Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | - Сегодня на уроке родного русского языка мы совершим очередное путешествие в мир русской народной культуры. Наша встреча посвящена одному из неофициальных символов России. - Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Все мы их должны знать и почитать, поскольку они зримо воплощают(вне зависимости происхождения, истории) прежде всего современную Россию, в которой мы все живем. (Красная площадь, березка, матрешка, валенки, балалйка). Существует ещё один неофициальный символ России, угадайте: Стоит толстячок, Подперевши бочок, Он шипит и кипит, Всем чай пить велит. Конечно, это самовар. Подумайте, чему будет посвящён наш урок? Наш урок пройдет под темой «Самовар кипит – уходить не велит». Открываем тетради, записываем число, тему. Что мы должны узнать о самоваре? Давайте поставим проблемные вопросы ? 1.Что такое самовар? 2. Как разжигали самовар? 3. История самовара. 5. Как использовали самовар? 6.Самовар в родном русском языке. На каждую решенную проблему мы будем ставить плюс на полях тетради. | Подводит к формулированию детьми темы и цели урока. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают число и классная работ, тема урока. | строют логическую цепь рассуждений | определяют и формулируют тему и цели урока осуществляют контроль, управляют своей деятельностью, контролируют и оценивают результаты своей деятельности |
Актуализация знаний | Работа по учебнику Откройте учебники на с. 65. Как образовалось слово самовар с. 65 упр.5 (Читают текст и устно отвечают на вопросы) Запишите: САМОВАР САМОКИПЕЦ САМОГРЕЙ выделите корень. - В чём назначение самовара? В толковом словаре В.И.Даля указано: назначение самовара – нагревать воду. -Что мы узнали? Мы узнали, что такое самовар, для чего он нужен, поставьте + напротив записанных слов. 2.Первые самовары стали делать на Урале, затем их стали делать по всей России, особенно в городе Тула. Городе оружейников. | Организует подготовку к изучению темы. | Выполняют задание | работают с информацией, выполняют логические операции находят ответы на поставленные вопросы в тексте, выделяют необходимую информацию | осуществляют контроль, управляют своей деятельностью, контролируют и оценивают результаты своей деятельности |
Первичное усвоение новых знаний | Первые самовары стали делать на Урале, затем их стали делать по всей России, особенно в городе Тула. Городе оружейников .Как же был устроен первый самовар ПОРАБОТАЕМ В ПАРАХ. С. 64 упр 4 -Рассмотрите серию картинок «Как разжигали самовар». Прочитайте текст. Каждому предложению соответствует один рисунок. Описание одной из картинок пропущено. Составьте предложение по этой картинке и запишите его в тетрадь. В самовар наливали (лить)чистую родниковую воду или воду из колодца. Прочитайте текст, который получится. Разновидности самоваров - Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар. Откройте с. 63. Рассмотрите рисунки самоваров, как они называются. А ещё были самовары Парадный, дорожный, станционный . Давайте предположим, какие это самовары? Игра «О каком самоваре идет речь в предложении» Нарядный самовар в домах нередко держали как … – для гостей. - Спишите предложение в тетрадь. Что мы узнали? О том как разжигали самовар, и его разновидности. Поставили плюс на полях.+ | | | работают с информацией, выполняют логические операции находят ответы на поставленные вопросы в тексте, выделяют необходимую информацию | вырабатывают навыки сотрудничества (работа в парах), учатся оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других, договориваться в паре, вступать в диалог аргументировать свой ответ |
Первичная проверка понимания | Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Какое красивое стихотворение о самоваре приготовил нам Даня: Давно на белом свете Живет годами стар, Поэтами воспетый Пузатый самовар Сиянье излучая, Морозным зимним днём Он сердце согревает Особенным теплом. -Особенным теплом согревал самовар сердце русским людям. Давайте отдохнём. Физ-пауза под песню «Самовар» 5. Как использовали самовар? Давайте посмотрим как использовали самовар. Сценка) Хозяюшка: Раньше самовар, начищенный до блеска, устанавливался на специальном самоварном столике, который располагался около обеденного стола (показывает) Маша: Заварочный чайник ставили сверху на самовар…. Хозяюшка: На обеденном столе расставлялись чашки с глубокими блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, щипцы, ситечко, блюда с пирогами., баранки ( Маша расставляет) Чай подавала хозяйка дома или её старшая дочь. Машенька: Мы гостей всегда встречаем чаем Первым делом угощаем чаем И в накладку, и вприкуску Пейте чай, друзья, по-русски! Хозяюшка: Подливание чая в чашку кончалось тогда, когда гость переворачивал её вверх дном. Это означало, что гость чаю больше не хочет и доволен угощением. Для чего же нужен был самовар? Мы знаем, что самовар нужен был, чтобы согреть воду для чая. - Постепенно в быт России вошло чаепитие и стало одним из важнейших элементов общения людей. Было принято звать в гости на чашку чая, пили его с холоду, после баньки, с устатку, с дороги. Чай бодрил, согревал, поднимал настроение. - Немало пословиц и поговорок сложил русский народ о чае и его свойствах. Работа в группах «Собери пословицу (Приложение 3) Чай пьешь - до ста лет проживешь. За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем. Чай пьёшь – здоровье бережёшь. Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай! Чай пить – приятно жить! Запишите составленную пословицу в тетрадь. | Организует беседу. Дает комментарий к заданию Контролирует выполнение работы | Ученики выполняют задания Высказывают свои предположения. Читают стихи. Показывают сценку. Выполняют задание | работают с информацией, выполняют логические операции находят ответы на поставленные вопросы в тексте, выделяют необходимую информацию | вырабатывают навыки сотрудничества (работа в парах), учатся оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других, договориваются в паре, вступают в диалог аргументируют свой ответ формируютт положительное отношение к учебе, устойчивую познавательную мотивацию и интереса к предмету |
Первичное закрепление | Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?(читают дети) 1. Из окошка вывалился стол И пошёл, пошёл, пошёл… А на нём, а на нём, Как на лошади верхом, Самоварище сидит И товарищам кричит: “Уходите, бегите, спасайтеся!”. (К.Чуковский “Федорино горе”) 2. Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, А пузатый от меня Убежал, как от огня. (К.Чуковский “Мойдодыр”) 1. Муха, Муха-цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар И купила самовар. (К.Чуковский “Муха-цокотуха”) Многие писатели использовали в своих произведениях самовар. IV. Закрепление: 1. – Выберите самое точное слово, чтобы закончить предложение: Самовар – это символ …… .(благополучие, доброта, гостеприимство, трудолюбие). | Организует беседу. | Отвечают на вопросы | работают с информацией, выполняют логические операции находят ответы на поставленные вопросы, выделяют необходимую информацию | аргументируют свой ответ формируютт положительное отношение к учебе, устойчивую познавательную мотивацию и интереса к предмету. |
Рефлексия | Наш урок подошёл к концу. Давайте дадим ему оценку. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое и интересное, то прикрепите на доску к самовару чайную чашку. Если вам было не интересно и ничего нового вы не узнали, ваша чашка останется у меня.(дети оценивают урок) | Подводит обучающихся к выводу | Подводят итог урока Отвечают на вопросы Оценивают свои достижения | | проводят самооценку и оценку деятельности |