СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "После бала Л.Н.Толстого"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 8 классе  "Поле бала" Л.Н.Толстого. На уроке учащиеся работают в группах, в парах, индивидуально.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "После бала Л.Н.Толстого"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе

Класс: 8

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Образовательные:

1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».

2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа.

3. Научить видеть и понимать позицию автора.

4. Осознать пройденный материал и оценить себя.


Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес к художественному слову.

2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

3.Развивать креативное мышление, способствовать творческой самореализации учеников.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.

2.Привлечь внимание учеников к проблеме духовности.

2.Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Сегодня будем работать с произведением Л.Н.Толстого «После бала». Работать будем в группах. По наибольшему количеству баллов выявим лучшего ученика и по сумме набранных баллов в группе выявим лучшую команду.


Давайте обратимся к жанру произведения.

Как вы думаете, к какому жанру относится это эпическое произведение?

(прием Установи соответствие).







-Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.


Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу.


Небольшое сообщение в форме презентации о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем  Палкиным" приготовила Сапунова Роза.

Класс заранее разделен на 4 группы, которые выбрали себе капитаны.




Индивидуальное задание на соответствие жанра и определения жанра приготовил Батуев Саян (1, 2 слайда в форме презентации)

(оценивание своей работы по Листу оценивания защиты презентации, проекта, исследовательской работы)














Учащиеся слушают выступление, затем могут задать вопросы.


Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории.

(оценивание своей работы по Листу оценивания защиты презентации, проекта, исследовательской работы)






Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками





Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Построение речевого высказывания в устной форме




Целеполагание.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Вы прочитали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, настроиться на работу в группах.

ТЕСТ на знание текста.







Толстой рассказал нам интересную историю из жизни человека.

Нам нужно будет ответить на вопрос:

Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?


Повторение понятия композиция произведения, повествователь в рассказе.

– В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция?

-Что необычного вы увидели в построении рассказа?


Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом. Затем каждая группа организует проверку внутри группы. Капитан зачитывает варианты правильных ответов, учащийся может произвести самопроверку или взаимопроверку на усмотрение капитана.




Учащиеся выдвигают предположения, взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают.













Построение речевого высказывания в устной форме


Формулирование собственного мнения









Владение диалогической формой речи


Словарная работа.


По литературоведческому словарю дать понятие о контрасте.


Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность

Противопоставление, контраст, или антитеза, как  художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу? 




Работа по словарю.






(образы, персонажи, художественные детали)


Построение речевого высказывания в устной форме





Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей


Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.


Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

1. Выделим картины бала и события происходящие после него. По мере выполнения работы проверим. Вы можете каждый полностью заполнять таблицы, а можете распределиться по пунктам. Но раскрытия понятия контраста берите «до и после».

Контраст в композиции.


Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

1.Место действия


зала у предводителя

Описание улицы

2.Эмоциональное состояние героя




3.Портрет отца Вареньки




4.краски, цветовая гамма



5 звуки




2. Работа с языковыми средствами:

1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу.

2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат).

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова?

3. Сравнение сцены на балу и после бала.


Работа в парах, ответы каждого ученика.








Работа в группах, участие в дискуссии.













Сравнивают выбранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать состояние души рассказчика на балу и после бала.


Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



Использование схем, таблиц для решения задачи.



4.Самостоятельная работа .

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание. Работа с книгой. Сопоставить полковника и наказываемого.

Полковник

Наказываемый








Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала.

Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Умение решать проблемы.

Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Использование схем, таблиц для решения задачи.







5. Включение в систему знаний и повторения.


Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?

Какие выводы сделаете из этих наблюдений?

Работа в парах или индивидуально







Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества.


Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме.

Уметь слушать и понимать речь других.

Умение решать проблемы.

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4)


6. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

-Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?

-Остались ли довольны своей работой на уроке?

- Что мешало и что помогало достичь цели?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

- Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока?

-Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке.

Пример:

Николай 1

2 определения (властный, жестокий)

3 действия (наказывал, казнил, унижал)

Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной)

Ассоциация (несправедливость


Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)


Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке.

1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?»

2.Составьте синквейн : Варенька или полковник.

3. Напишите мини- эссе «Моё мнение о полковнике».

Учащиеся в группах выполняют задание.

Самоанализ.

Участие в диалоге.





Выставляют оценки в дневник.

Отвечают на вопросы








Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы)



Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Формирование границ собственного знания и незнания.


Адекватное восприятие оценки учителя.


Самооценка личности.










ТЕСТ на знание текста

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.



Критерии оценивания: 5 баллов- «5», 4 балла- «4», 3-2 балла – «3», 1-0 баллов- «2».