Теоретические сведения
Волейбол (от англ. volley — удар с лёта и ball — мяч) – это олимпийский вид спорта, целью в котором является направить мяч в сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на половине соперника или добиться ошибки со стороны игрока команды соперника. Данный вид спорта был придуман в 1895 году американцем Джорджем Уильямом Морганом, с тех пор игра значительно эволюционировала и несколько раз обновляла свои правила.
Волейбол можно считать одним из самых доступных видов спорта, для его игры нужна небольшая площадка, натянутая между двумя стойками сетка и мяч. С каждой стороны играет по 6 человек (в любительских соревнованиях допускается меньше).
Технические аспекты
Высота сетки для мужчин: 2,43 м. Для женщин: 2,24 м.
Периметр площадки: 18 x 9 метров.
Длина окружности волейбольного мяча 65-67 см, а вес мяча – 250-280 г.
Площадка состоит из 6 зон, делящихся по номерам.
Элементы
Волейбол состоит из следующих элементов: подача, прием, пас, нападающий удар, блок.
Технологическая карта урока
по теме: Волейбол. «Передачи в парах через сетку»
Учебный предмет: Физическая культура
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений и навыков (ЗУН)
Тема урока: Передачи в парах через сетку
Цель урока: Обучение передачи мяча двумя руками сверху и снизу в парах через сетку
Задачи:
Образовательная: повторение основных правил игры в волейбол. Формирование навыков техники верхней и нижней передачи мяча, приема мяча.
Развивающая: развитие физических качеств: быстроты, ловкости, координационных способностей.
Воспитательная: формирование чувства коллективизма. Воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями.
Планируемые результаты урока |
Предметные: Метапредметные: Личностные: | Знания основных правил игры в волейбол. Иметь представление о технике верхней передачи мяча двумя руками и приему двумя сверху и снизу, применять данные элементы в игровой деятельности. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Развитие мотивов учебной деятельности, ответственного отношения к порученному делу; проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. |
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная
Методы обучения: словесная и наглядная передача информации о правилах передачи мяча одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и учащимися, организация практической парной и групповой работы, развитие функциональной грамотности - умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели
Образовательные ресурсы урока: секундомер, свисток, волейбольный мячи по количеству занимающихся, или на пару в зависимости от количества учащихся, волейбольная сетка
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | Дозировка |
Подготовительная часть урока-12 минут |
I. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку | Построение в одну шеренгу | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; Формирование потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | 1 мин |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Озвучивает тему и помогает обучающимся сформулировать цель урока; создает эмоциональный настрой Построение; приветствие. Настроить детей на работу | Слушают и обсуждают тему урока, ставят цели, формулируют пути их решения. | Регулятивные: приводят примеры и выделяют значение данного умения для осуществления целей в спортивной игре | 3 мин |
III. Актуализация знаний | Дает команду: «Равняйсь! Смирно!». Напоминает технику безопасности на уроке физкультуры. Дает строевые команды В обход по залу шагом – марш! ОРУ в движении шагом на осанку Быстрая ходьба Бег с заданиями (разминка пальцев рук, бег приставными шагами в стойке в/б) Ходьба с восстановлением дыхания. Дает команду перейти на шаг. Построение в одну шеренгу. Проводит разминку без мяча и с мячом в парах (осуществляет показ с объяснением и дает организационно-методические указания) | Настрой на урок Самооценка готовности к уроку Выполняют подготовительные упражнения | Познавательные: Общеучебные - использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Регулятивные: Прогнозирование- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп Личностные: Установить роль разминки при подготовке организма к занятию с мячом. Уточнить влияние разминки мышц плечевого пояса на готовность к работе с мячом Коммуникативные: Обсудить ход предстоящей разминки. Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками, так и с учителем | 8 мин |
Основная часть урока -27 минут |
IV. Обобщение и систематизация знаний | Дает команду разбиться на пары, взять один мяч. Проводит упражнения с мячом в парах. См. приложения | Берут мячи, встают в пары, выполняют специальные упражнения. | Личностные: Описывать технику изучаемых игровых приемов и действий, повторять и осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов волейбола Коммуникативные: распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий | 17 мин |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации | Делит класс на 2 команды и проводит игру. Проводит учебно-тренировочную игру в волейбол. Напомнить правила игры, правила ТБ. | Делятся на две команды, играют в волейбол, используют взаимодействие игроков на площадке-играют на 2-3 передачи | Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из различных источников в игре волейбол. Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую. Личностные: определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия с волейбольным мячом для комплексного развития физических способностей. Коммуникативные: развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения работы одноклассников с элементами волейбола. | 10 мин |
Заключительная часть урока-5 мин |
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Построение в одну шеренгу. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Обсуждают допущенные ошибки и пути их исправления. Слушают комментарии обобщения учителя. | Личностные: определять собственные ошибки при освоении учебной задачи на уроке Коммуникативные: обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей Познавательные: формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения поставленных задач Регулятивные: определить смысл поставленной на уроке задачи. | 2 мин |
VII. Рефлексия. Итоги урока. | Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание. Задает вопросы: - оцените свою работу на уроке? - что получалось на уроке лучше всего? - над чем необходимо поработать на следующем занятии? | Отвечают на вопросы Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку | Коммуникативные: обучающиеся слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя. Вычленять новые знания. Познавательные: повторяют новые полученные знания на уроке. Личностные: осознавать надобность домашнего задания | 3 мин |
Приложение №1
Броски мяча двумя руками из-за головы с ударом о пол;
Высокие броски мяча двумя руками из-за головы;
Броски мяча правой рукой с ударом об пол;
4. Броски мяча левой рукой с ударом об пол;
5. Удары по мячу с собственного набрасывания поочередно правой и левой рукой.
Приложение № 2
Прием и передача мяча сверху над собой
Прием и передача мяча снизу над собой
Чередование верхней передачи мяча и передачи мяча снизу над собой.
Приложение № 3
Передачи мяча сверху и снизу в парах
2. Передачи мяча сверху и снизу в парах через сетку
3. Передачи мяча сверху и снизу во встречных колоннах через сетку.