Тема: | Работа силы, действующей по направлению движения тела. |
Цель : | Образовательные: сформировать понятие механической работы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути; продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента. Развивающие: сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы; развивать умение анализировать учебный материал; развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания. Воспитательные: воспитать умения и навыки коллективной работы; содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира. познакомить учащихся с механической работой, единицами работы, определение механической работы для случаев, когда сила совпадает с направлением движения тела. |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
Научиться вычислять механическую работу, определять условия, необходимые для совершения механической работы | Познавательные: Овладение навыками: - нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные Развитие умений: - монологической и диалогической речи; - умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, - признавать право другого человека на иное мнение. Регулятивные Формирование навыков: - выдвигать гипотезу; - работать по предложенному плану; - анализировать полученный результат Личностные: Развитие познавательных интересов; интеллектуальных и творческих способностей; Формирование ответственного отношения к обучению; Готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. |
Основные понятия | Механическая работа, сила, перемещение |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
| Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ТСО, наблюдение, решение задач. | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация внимания учащихся |
Психологический настрой обучающихся на освоение нового знания и новых способов действий. | Включение учащихся в деловой ритм работы | Развитие учебно-познавательного интереса к уроку | Отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение | Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение | Самопроверка готовности к уроку | Прогнозирование предстоящей учебной деятельности |
Этап постановки целей и задач урока |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы Обычно, под словом «Работа» мы понимаем всякий полезный труд рабочего, ученика. Что вы понимаете под словом «Работа»? (Учащиеся приводят примеры). Объяснить пословицы и поговорки. (Учащиеся участвуют в объяснении). Работа не волк, в лес не убежит. С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки. С горы вскачь, а в гору хоть плачь. Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу. В гору семеро тащат, а с горы и один толкает. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Берись дружно, не будет грузно. Встать пораньше да шагнуть подальше. Учитель: В физике под работой называют физическую величину, которую можно измерить. В физике изучают механическую работу. | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Открытие новых знаний |
Понятие работы в физике несколько иное. Это определенная физическая величина, а значит, ее можно измерить. В физике изучают прежде всего механическую работу. Рассмотрим примеры механической работы. Поезд движется под действием силы тяги электровоза, при этом совершается механическая работа. При выстреле из ружья сила давления пороховых газов совершает работу — перемещает пулю вдоль ствола, скорость пули при этом увеличивается. Из этих примеров видно, что механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы. Механическая работа совершается и в том случае, когда сила, действуя на тело (например, сила трения), уменьшает скорость его движения. Желая передвинуть шкаф, мы с силой на него надавливаем, но если он при этом в движение не приходит, то механической работы мы не совершаем. Можно представить себе случай, когда тело движется без участия сил (по инерции), в этом случае Механическая работа также не совершается. Итак, механическая работа совершается, только когда на тело действует сила, и оно движется. Нетрудно понять, что чем большая сила действует на тело и чем длиннее путь, который проходит тело под действием этой силы, тем большая совершается работа. Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Поэтому условились измерять механическую работу произведением силы на путь, пройденный по направлению этой силы: работа = сила х путь и совпадает с направлением движения тела. Если направление силы совпадает с направлением движения тела, то данная сила совершает положительную работу. Если же движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы, например, силы трения скольжения, то данная сила совершает отрицательную работу: Если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения, то эта сила работы не совершает, работа равна нулю: А=0. В дальнейшем, говоря о механической работе, мы будем кратко называть ее одним словом — работа. | Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции. | Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор. | Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении. | Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат. | Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей. |
Первичное закрепление во внешней речи |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. 1. При помощи подъемного крана подняли груз массой З т на высоту 7 м. Какую работу при этом совершили? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 .На рисунке 72 изображены три бруска, первый из которых покоится, второй движется по инерции без трения, третий движется под действием силы (трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа? З. Упр. 28(1, 2). 1. В каких из ниже перечисленных случаев совершается механическая работа: мальчик влезает на дерево; девочка играет на пианино; вода давит на стенку сосуда; вода падаёт с плотины? 2. По гладкому горизонтальному льду катится стальной шарик. допустим, что сопротивление движению шарика (трение о лед, сопротивление воздуха) отсутствует. Совершается ли при этом работа? 5*• Санки, скатившись с горки, прошли некоторое расстояние по горизонтальному участку, а затем остановились. а) Почему санки двигались по горизонтальному участку (т. е. какое физическое явление лежит в основе этого движения)? б) Почему через некоторое время санки остановились? в) Совершалась ли работа при перемещении санок по горизонтальному участку? Если да, то какой силой? Положительна или отрицательна работа этой силы? | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Итог урока |
1. Какие два условия необходимы для совершения механической работы? 2. От каких двух величин зависит совершенная работа? З. Что принимают за единицу работы? 4. Дайте определение единицы работы 1 Дж. Какие еще единицы работы вы знаете? | | | | | | |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. § 53 упр. Определить работу силы тяжести при подъёме портфеля. | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы Какая цель стояла перед нами на этом уроке? Достигнута ли наша цель? Что нового Вы узнали на уроке? Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса? Отметьте положительные моменты урока. Что можно было сделать еще лучше? | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. | Анализировать степень усвоения нового материала | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение | Строить понятные для собеседника высказывания | Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. | Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
Анализ активности учащихся |