тему урока |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Задаются вопросы обучающимся: Какие видоизмененные побеги вы знаете? (Слайд 3) Докажите, что корневище – это видоизмененный побег? Приведите примеры растений, у которых есть корневище. (Слайд 4) Докажите, что клубень – это видоизмененный побег? Приведите примеры растений, у которых есть клубень. (Слайд 5) Докажите, что луковица– это видоизмененный побег? Приведите примеры растений, у которых есть луковица. (Слайд 6) | Отвечают на поставленные вопросы |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Ребята, как вы думаете какова цель нашего урока? | Ребята ставят цель урока |
Верно, на уроке вы познакомиться со строением цветка, многообразием цветов, их значением в жизни растений | |
БЛОК 2. Открытие нового знания |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность обучающихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание обучающихся на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала: 1) на общее понимание и мотивацию; 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Фронтальная, групповая работа (работа с учебником, презентацией: https://disk.yandex.ru/i/MBvTYPMccpTjbA рабочим листом, раздаточным материалом). (Приложение 3) | Прорабатывают §14 Изучают презентацию: https://disk.yandex.ru/i/MBvTYPMccpTjbA По материалу составляют общую схему строения цветка Используя учебник (§14), презентацию, выполняют задания в рабочем листе (по группам). 1 группа 1. Вставить пропущенные слова: Главной осью цветка является______________________ - это тонкий стебелёк, на котором сидит цветок. Расширяясь, она образует __________________________, которое является местом крепления ____________________________________________. Совокупность чашелистиков образуют ________________. Как правило, она _______________ цвета. Чашелистики могут быть _________________ у основания, или ___________________ , например, как у герани. 2 группа 1. Вставить пропущенные слова: Совокупность лепестков называется - _______________. Он может быть окрашен в разные цвета. Совокупность чашечки и __________________ называют околоцветником. (показать у доски все части). 2. Составить схему «Виды Околоцветника» Какой тип околоцветника у нашего цветка? Почему? 3 группа 1. Вставить пропущенные слова: ________- состоит из трех частей: завязи, столбика и _______________________. (показать у доски все части). В _____________________ находятсясемязачатки, в которых формируются женские половые клетки - _____________________. Функция столбика – _______________________________, функция рыльца – улавливание ______________. Тычинка имеет _____________ , внутри которого созревает пыльца и мужские половые клетки, и ___________________ . Работа в парах (по рабочим листам). Выполнение задания: собрать модель цветка, используя выданные элементы аппликации. 1 вариант – цветок женский (тычинки отсутствуют) 2 вариант – модель мужского цветка (пестики отсутствуют) 3 вариант - обоеполый цветок |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Педагог предлагает задание на закрепление первичных знаний. (Приложение 4) | Даны виды диаграмм с формулами, установите соответствующие им цветы: 1 2 3 Картофель (А) Тюльпан (Б) Яблоня (В) Ответ оформите в виде таблицы: |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Учитель предлагает выполнить лабораторную работу. Раздаёт рабочие листы с лабораторной работой. | Обучающиеся выполняют лабораторную работу. Лабораторная работа №7 «Изучение строения цветков» Цель: изучить строение цветка; развивать умения сравнения и определения частей цветков; убедиться в том, что цветок является органом полового размножения растений. Оборудование: гербарии растений, муляжи цветков; фотографии, иллюстрации цветов. Ход работы 1.Выполните рисунок. Подпишите части цветка. Заполните таблицу «Строение цветка» Часть цветка | Какие функции выполняет | | Цветоножка | | | Цветоложе | | | Чашечка | | | Венчик | | | Тычинки | | | Пестик | | 2.Рассмотрите цветки предложенных растений. Найдите тычинки и пестики. Рас- смотрите их. 3. Рассмотрите рисунки 3- х цветов и определите их Запишите в тетради: _____________ цветок _____________ цветок _____________ цветок Вывод: 1. Цветок является видоизмененным побегом, так как ……………………………. 2. Перечислите стеблевые и листовые части цветка______________________ |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Учитель предлагает выполнить межпредметное задание и задание из реальной жизни. После озвучивания учениками ответов, даёт верные ответы: 1. Созревший плод раффлезии оказывается наполненным полужидкой массой, в которой сидят семена. Слон давит этот плод. Клейкая масса прилипает к могучим ногам, и семена отправляются в путь. Произрастает раффлезия в тропической Азии. 2.«Пустоцветы» - это тычиночные цветки, в которых образуется пыльца необходимая для опыления и оплодотворения женских цветков. | Отвечают на вопросы: 1. Одним из самых удивительных является растение раффлезия, красота которого может сравнится разве что с его размерами. (Приложение 4) А они действительно впечатляют, ведь этот цветок – самый крупный среди всех растений, которые только существуют на планете. Экземпляры, достигающие в поперечнике 70–90 см, считаются средними. Встречаются и рекордсмены диаметром более 100 см. (Фото 1) Но, издаваемый им запах весьма неприятен и напоминает запах гниющего мяса. Этот аромат привлекает к цветку больших навозных мух, которые и служат для него опылителями. Раффлезия Арнольда чаще всего встречается на тропах, проложенных слонами к водопою как вы думаете, почему? И где произрастает это растение? 2.В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые «пустоцветы», а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Ребята, выполните задание ЕГЭ и ОГЭ 1.Ответ: Под цифрой 4 - чашелистики: сросшиеся - сростнолистная чашечка, раздельные - раздельнолистная (свободнолистная) чашечка. 2.Ответ: Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) Венчик. 2) Тычинки и пестики считаются главными частями цветка потому, что в них созревают половые клетки – гаметы, при слиянии которых происходит оплодотворение и формирование семени. 3) Число семян в плоде зависит от числа семязачатков (семяпочек) в цветке. Если семязачатков много (как у томата), то семян тоже будет много. Если семязачаток один, то будет одно семя в плоде (как у вишни). | Обучающиеся выполняют задание 1 вариант-1-е, 2-й вариант 2-е. 1.Рассмотрите рисунок и выполните задание Каким номером на рисунке обозначен элемент цветка, строение которого может быть как раздельнолистным, так и сростнолистным? Назовите его. 2.Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы. 1) Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей? 2) Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка? 3) Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата – по многу семян. С чем это связано? СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник. Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца. В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен. Обучающиеся озвучивают ответы и сверяют с верными. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Педагог предлагает задания по развитию функциональной грамотности. После выполнения учениками заданий, учитель даёт ключ. Ответы: 1.Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев. | Ученики устно отвечают: 1.Найдите биологические ошибки в стихах: Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне - Давайте мы туда заглянем! Задание 2. Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, Которое видеть вы раньше нигде не могли, Он умеет такое, что никто на земле не умеет. Из одной и той же черного цвета земли Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой! В. Солоухин. Вопрос: От чего зависит окраска цветков растений? Задание 3. У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает более метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». «А мы, - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя , стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу под воду». «Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!». А плод говорит: «А я…, а я…». Словом тоже стал утверждать свое превосходство. Вопрос: А как вы думаете: кто из них для растений самый главный? Ответ обязательно обоснуйте. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Педагог предлагает задание на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом Ответ для самопроверки: | Обучающиеся выполняют задание: Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте. Покрытосеменные растения Покрытосеменные растения – самая многочисленная группа царства Растения. Покрытосеменные имеют корень, стебель, листья и особый опыляемый орган семенного размножения – _______(А). У Покрытосеменных растений семена развиваются внутри _______(Б), то есть они защищены, покрыты. В семенах находится запас _______(В), который необходим для роста проростков. Список слов: 1) цветок 2) шишка 3) плод 4) почка 5) питательные вещества 6) минеральные вещества Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Учитель предлагает выполнить задание на бланках. (Приложение 2) Ответы: верные: 1, 3, 4, 6, 7, 9; неверные: 2, 5, 8, 10. Критерии оценивания: Всё верно – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» | Выполняют задание. Выберите верные утверждения. Верные утверждения отмечайте “+”, а неверные “ - ”. 1. Цветок без цветоножки называется сидячим. 2. Чашечка состоит из лепестков. 3. Цветок – орган семенного размножения. 4. Тычинки и пестики – это главные репродуктивные части цветка. 5. Венчик бывает сростнолистным. 6. Нектар – это сладкий сок, который выделяют особые железы цветка – нектарики, с целью привлечения опылителей. 7. Перед оплодотворением происходит опыление. 8. Если цветок имеет только тычинки, его называют обоеполым. 9. Роль венчика - привлечение опылителей. 10. Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок. Проводят самопроверку |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для педагога по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. Давайте оценим работу на уроке. | Обсуждение того, что узнали; того, как работали - каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работа в классе, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Выражают своё мнение (Приложение 5). |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Педагог предлагает домашнее задание | Домашнее задание. Оно у каждого может быть своим. Если вы отлично поработали на уроке, нет затруднений, можете выполнить творческое задание: Небольшое выступление с презентацией на тему «Строение цветка» Если вы испытали на уроке затруднения, проработайте ещё раз материал учебника, параграф 14. Альтернативное задание: игра https://learningapps.org/3145877 |