СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: «Рождество»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока: «Рождество».  Урок ОДНКНР

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: «Рождество»»

Религиозная организация

— духовная образовательная организация высшего образования

«МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

________________________________________________________________________________________

ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Технологическая карта урока:

«Рождество» (длительность занятия составляет 45 минут)









Выполнил слушатель

гр. 21.12.ОДНК

Гусев Артем Николаевич, учитель истории и ОДНКНР























Сергиев Посад 2022г.

Технологическая карта урока

Предмет: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

Класс: 6

Тема: «Рождество»

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление о Рождестве Христовом

  • освоение учащимися ключевых понятий урока

  • воспитывать уважительное отношение к народным традициям

Ключевые понятия урока: Иисус Христос, Рождество Христово, вертеп, Вифлеемская звезда, волхвы, смирна, ладан

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с историей праздника Рождества Христова

  • раскрыть смысл и значение для человечества рождения  Иисуса Христа

  • познакомить учащихся с иконографическими изображениями Рождества Христова

  • познакомить учащихся с традициями празднования Рождества





Информационно-образовательная среда



Учебно-методическое сопровождение:

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» 6 класс Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Рождественские традиции. Рассказы, очерки, воспоминания//Сост. Стрыгина Т.В.-М.:Никея,2016. ISBN: 978-5-91761-463-2

Рождество Христово. Истоки и традиции светлого праздника//Сост. Светлова В.-М.: Центрполиграф,2020. ISBN: 978-5-227-08865

Сергей Абрамов Православные праздники: Пасха и Рождество Христово. Педагогический аспект.-М.:  Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2018. ISBN: 978-5-7429-1143-2

Традиции Рождества. Православный журнал «Фома» URL:https://foma.ru/traditsii-rozhdestva.html {дата обращения 02.01.2022}

Рождество Христово.Краткая история. Портал Православие.Ру.URL: http://www.pravoslavie.ru/2011.html {дата обращения 02.01.2022}



Дидактические материалы:

Наглядные пособия с изображением Рождества Христова (иконы,фрески)

ИКТ:

компьютер, проектор, мультимедийная презентация Powerpaint





Планируемые результаты



Предметные

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

воспитанник научится:

воспитанник научится/ получит возможность научиться

воспитанник научится/ получит возможность научиться

воспитанник научится/ получит возможность научиться

воспитанник получит возможность формирования и (или) развития:

1.Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры: семья – малая церковь. (Пр-1)


1.Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (По -1);

2.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (По-2)

1.Строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний (К-1)

2.Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям (К-2);

3.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К-3)


1.Понимать последовательность действий на уроке (Р-1);

2.Формировать умение работать по плану, инструкции (Р-2)

3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала (Р-3)


1.Духовно-нравственных качеств личности (Л-1);

2.Понимания нравственных оснований православной веры (Л-2)



Этапы урока с указанием времени на каждый этап

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников, включая способы ее организации: (фронтальный, индивидуальный)

Информационно-образовательная среда

Формируемые воспитательные действия

1.Организационный момент (2 мин.)

Приветствие учителя

Приветствуют учителя стоя

Учитель

К-2, Р-1, Р-2

2.Актуализация знаний (4 мин.)

Задаёт вопросы на повторение пройденного материала

Отвечают на вопросы учителя

Учитель, мультимедийная презентация Powerpaint

По-1, По-2, К-1, К-3, Р-1, Р-2, Л-1, Л-2

3.Подготовка к основному этапу занятия (2 мин.)

Подводит к новой теме и цели урока с помощью наводящих вопросов

Отвечают на вопросы учителя

Учитель

По-1, По-2, К-1, К-3, Р-1, Р-2, Л-1, Л-2

4. Усвоение новых знаний (23 мин.)

Рассказ учителя .

Задаёт вопросы.

Воспитанники слушают учителя , отвечают на вопросы

Учитель , мультимедийная презентация Powerpaint

Пр-1, По-1, По-2, К-1, К-2, К-3, Р-1, Р-2, Л-1, Л-2

5. Физминутка (3 мин.)

Руководит фронтальной работой воспитанников

Повторяют за учителем

Учитель

К-2, Р-1, Р-2

6. Рефлексия (6 мин.)


Обобщение новых знаний, полученных на занятии

Воспитанники отвечают на вопросы учителя

Учитель

Пр-1, По-1, К-1, К-2, К-3, Р-1, Р-2, Р-3, Л-1, Л-2

7.Информация о домашнем задании (3 мин.)

Педагог объявляет домашнее задание

Воспитанники фиксируют домашнее задание

Учитель

К-2, Р-1, Р-2





Ход урока



Этапы урока

Ход урока

Формируемые учебные действия

1. Организационный момент (2 мин.)

Учитель:

–Здравствуйте, дорогие ребята!

(Ученики встают из-за парт, приветствуют учителя)

К-2, Р-1, Р-2

2.Актуализация знаний (6 мин.)

Учитель:

–Давайте вспомним с вами, о чем мы говорили на прошлом уроке?

(Мы о празднование Нового года, о новогодних традициях)

–Когда древние славяне праздновали Новый год?

(В начале марта)

–Почему именно весной древние славяне праздновали Новый год

(Весна это время возрождения природы, начало нового полевого сезона)

– Кто и почему перенес празднование Нового года на 1 сентября

 (в 1492 году, в соответствии с церковной традицией, великий князь Иоанн Васильевич (Иван III) утвердил гражданское начало нового года 1 сентября)

–Когда и кем Новый год был перенесен на новую дату

(В 1699 году русский царь Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было во всех европейских странах)

–Какие новые традиции привнес Петр I в празднование Нового года?

(Устраивать фейерверки, делать украшения из сосновых, еловых и можжевеловых веток)


По-1, По-2, К-1, К-3, Р-1, Р-2, Л-1, Л-2

4.Подготовка к основному этапу занятия (2 мин.)

Учитель:

–Ребята, вспомните какие христианские праздники вы помните?

(Рождество, Пасха, Никола зимний, Ильин день и др.)

–Сегодня мы с вами поговорим об одном из главных христианских праздниках: о Рождестве Христовом. Может быть кто-нибудь помнит о празднике Рождества и ее традициях?
(святки, колядки, гадание, рождественская ель)

По-1, По-2, К-1, К-3, Р-1, Р-2, Л-1, Л-2

5. Усвоение новых знаний (23 мин.)

Учитель:

–Родители Девы Марии - Праведные Иоаким и Анна. Жили эти всеми уважаемые супруги в городе Назарете. Но одно их тревожило - не было у них детей. Иоаким и Анна горячо молились Богу о том, чтобы тот послал  им сына или дочь, и обещали, что родившееся дитя будет служить господу. Бог услышал молитву и даровал им дочь, которую они назвали Марией. Когда девочке исполнилось 3 года – родители отдали ее на воспитание в храм.


Умерли родители Марии, когда она ещё была девочкой. Мария жила и воспитывалась при храме, пока не выросла. Когда Ей исполнилось 14 лет, воспитание было окончено, и Марии нельзя было оставаться при храме. Замуж она выходить не хотела, дав обещание служить Богу, но по закону древних иудеев Ей не положено было жить одной. Поэтому Деву Марию обручили с 80-летним старцем Иосифом. Жена его умерла, у него были взрослые дети, и Марии он стал вместо отца. Дом Иосифа находился в городе Назарете.



Именно в город Назарет был послан Богом Архангел Гавриил. Он явился Деве Марии и сказал: «Не бойся, Мария! Я принёс тебе радостную весть: у Тебя скоро родится Сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовёшь Его Иисус (на древнееврейском имя имело два корня «Иегова» и «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник»). Об этом удивительном событии было во сне видение и старцу Иосифу.

Учитель:

  • Какой христианский праздник связан с явлением Архангела Гавриила Деве Марии?

  • Почему люди ожидали Спасителя?

– Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме. Вифлеем был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий. Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид, должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф и Дева Мария. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира.

– В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе загорелась большая звезда. А раньше считалось, что при рождении великих людей загорается яркая звезда. Эту звезду увидели три мудреца их еще называют волхвами: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, жившие на Востоке. Они поняли, что ожидаемый всем миром Царь уже родился. Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему.  Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю.  Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2).Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».

Учитель:

  • Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус?

  • А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец?

-Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото (как Царю), ливан –ладан – смола редкого дерева (как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну - драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами).На следующий день мудрецы собрались вернуться к царю Ироду, но им явился ангел и велел им возвращаться другой дорогой. В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги с ними в Египет, и оставайся там, пока снова не явлюсь тебе, потому что царь Ирод ищет Младенца, чтобы погубить его”. А Ирод очень разгневался и приказал предать смерти всех младенцев мужского пола с момента рождения до двух лет. Эти младенцы были первыми мучениками, пострадавшими за Христа. В храмах есть икона “Вифлеемских младенцев”, где молятся за невинно-убиенных младенцев. Иосиф послушался ангела и ушёл с Марией в Египет. И жили они там до смерти царя Ирода.

Учитель:

  • Какой фразеологизм пошел от имени правителя Иудеи Ирода? Раскройте смысл фразеологизма (Ирод царя небесного, мучитель)


Учитель:

Иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник. Она очень «сюжетна» — на иконе изображаются многие события, о которых упоминается в Евангелиях от Матфея и от Луки и Священном Предании.

  • Что изображено на иконе?

  • Какие действующие лица на ней представлены?

БОГОРОДИЦА
В центре композиции иконы Рождества Христова – Богоматерь. Именно Ей принадлежит исключительная роль в устроении человеческого спасения. Обычно Она представлена лежащей, что подчеркивает реальность Рождества и тем самым — Боговоплощения.Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло “Солнце правды” — Христос.

ЯСЛИ
Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот — предстояние ангелов.Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с прочтением этого сюжета как исполнения пророчества Исайи: “Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет” (Ис. 1:3).Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол — это символ рожденных в законе, Израиля, а осел — символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, освобождающий их из-под ярма: одних — из-под ярма закона, других — поклонения идолам.

ПАСТУХИ
На иконе Рождества непременно изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, безыскусные души, “ничтожные мира сего”. После Господь во время Своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе “Я есмь Пастырь добрый”. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь “чистые сердцем” и “нищие духом”. Тут же изображается и благовестие им ангелов.

ЗВЕЗДА
Вверху мы видим полукруг неба с изображенной на нем звездой, из которой иногда исходит луч. Именно звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда, таким образом, определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента — Рождение “Сущего прежде век”, положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».

Как пишет свт. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной “ангельской силой”. Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда заменяется ангелом.

ВОЛХВЫ
Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша. Это подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта.

АНГЕЛЫ
В верхней части композиции представляется ангельское воинство, славословящее и поющее: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию, когда люди поют ангельскую песнь “Свят Господь Саваоф” и уподобляются в этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти.

СЦЕНА ОМОВЕНИЯ ХРИСТА
В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Одна из них, повитуха, была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании: «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея...». Изображение купания Младенца вновь акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении, также в купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.

ИОСИФ ОБРУЧНИК
И последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим — Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим — воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком).Последнее толкование является наиболее распространенным. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.

Учитель:

– Какие традиции празднования Рождества сохранились до наших дней

В России праздник Рождества Христова входит настоящее время в череду новогодних праздников. Для некоторых семей главное — встреча Нового года, другие Новый год не празднуют, готовясь к Рождеству. Подарки тоже дарят так, как принято в конкретной семье, могут дарить и на оба праздника.

В начале декабря украшаются улицы, в общественных местах устанавливают елки, проходят рождественские базары, благотворительные ярмарки. В последнее время все чаще к Рождеству возле храмов сооружаются вертепы. Вертеп может быть сделан просто из еловых ветвей с иконой Рождества Христова внутри или с фигурами Святого Семейства, трех волхвов, ангелов, животных. Материал может быть самый разный: от картона и ткани до снега и льда. Вертепом также называют особое рождественское представление, которое разыгрываться с помощью кукол в специальном вертепном ящике, а может быть спектаклем с участием актеров. Сюжетами вертепов обычно являются события Рождества, а также бегство в Египет, избиение младенцев Иродом, смерть Ирода. Раньше вертепное представление было связано с колядованием, сейчас вертепный театр показывают на рождественских праздниках или ярмарках. И уже отдельно возрождается традиции колядок — песен, прославляющих Христа и Его Рождество, с которыми раньше обходили дворы, желая добра и радости, собирая подарки в виде угощений, а сейчас с ними чаще ходят в гости. Перед Рождеством православные христиане соблюдают пост, он продолжается шесть недель, с 28 ноября по 6 января включительно. День накануне праздника Рождества Христова называется Сочельником. Название происходит от традиционного блюда, которое готовится в этот день, — сочива (вареная пшеница или рис с медом). В старину в Сочельник ели только сочиво, от любой другой пищи верующие воздерживались вплоть до наступления Рождества. Существует также традиция не есть в этот день ничего «до первой звезды». Празднование самого Рождества совершается в ночь с 6 на 7 января — ровно в полночь в храмах начинается торжественное богослужение. Период с 7 января до Крещенского Сочельника (18 января) называется Святки. Это дни особой радости, которой верующие люди стремятся делиться друг с другом. В это время принято ходить в гости, творить дела милосердия. Хорошей традицией становится дарить подарки к Рождеству и поздравлять с праздником людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.


Учитель:

  • Знаете ли вы еще какие-нибудь рождественские традиции?

  • Отмечают ли в ваших семьях Рождество?

  • Есть ли у вас какие-нибудь семейные традиции?

Пр-1, По-1, По-2, К-1, К-2, К-3, Р-1, Р-2, Л-1, Л-2

6. Физминутка (3 мин.)

Учитель:

– Проведем физминутку. Повторяйте, пожалуйста, за мной.


К-2, Р-1, Р-2

8. Рефлексия (6 мин.)


Учитель:

–Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали на уроке

1.Что в переводе означает имя «Иисус»? (имя состоит из двух корней «Иегова» и «Спаситель»)

2.Как звали земных родителей Иисуса Христа? (Мария и Иосиф)

3.В каком городе родился Иисус Христос? (В Вифлееме)

4.Зачем Мария и Иосиф пришли в Вифлеем? (на всенародную перепись)

5.Куда положила Мария сына после его рождения? (в ясли)

6.Кто первым пришёл поклониться Иисусу Христу? (пастухи)

7.От кого пастухи узнали о рождении Иисуса Христа? (от ангелов)

8.Кто пришёл на поклонение Христу из восточных стран? (волхвы)

9.Что указало путь волхвам? (звезда)

10.Что волхвы принесли Иисусу (золото, ладан и смирну)

11.Что символизировали дары (золото — как дар царю, ладан — как дар первосвященнику и Богу, смирна — как дар смертному человеку)


Пр-1, По-1, К-1, К-2, К-3, Р-1, Р-2, Р-3, Л-1, Л-2

9.Информация о домашнем задании (3 мин.)

Учитель:

–Найдите и выпишите название литературных произведений (повести, пьесы, стихотворения и др.) русских писателей и поэтов, в которых рассказывается про праздник Рождества Христова. Выучите одно стихотворение о Рождестве.

К-2, Р-1, Р-2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!