Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствие учащихся. Сегодня будем работать с произведением Л.Н.Толстого «После бала». Работать будем в группах. По наибольшему количеству баллов выявим лучшего ученика и по сумме набранных баллов в группе выявим лучшую команду. Давайте обратимся к жанру произведения. Как вы думаете, к какому жанру относится это эпическое произведение? (прием Установи соответствие). -Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора. Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу. Небольшое сообщение в форме презентации о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным" приготовила Сапунова Роза. | Класс заранее разделен на 4 группы, которые выбрали себе капитаны. Индивидуальное задание на соответствие жанра и определения жанра приготовил Батуев Саян (1, 2 слайда в форме презентации) (оценивание своей работы по Листу оценивания защиты презентации, проекта, исследовательской работы) Учащиеся слушают выступление, затем могут задать вопросы. Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории. (оценивание своей работы по Листу оценивания защиты презентации, проекта, исследовательской работы) | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Построение речевого высказывания в устной форме Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Вы прочитали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, настроиться на работу в группах. ТЕСТ на знание текста. Толстой рассказал нам интересную историю из жизни человека. Нам нужно будет ответить на вопрос: Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь? Повторение понятия композиция произведения, повествователь в рассказе. – В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? -Что необычного вы увидели в построении рассказа? | Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом. Затем каждая группа организует проверку внутри группы. Капитан зачитывает варианты правильных ответов, учащийся может произвести самопроверку или взаимопроверку на усмотрение капитана. Учащиеся выдвигают предположения, взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают. | Построение речевого высказывания в устной форме Формулирование собственного мнения Владение диалогической формой речи |
| Словарная работа. По литературоведческому словарю дать понятие о контрасте. Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность Противопоставление, контраст, или антитеза, как художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу? | Работа по словарю. (образы, персонажи, художественные детали) | Построение речевого высказывания в устной форме Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | 1. Выделим картины бала и события происходящие после него. По мере выполнения работы проверим. Вы можете каждый полностью заполнять таблицы, а можете распределиться по пунктам. Но раскрытия понятия контраста берите «до и после». Контраст в композиции. | Первая часть рассказа | Вторая часть рассказа | 1.Место действия | зала у предводителя | Описание улицы | 2.Эмоциональное состояние героя | | | 3.Портрет отца Вареньки | | | 4.краски, цветовая гамма | | | 5 звуки | | | 2. Работа с языковыми средствами: 1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу. 2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат). – Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова? 3. Сравнение сцены на балу и после бала. | Работа в парах, ответы каждого ученика. Работа в группах, участие в дискуссии. Сравнивают выбранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать состояние души рассказчика на балу и после бала. | Анализ объектов с целью выделения признаков. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Использование схем, таблиц для решения задачи. |
4.Самостоятельная работа . Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний. Учитель предлагает учащимся выполнить задание. Работа с книгой. Сопоставить полковника и наказываемого. | Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала. | Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Умение решать проблемы. Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности. Использование схем, таблиц для решения задачи. |
| | | |
5. Включение в систему знаний и повторения. | Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь? Какие выводы сделаете из этих наблюдений? | Работа в парах или индивидуально Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества. | Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме. Уметь слушать и понимать речь других. Умение решать проблемы. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4) |
6. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | -Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке? -Остались ли довольны своей работой на уроке? - Что мешало и что помогало достичь цели? -Как оцениваете свою работу на уроке? - Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока? -Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке. Пример: Николай 1 2 определения (властный, жестокий) 3 действия (наказывал, казнил, унижал) Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной) Ассоциация (несправедливость Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы) Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке. 1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?» 2.Составьте синквейн : Варенька или полковник. 3. Напишите мини- эссе «Моё мнение о полковнике». | Учащиеся в группах выполняют задание. Самоанализ. Участие в диалоге. Выставляют оценки в дневник. Отвечают на вопросы Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы) Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Формирование границ собственного знания и незнания. Адекватное восприятие оценки учителя. Самооценка личности. |
1. Жанр произведения:
2. Тема произведения:
3. Раскрытию идеи произведения помогает:
4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?
5. Произведение заставляет задуматься о:
в) любви Ивана Васильевича.