1.Мотивационный | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Валерьевна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. - А сейчас проверь дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». | Фронтальная | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются, проверяют готовность к уроку. | |
2.Актуализация знаний | - Ребята, давайте вспомним, какая на какие два вида делится природа? - Верно. Поэтому, сейчас я проверю, кто из вас самый внимательный ученик, а также, кто понял прошлую тему урока. - Я буду называть слова. Если это объект живой природы – хлопок в ладоши; если неживая природа – топнули один раз ногой. Понятны правила? Снег, лось, туча, скала, змея, пальма, песок, нефть, ромашка, оса, облако, солнце, комар, микроб, мох, вода. - Какие вы внимательные, вас не запутаешь. Поаплодировали себе, кто ни разу не ошибся. (на доске: … в опасности) - Как вы думаете, какое слово спряталось? - Почему именно это слово? - Совершенно верно, в последнее время человек не думает о природе: мы загрязняем реки, леса, моря. Мало кто из нас задумывается, какого от этого природе. - А как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить сегодня и какую цель перед собой поставим? - Верно. Тема нашего урока: «Природа в опасности». | Фронтальная | - Живая и неживая. - Да. Развивают внимание и вспоминают материал прошлых уроков. - Человечество, природа. - Потому что человек разрушает природу. Ответы учащихся. | |
3.Изучение нового материала | - C давних пор люди вмешиваются в жизнь природы. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух, вода. Мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра - сточные воды с вредными веществами… - По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. - Для этого появилась Красная книга в 1966 году. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. - А как вы думаете, с какой целью была создана Красная книга? - Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения. - Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? - Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла? - Чтобы сохранить редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве. Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют природу, не изменённую человеком. В нашей стране около 155 заповедников. - А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? - Прежде всего, надо соблюдать правила поведения на природе. Поэтому я предлагаю вам выполнить следующее задание. На доске будут появляться картинки, по которым вы должны сформулировать правила поведения на природе, соответствующие им. Давайте начнём с (Имя учащегося). 1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! 2. Не рви цветов в лесу и на лугу! 3. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. 4. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей. 5. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! 6. Не сбивайте грибы, даже несъедобные. 7. В лесу запрещается включать магнитофоны, поднимать крик и шум. 8. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. - Молодцы, вы знаете так много правил, что с легкостью сможете защитить природу. | Фронтальная Фронтальная | Ответы учащихся. - Человек пытается сделать свою жизнь более комфортной. - Не ломать ветки, не пинать муравейники. - Сделать кормушки для птиц и т.д. Формулируют правила поведения на природе. | |
4.Этап самоконтроля | - А сейчас я предлагаю вам решить небольшой тест. У вас на партах лежат карточки с заданиями. Пожалуйста, переверните их и приступайте к выполнению. Тест «Природа в опасности!» Выберите правильный вариант ответа: 1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов? а) из-за пожаров и стихийных бедствий; б) из-за изменения климата на Земле; в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей. 2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека? а) прозрачные; б) бесцветные; в) чистые. 3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах? а) от использования воды в быту; б) от использования воды в производстве; в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм. 4. Что люди делают для спасения живой природы? а) создают заповедники, ботанические сады; б) создают бульвары и скверы; в) создают фермы, пасеки и птицефабрики. 5. Что такое заповедники? а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна; б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира; в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых. | Индивидуальная | Отвечают на вопросы теста, повторяют пройденный материал. В В В А А | |
5.Рефлексия | - О чём вы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? - Хорошо. Ребята, кто считает, что он сегодня отлично постарался и все усвоил, хлопните, а кто думает, что он сегодня работал не в полную силу, но обязательно постарается в следующий раз, поднимите руку. - Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: « Охранять природу – значит охранять Родину» | Фронтальная | Отвечают на вопросы, повторяют пройденный материал. Оценивают себя. | |